Раздумья у Белорусского вокзала
Памяти Юлиана Толстова
Информация о сайте
Меню сайта

Форма входа

Категории раздела

Поиск

Календарь
«  Сентябрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Архив записей

Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Приветствую Вас, Гость · RSS 20.09.2018, 15:47

ТОЛСТОВ ЮЛИАН ГЕОРГИЕВИЧ - статья опубликована в энциклопедии "Москва" 2014

ТОЛСТОВ ЮЛИАН ГЕОРГИЕВИЧ (1929, Надеждинск Полтавского района Троицкого округа Уральской области), краевед, коллекционер, историк московского ж/д узла. Отец – инженер, мать – учительница. После ареста и расстрела главы семьи (1941) ее члены были сосланы из Москвы в Павлодар. Получив техническое образование в Новосибирске, Толстов работал в Омской вагонной службе, которую оставил в 1956, чтобы на законных основаниях вернуться в столицу для работы на Московской окружной ж. д. Как опытнытный специалист и отзывчивый человек был избран в 1961 в партком пратии. В качестве партийного функционера, тщательно вникавшего в нужды обращавшихся к нему москвичей, впоследствии стал известен в Транспортном комитете Москвы и в Люблинском районе столицы. С начала 1970-х до 1989 работал в обществвенной приемной Московского горкома партии, содействуя множеству людей найти справедливое решение их насущных проблем.


Желание глубже узнать историю родного города, в котором он провел свое детство и с жизнью которого слился в зрелые годы, привело его в аудитории Московского Государственного Историко-Архивного Института (МГИАИ). Окончив его в 1962, Толстов пристальное внимание сосредоточил на изучении и поиске архивов московского ж/д узла. В процессе историко-краеведческих исследований им были впервые выявлены и систематизированы интересные факты из прошлого всех московских вокзалов – от их проектирования до совершенствования в новейшую эпоху. Параллельно с энергичным развитием своей деятельности как историка Москвы и ее транспортных путей (в ее орбиту вошли с течением времени и подземные магистрали), Толстов интенсивно создавал разнородные коллекции. Он собирал открытки с репродукциями живописных полотен отечественных художников (особенно любил И.И. Шишкина). В частности, его весьма привлекали в этом разделе сюжеты, отражавшие, так или иначе, историю железных дорог в России. Естественным продолжением этих направлений были виды вокзалов и ж/д мостов. По информации самого Толстова, у него было немало открыток, отражавших эволюцию городских местностей, примыкавших к Красным воротам, институту благородных девиц, в котором впоследствии разместился Наркомат (министерство) путей сообщения. В собрании имелись также редкие открытки, отображавшие расположенные рядом храмы, в т. ч. при Куракинской богадельне; домовую церковь, открытую в XVIII в. в Запасном дворце, и пр. Были сохранены солидные коллекции по темам «Метро» (каталог опубликован в журнале «Филателия», 1991, № 9), «БАМ», «Нагрудные значки дорожников». Части коллекций предоставлялись в распоряжение некоторых тематических выставок («100-летие Транссиба» и др.).
В середине 1990-х в московской прессе появилось много статей и очерков Толстова, в которых достаточно полно освещались плоды его творческой и собирательской деятельности. Значительный интерес к ним проявили также ТВ и радио. В 2004–07 радиостанция «Говорит Москва» выделяла длительные отрезки эфира для авторских передач Толстова из цикла «Московский железнодорожный узел в XIX и ХХ вв.».
До 1941 жил на территории московского завода «Оргаметалл», где работал его отец; с 1959 – на Ленинградском просп., 78; с 1967 – на Лесной ул., 10/16; с 1975 – на ул. Лавочкина, 54, корп. 2. Похоронен на Рогожском кладбище

Соч.: Вокзал для императора // Вечерний клуб. 1994. № 26; Вокзальные странствия // Гудок. 1999. 10 апр.; Призрак вокзала-гиганта // Московская правда. 2000. 8 июня; Гудел на площади Смоленский рынок // Там же. 2001. 18-24 янв.; Подземные меридианы столицы // Там же. 2001. 20-26 сент.; Малоизвестный почтамт // Там же. 2002. 15-21 авг.; Три вокзала на Красном пруду // Гудок. 2002. 20 сент.; Дом на Краснодарской // Московский железнодорожник. 2003. 31 мая; Раздумья у Казанского вокзала // Там же. 2003. 29 нояб.; Вокзал для коронации // Там же. 2006. 26 мая; Исчезнувшие вестибюли метро // Московская правда. 2006. 1-7 июня; Каланчевская застава // Московский железнодорожник. 2006. 11 авг.; Курская городская ветка // Там же. 2008. 11-17 апр.; Из истории московского трамвая // МЖ-л. 2009. № 10; Болото: О прошлом и настоящем Болотной площади в Москве // Там же. 2012. № 1 (253).
Лит.: Чубарова В. К 80-летию Юлиана Толстова // Московский железнодорожник. 2009. 10-16 июня ● Москвоведы.

Н.Н. Митрофанов

 

80 лет исполнилось Юлиану Георгиевичу Толстову. Его по праву можно называть главным архивариусом железнодорожного транспорта. Вот и сейчас именно к нему обратились специалисты ЦНТБ ОАО «РЖД» за консультацией. После выхода на телеэкраны фильма о переезде в 1918 году Советского правительства в Москву им потребовалось уточнить, где же на первых порах находился аппарат МПС. Документально подтвержденный ответ Толстова не за заставил себя ждать... В 1950 году Юлиан Толстов окончил в Новосибирске вагонное отделение железнодорожного техникума и пришел работать на ЗапСиб.

– По долгу службы, а направили меня в аппарат ревизора по безопасности движения Омского отделения, мне приходилось часто бывать на линии, – вспоминает юбиляр. – Сколько же интересных людей встречал я там, сколько они мне поведали! Я соприкасался с историей буквально на каждом шагу. В 1956 году, вернувшись после длительного отсутствия в столицу, он поступает на Московско-Окружную дорогу (отдельное спасибо за это тогдашнему ее начальнику Ф.М.Ткаченко) и за три месяца делает стремительную карьеру от слесаря-автоматчика станции Угрешская до инженера вагонного депо Лихоборы. А через несколько лет успешно оканчивает Московский историко-архивный институт.

 

– С дороги я ушел в 1969 году, – продолжает Юлиан Георгиевич. – После того как был взят на работу в Люблинский райком КПСС, откуда затем перешел в МГК партии.

Но дорога, ее история и люди так и не отпустили его. У Толстова уникальный архив, прекрасная библиотека. Он постоянно печатается в периодике, выступает по радио, консультирует. На основе его коллекции выпущены наборы открыток по истории железных дорог, календари. Много лет он «потчует» и читателей «Московского железнодорожника» изысканнейшими зарисовками, связанными с нашей магистралью. Словом, несмотря на годы, Ю.Г.Толстов постоянно в делах.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                Вера Чубарова
Copyright MyCorp © 2018