Раздумья у Белорусского вокзала Памяти Юлиана Толстова
|
|
|||||||
|
ТОЛСТОВ ЮЛИАН ГЕОРГИЕВИЧ - статья опубликована в энциклопедии "Москва" 2014 ТОЛСТОВ ЮЛИАН ГЕОРГИЕВИЧ (1929, Надеждинск Полтавского района Троицкого округа Уральской области), краевед, коллекционер, историк московского ж/д узла. Отец – инженер, мать – учительница. После ареста и расстрела главы семьи (1941) ее члены были сосланы из Москвы в Павлодар. Получив техническое образование в Новосибирске, Толстов работал в Омской вагонной службе, которую оставил в 1956, чтобы на законных основаниях вернуться в столицу для работы на Московской окружной ж. д. Как опытнытный специалист и отзывчивый человек был избран в 1961 в партком пратии. В качестве партийного функционера, тщательно вникавшего в нужды обращавшихся к нему москвичей, впоследствии стал известен в Транспортном комитете Москвы и в Люблинском районе столицы. С начала 1970-х до 1989 работал в обществвенной приемной Московского горкома партии, содействуя множеству людей найти справедливое решение их насущных проблем.
Соч.: Вокзал для императора // Вечерний клуб. 1994. № 26; Вокзальные странствия // Гудок. 1999. 10 апр.; Призрак вокзала-гиганта // Московская правда. 2000. 8 июня; Гудел на площади Смоленский рынок // Там же. 2001. 18-24 янв.; Подземные меридианы столицы // Там же. 2001. 20-26 сент.; Малоизвестный почтамт // Там же. 2002. 15-21 авг.; Три вокзала на Красном пруду // Гудок. 2002. 20 сент.; Дом на Краснодарской // Московский железнодорожник. 2003. 31 мая; Раздумья у Казанского вокзала // Там же. 2003. 29 нояб.; Вокзал для коронации // Там же. 2006. 26 мая; Исчезнувшие вестибюли метро // Московская правда. 2006. 1-7 июня; Каланчевская застава // Московский железнодорожник. 2006. 11 авг.; Курская городская ветка // Там же. 2008. 11-17 апр.; Из истории московского трамвая // МЖ-л. 2009. № 10; Болото: О прошлом и настоящем Болотной площади в Москве // Там же. 2012. № 1 (253). Н.Н. Митрофанов
80 лет исполнилось Юлиану Георгиевичу Толстову. Его по праву можно называть главным архивариусом железнодорожного транспорта. Вот и сейчас именно к нему обратились специалисты ЦНТБ ОАО «РЖД» за консультацией. После выхода на телеэкраны фильма о переезде в 1918 году Советского правительства в Москву им потребовалось уточнить, где же на первых порах находился аппарат МПС. Документально подтвержденный ответ Толстова не за заставил себя ждать... В 1950 году Юлиан Толстов окончил в Новосибирске вагонное отделение железнодорожного техникума и пришел работать на ЗапСиб. – По долгу службы, а направили меня в аппарат ревизора по безопасности движения Омского отделения, мне приходилось часто бывать на линии, – вспоминает юбиляр. – Сколько же интересных людей встречал я там, сколько они мне поведали! Я соприкасался с историей буквально на каждом шагу. В 1956 году, вернувшись после длительного отсутствия в столицу, он поступает на Московско-Окружную дорогу (отдельное спасибо за это тогдашнему ее начальнику Ф.М.Ткаченко) и за три месяца делает стремительную карьеру от слесаря-автоматчика станции Угрешская до инженера вагонного депо Лихоборы. А через несколько лет успешно оканчивает Московский историко-архивный институт.
– С дороги я ушел в 1969 году, – продолжает Юлиан Георгиевич. – После того как был взят на работу в Люблинский райком КПСС, откуда затем перешел в МГК партии. Но дорога, ее история и люди так и не отпустили его. У Толстова уникальный архив, прекрасная библиотека. Он постоянно печатается в периодике, выступает по радио, консультирует. На основе его коллекции выпущены наборы открыток по истории железных дорог, календари. Много лет он «потчует» и читателей «Московского железнодорожника» изысканнейшими зарисовками, связанными с нашей магистралью. Словом, несмотря на годы, Ю.Г.Толстов постоянно в делах. Вера Чубарова
|
Copyright MyCorp © 2023 |