Раздумья у Белорусского вокзала
Памяти Юлиана Толстова
Каталог статей
Меню сайта

Форма входа

Категории раздела

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0

Приветствую Вас, Гость · RSS 24.01.2019, 15:45

Главная » Статьи » Статьи Юлиана Толстова

Архитектор И.И.Рерберг

Имя талантливейшего московского инженера и зодчего Ивана Ивановича Рерберга помнят сегодня немногие. А ведь архитектурно-художественный облик столицы во многом определен его работами.

Родился Рерберг 6 октября 1869 г. в семье крупного инженера путей сообщения. Предок Рербергов - датчанин - прибыл в Россию при Петре I и служил как опытный кораблестроитель.

Талантливый рисовальщик, Иван Рерберг не стал учиться живописи, а поступил в инженерное училище, затем блестяще окончил военно-инженерную академию в Петербурге (1896 г.). Пройдя хорошую инженерную практику, был засажен своим отцом (И.Ф. Рерберг являлся председателем Комиссии по постройке здания Инженерного училища - нынешний МИИТ) за составление смет по его строительству. После чего на долгие годы (до 1912 г.) молодой специалист стал заместителем архитектора Роберта Клейна, возводившего Музей изящных искусств на Волхонке. Здесь он прошел хорошую школу зодчества, участвовал (1904 г.) в реставрации Манежа, успешно работал на постройке здания магазина «Мюр и Мерилиз» (1907-1908 гг.), известного сегодня всей Москве как ЦУМ; клиник на Малой Пироговской.

Самой ранней постройкой Рерберга, о которой заговорила Москва, стало возведение крупного Дома дешевых квартир, который занял почти квартал. В 1904 г. город приобрел обширный участок огородной земли на 2-й Мещанской ул. (ныне ул. Гиляровского, д. 65). Известный благотворитель Г.Г. Солодовников завещал Москве «на дело дешевых квартир» весомые деньги - 6 млн. рублей. Вот на эти миллионы Городская дума и решила построить два солидных дома: один для семейных - на 200 квартир, другой для одиночек - на 1152 комнаты. Объявили городской конкурс - архитекторы, дерзайте! И Рерберг выиграл право на строительство дома для одиночек (1906-1909 гг.) Пятиэтажное, красного кирпича, с угловой башенкой, внешне строение было весьма эффектным, но и по своему внутреннему наполнению оказалось довольно необычным.

Помимо котельной, вентиляционной камеры, кухни, посудомойки, комнаты для посуды и помещений для провизии здесь на первом этаже нашлось место для амбулатории, комнаты врача, аптеки, общей столовой, библиотеки и ... зала для собраний. И еще новинка: в доме установили лифт. За пользование подъемной машиной взималось по 2 коп. с головы, дети и старики от уплаты освобождались.

В советское время на первых этажах этих домов располагался НИИ «Алмаз», затем «Роспотребсоюз», ныне это офисы.

Через два года после постройки дома на 2-й Мещанской военный инженер И.И. Рерберг совместно с архитектором М.М. Перетятковичем победил в непростом конкурсе, объявленном Московским архитектурным обществом, на право сооружения комплекса зданий для богатого Северного страхового общества (ул. Ильинка, д. 23). Величественный, неоклассически элегантный, этот комплекс (1912 г.) стал одним и из наиболее значительных зданий дореволюционной Москвы. Втиснутое, казалось бы, в очень неудобный тупик Ильинки, ограниченное церковью «Никола - Большой крест» и существовавшей еще тогда Китайгородской стеной, будущее здание поставило перед авторами нелегкую задачу. Но она была решена блестяще! Рерберг проявил себя подлинным гением конструкции. Облицованные камнем, декорированные многочисленными вазами и четкими рельефами, высокой башней с курантами, обозначавшей главный вход, мощные стены этого здания производили глубокое впечатление. Изящная эта башня и близстоящая ротонда удачно дополняли друг друга и чем-то напоминали, несмотря на высоту, старые башни Китай-города.

В советское время в башенном корпусе располагался Комитет народного контроля СССР, ныне здесь заседают юристы Конституционного суда России.

Удивительно широк диапазон работ, выполненных Иваном Рербергом. Когда-то в Москве наряду с крупным магазином «Мюр и Мерилиз» был популярен «Голофтеевский пассаж», что плотно прилепился к этому торговому центру. Торговый ряд купца Голофтеева Рерберг возвел  (1911 г.) на месте «галереи с магазином князя М.Н. Голицина» в нешироком проеме бывшего переулка между Солодовниковским пассажем и «Мюром и Мерилизом». Впоследствии, при реконструкции центра города, Голофтеевский пассаж был разобран.

Годом раньше, на Новокузнецкой, 12, Иван Рерберг построил красивый особняк с мезонином. Это здание, известное как «дом Н.В. Урусова», имеет удивительную особенность. Здесь архитектор замахнулся на традиционные классические колонны, значительно уменьшив их масштаб, что позволило им стать изящной игрушкой. Именно этот прием возлюбили архитекторы наших 40-50-х гг., нагружавшие фасады колоннами, взлетавшими под крышу. К этим же годам относится и красивейшее здание гимназии в Казенном переулке, 9, где училась будущая народная артистка СССР Вера Марецкая. В активе зодчего корпус военного  госпиталя в Лефортово, первое место на конкурсе проектов здания офицерского Экономического общества (не осуществлено), трехэтажное здание ремесленного училища на 1-й Миусской (включено ныне в корпус вуза), пороховой завод в Сущеве.

На площади Белорусского вокзала вот уже добрых сто лет стоит аккуратное, очень приятное с виду здание. На много лет оно было отдано под ... общественный туалет, потом - под что-то еще по линии горкомхоза. Оказалось, что здание это было построено И.И. Рербергом для технического училища Московско-Брестской железной дороги, одного из лучших в городе. Сегодня, после капитальной реставрации, дом выглядит как игрушка - в нем расположилось линейное управление транспортной милиции.

Военный инженер И.И. Рерберг в своем творчестве довольно тесно был связан с железнодорожным ведомством. Так, он активно участвовал в работах по перестройке здания на Чистопрудном бульваре, 6 для Правления Московско-Киево-Воронежской железной дороги. Эту стройку, учтя значение магистрали, посетил министр путей сообщения князь М.И. Хилков и остался весьма и весьма доволен увиденным. В советские годы здесь располагался Наркомпрос РСФСР, где работали А.В. Луначарский и Н.К. Крупская.

В 1912 г. Правление Московско-Киево-Воронежской дороги поручило Ивану Ивановичу Рербергу составить проект и, после утверждения его МПС, возглавить строительство нового Брянского вокзала в Москве. Дело в том, что прежний одноэтажный, более похожий на трактир, деревянный Брянский вокзал в Дорогомилове для возросшего потока пассажиров был более чем тесен. Архитектор с большим энтузиазмом взялся за работу, которая стала одной из лучших в его творчестве. К проектированию он привлек известного мастера архитектуры В.К. Олтаржевского и выдающегося конструктора В.Г. Шухова. Новый вокзал украсили гранитом и белым камнем, яркой мозаикой. Его второй высокий ярус имел колоннаду, выразительные скульптуры, по-настоящему впечатляли порталы: правый имел вход для публики первого и второго классов, левый - для простого народа. Излюбленная Рербергом башня с курантами и бронзовыми орлами поднялась на 51 м. Залы для пассажиров заложили просторные, двухсветные.

Вокзал располагался «покоем», главным фасадом, на Москву-реку, внутри крыльев здания уложили железнодорожные пути. Главная особенность здания - стеклянное перекрытие путей арочным дебаркадером длиной 231м и высотой 30 м. Это была блестящая работа инженера В.Г. Шухова. В торцах здания возвели по два этажа для квартир для персонала, удобных и просторных.

Церемония закладки будущего вокзала состоялась 28 мая 1914 г., накануне Мировой войны. При этом было объявлено, что он «непременно будет открыт для общественного пользования к декабрю 1915 г.»!

На возведение столь солидной постройки дорога выделила 2,5 млн. золотых рублей. Работы по рытью котлована (наружный контур здания составил почти 900 м) начались весьма интенсивно, благо, что-то ломать и разбирать не пришлось, вокзал строился на свободном месте, в отдалении от старого «пассажирского дома». Естественно,военные действия, мгновенно начавшиеся трудности с квалифицированными мастерами, металлом для арок дебаркадера, цементом замедлили дело. Но все же к середине 1916 г. основные строительные и отделочные операции были почти завершены. В этот период И.И. Рерберг как военный инженер, полковник, был призван в армию. После его отъезда немалую часть забот взял на себя старший брат - Федор Иванович Рерберг, талантливый художник, который до этого расписывал плафоны в залах вокзала. Много труда вложил и архитектор В.К. Олтаржевский, коллега и единомышленник И.И. Рерберга. Скульптор С.С. Алешин для фасада здания изваял четыре фигуры. Кстати, только этот вокзал в столице имеет скульптуру в оформлении. И не случайно: по совокупности деталей здание чем-то напоминает дворец в стиле итальянского Возрождения.

Первых пассажиров вокзал принял 18 февраля 1918 г. Эту дату можно считать днем его рождения. Окончательно отделку завершили с приходом из армии И.И. Рерберга, в 1920 г. В это же время приступили и к расчистке площади перед вокзалом. Ранее эта часть Бережковской слободы по берегу Москвы-реки была занята дровяными складами, избами, полукустарным кожевенным заводом. Лишь после освобождения от этих строений здесь образовалась обширная площадь, впоследствии украшенная красивой набережной. Моссовет в начале 1920 г. передал железнодорожникам стоящее близ вокзала четырехэтажное жилое здание постройки 1882 г. Рерберг быстро перестроил его под клуб. После постройки на площади крупного отеля (1990-е гг.) клуб этот снесли.

В 1934 г. Брянский вокзал был переименован в Киевский, и теперь мало кто помнит прежнее его имя. В первые годы советской власти архитектор работал очень интенсивно. В его активе ряд жилых домов, перестройка здания (ул. Кирова, 20) бывшего Варваринского акционерного общества (долгое время там находился Минхимпром).

Необыкновенно широка область творческих устремлений Рерберга. В 1925 г. отмечалось столетие Большого театра, при этом был выпущен прекрасно изданный том «Московский Большой театр. 1825-1925 гг.» под редакцией А.В. Луначарского. Глава «История здания Большого театра» принадлежит И.И. Рербергу. Или еще малоизвестная деталь. В конце 20-х гг. по эскизу Ивана Ивановича на фронтоне старейшей московской гостиницы «Националь» было выполнено прекрасное мозаичное полотно «индустриализация»!

И вот, наконец, две последние крупные постройки в столице. Центральный телеграф, здание, которое знает каждый приезжий, которое просто неотделимо от города, от Тверской.

В марте 1926 г. Моссовет принял решение строить «здание центрального телеграфа, радиоузла и международной телефонной станции СССР по проекту и под наблюдением инженера И. И. Рерберга». Но здесь необходима сноска. Рерберг не просто был назначен волею начальства. Право строить именно по этому проекту он выиграл в честном бою, на конкурсе с участием видных архитекторов. Иван Иванович всю жизнь был крайне щепетилен в этих делах, за что и пользовался глубоким уважением коллег.

Здание положили строить масштабное, пятиэтажное «рамножелезобетнной конструкции, с кирпичными наружными стенами, облицеванными гранитом», объемом более 200 тысяч кубометров! Европа буквально ахнула, пресса разразилась серией ядовитых статей о том, что СССР сядет в лужу, но такую махину не осилит. Осилили!

И до сих пор мы гордимся и любим это красивое и весьма полезное общественное здание Москвы, достойное детище Ивана Ивановича Рерберга.

Завершающая страница творчества архитектора была такова. Задание Рербергу как военному инженеру в этот раз поступило от весьма высокого начальства и было явно неординарным. На территории древнего Кремля следовало построить училище кремлевских курсантов. В Кремле под это строительство уже расчистили площадку. Пространство подготовили довольно обширное. Был разобран Малый Николаевский дворец, построенный при Екатерине Великой, который до возведения в XIX в. К. Тоном Большого Кремлевского дворца был единственным служившим здесь императорской фамилии. Затем наступил черед стоящего рядом исторического Чудова монастыря и Вознесенского девичьего у Спасских ворот. Предварительно все достопримечательности перевезли в музеи, после чего в декабре 1929 г. остатки зданий были взорваны. В результате образовалось обширное пространство, тянувшееся вплоть до величественного корпуса Сената, построенного великим М. Казаковым.

Рербергу предстояла задача как можно бережнее подойти к блоку старинных государственных учреждений, совместить эпохи.

Проект был согласован на всех уровнях, и в 1932-1934 гг. здесь выросла «Школа красных командиров им. ВЦИК», с большим клубом для курсантов. Со временем в этом здании разместился Президиум Верховного Совета СССР, затем Кремлевский театр (вот когда при годился клуб курсантов), в перестройку - часть команды Б.Н. Ельцина и ныне - аппарат президента РФ В.В. Путина.

Архитектору не пришлось увидеть готовым свое детище - И.И. Рерберг умер в конце 1932 г. Он прожил всего 63 года, но успел столько, что хватило бы и на нескольких человек.

Юлиан Толстов

  -

 

 

 

 - ~

 

 

Категория: Статьи Юлиана Толстова | Добавил: Tolstov (26.01.2014)
Просмотров: 1534 | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2019