Раздумья у Белорусского вокзала
Памяти Юлиана Толстова
Каталог статей
Меню сайта

Форма входа

Категории раздела

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Приветствую Вас, Гость · RSS 20.11.2018, 01:04

Главная » Статьи » Статьи Юлиана Толстова

Благодаря венценосному деду

Бытует мнение, что все профессиональные праздники, и День железнодорожника в том числе, - изобретение советской власти. А между прочим, этот самый «день» появился в России задолго до октябрьского переворота. В нашу историю император Николай I вошел не только как усмиритель восстания декабристов и «личный цензор» Александра Сергеевича Пушкина. Его справедливо называют «основателем железнодорожного дела в России». Ведь именно при нем все и началось: и первая железная дорога в Царское Село; и первая «всероссийская магистраль» от Санкт-Петербурга до Москвы, или, как для нас, москвичей, приятнее звучит - от Москвы до Петербурга!

25 июня 1896 года в Российской империи особо торжественно отмечалось 100-летие со дня рождения Николая Павловича. Среди прочих праздничных мероприятий был и указ Николая I о ежегодном праздновании годовщины со дня рождения его венценосного деда всеми учреждениями железных дорог России.

К первому Дню железнодорожника Петербургский и Московский вокзалы Николаевской железной дороги были украшены мраморными бюстами императора-юбиляра. Эти бюсты простояли до конца 1917 года, а потом, естественно, были признаны «лишней деталью» истории. Все предреволюционные годы 25 июля на железных дорогах проходили особые богослужения, и в этот день транспортные учреждения не работали (но поезда, естественна, ходили).

 И в наше время первым профессиональным праздником в СССР стал опять-таки День железнодорожника. Правда, его официальное название в момент учреждения звучало несколько иначе. Истоки праздника нужно искать в протоколах совещания рабочих-стахановцев (кто из молодых москвичей помнит, что такое «стахановец»?), состоявшегося 15 апреля 1936 года. В Кремле в тот день собрались лучшие паровозники, движенцы, вагонники, связисты... Совещание было достаточно деловым и критичным по отношению к положению дел на железных дорогах. Наряду с конкретными «рационализаторскими» предложениями здесь прозвучала мысль об учреждении Дня железнодорожника как «дня максимальных трудовых усилий».  А вскоре появилось и постановление за подписью тогдашнего формального главы государства М. И. Калинина: «. ..Удовлетворить просьбу рабочих и служащих Сталинской, Донецкой, Октябрьской, Ленинской, им. Л. М. Кагановича и других железных дорог об установлении ежегодно в годовщину приема железнодорожников руководителями партии и правительства - 30 июля -«Всесоюзного дня железнодорожного транспорта Советского Союза».

 Как видим, праздник решили посвятить не труду железнодорожников, а памяти того дня, когда некоторых из них принимали в Кремле. О столь нелюбезном сердцу большевиков императоре, разумеется, ни слова.

 Первые годы День железнодорожника был особо пафосным и громким: торжественное заседание проходило обычно на свежем воздухе, среди цветов, в зеленом театре ЦПКиО им. Горького. Уже при входе в парк гостей встречали бутафорские семафоры: празднику - зеленая улица! В аллеях разворачивали традиционные выставки под  девизом «СССР -великая железнодорожная держава», устанавливалось множество портретов стахановцев-кривоносцев (напомним, что Стаханов был шахтером, установившим официальный рекорд выработки, а Кривонос  был назначен «лучшим стахановцем железных дорог»). Практически весь парк в этот день принадлежал железнодорожникам - веселились здесь десятки тысяч человек, и веселились до темна. Парк просто звенел песнями: в те трудные и страшноватые годы люди почему-то особенно много и хорошо пели! Весь вечер на набережной Москвы-реки играла музыка, а под медь духовых оркестров «труженики стальной колеи» танцевали охотно и задорно...

 А через несколько лет, уже после войны, из праздника исчезла какая-то живинка: все стало жестко регламентироваться: доклад, праздничный концерт, награды и обещания... Настоящий праздник расползся по домам: ветераны вспоминали сад им. Бубнова (Сокольники), задор клуба КОР (ЦДКЖ), какой-то «особо замечательный» вечер в клубе имени Кухмистерова... Ветераны вспоминали минувшие дни и ворчали на дни нынешние. Замечательное свойство памяти: она особенно долго удерживает доброе и приятное. А впрочем, может быть, все дело просто в нашей тогдашней молодости? Ведь даже железнодорожный клуб «Красный Балтиец» тогда казался нам большим и красивым, а не нынешней скучной «коробкой»...

Хочется поздравить друзей-железнодорожников с приближающимся праздником и вспомнить всех: и императора, этот праздник учредившего, и его деда, решившегося на прокладку первой в России «чугунки», и всех, кто причастен к тому, что железные дороги, несмотря ни на что, живут и помогают жить всей нашей стране.

 

Юлиан Толстов

Категория: Статьи Юлиана Толстова | Добавил: Tolstov (06.11.2015)
Просмотров: 289 | Теги: день железнодорожника | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2018