Раздумья у Белорусского вокзала
Памяти Юлиана Толстова
Каталог статей
Меню сайта

Форма входа

Категории раздела

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Приветствую Вас, Гость · RSS 28.05.2018, 06:22

Главная » Статьи » Статьи Юлиана Толстова

C любовью к делу своему

Бытует мнение, что День железнодорожника - подарок отрасли от советской власти. Между тем этот праздник появился в России задолго до 1917 года.

В отечественной истории император Николай I обоснованно упомянут как «основатель железнодорожного  дела в России». Ведь именно при нем все и началось: и первая железная дорога в Царское село, и первая «всероссийская магистраль» от Санкт-Петербурга до Москвы. Комитет министров той поры значительным  большинством голосов высказался против строительства  железных дорог в стране, и только решительность императора заставила консерваторов из правительства приступить-таки к сооружению магистрали между российскими столицами: «Мы терпим от избытка расстояний. Я смотрю на сближение Петербурга с  Москвой как на дело великой государственной важности ... и надеюсь, что потомство оправдает мое решение». Потомки в полной мере оценили заслуги царя-первопроходца в прокладке стальных путей на неоглядых просторах Отчизны.

В 1895 году, к 100-летию со дня рождения Николая I были приурочены торжественные мероприятия Департамента железных дорог и управлений Царскосельской, Николаевской и Варшавско-Венской железных дорог - тех, что были образованы в его царствование. Служащим этих дорог были пожалованы «вензелевые изображения имени Императора Николая I на форму одежды». Одновременно красивыми вензелями украсили локомотивы и пассажирские вагоны вышеназванных дорог. К этой же дате на Петербургском и Московском вокзалах установили прекрасные мраморные бюсты императора Николая Павловича (убраны после 1917 г.). Через год приказом министра путей сообщения № 68 от 9 июля (по старому стилю) 1896 года «по Высочайшему повелению» в честь дня рождения императора Николая I, «державной волею коего положено начало сооружения и эксплуатации железных дорог в России» устанавливалось ежегодное празднование всеми центральными и местными учреждениями, заведывающими железными дорогами в России. Вот она, дата отсчета всероссийского праздника железнодорожнков  - 25 июня 1896 года. Уже 110 лет  ему!

Ксати, это был первый профессиональный праздник транспортников не только в нашей стране, но и в Европе. В тот день, 110 лет тому назад «занятий в центральных и местных железнодорожных учреждениях» не было. На крупных станциях и вокзалах устраивались благодарственные молебны. Особенно торжественно прошло оно на набережной Фонтанки, дом 117, где тогда располагалось российское Министерство путей сообщения.

Перед началом богослужения настоятель церкви института инженеров путей сообщения, протоиерей Городцов обратился к присутствующим с пастырским словом, в котором он подчеркнул важность «установления всероссийкого празднества по всему ведомству железных дорог». При этом он выделил роль и значение собравшихся здесь «представителей великого всероссийского железнодорожного дела, ответственных за тот рост и за то преуспеяние, которого достигли железные дороги в истекшее столетие ... » И завершил протоиерей свое слово мудрыми мыслями, не стареющий смысл которых звучит по жизни и сегодня: «Всякому служению должно предшествовать знание, соединенное с любовию к своему делу. Чем больше любви и понимания дела, тем оно лучше и успешнее совершается ... »

Столичное торжество завершилось праздничным обедом в Павловске, на  Царскосельской дороге. Министр, князь М.И.Хилков, по поручению Николая II в этот момент находился на линии Транссиба и всеми делами временно ведал «директор канцелярии министра, тайный Советник А.С.Ермолов». Именно ему речь и пришлось держать на банкете. Причем начал он с тех самых слов, что так часто потом мы слышали все советские годы: «Наш праздник - это торжество труда!»

После Октябрьской революции о Дне железнодорожника не вспоминали почти 20 лет. Замечательную эту традицию в СССР возродили лишь в 19З6 году. Знаменательно, что и в этот раз праздник тружеников стальных магистралей опять таки стал первым профессиональным праздником в стране Советов.

Центральные партийные органы в те годы задействовали весьма, эффективныи рычаг идеологического воздействия: всесоюзные совещания рабочих и работниц-стахановцев промышленности и транспорта.

 Такие совещания прошли в 1935-1936 гг. в Кремле, на них приглашались со многих дорог лучшие паровозники, путейцы, движенцы, работники заводов транспорта, вагонники, связисты. Важно, что такие совещания проходили критично, хлестко и были деловыми по своей сути. Нередко застарелые вопросы тут же решались без волокиты и действенно, что способствовало авторитету таких мероприятий. Именно здесь, наряду с конкретными предложениями не раз звучали мысли о Дне железнодорожника, как дне максимальньiх трудовых усилии во Славу Родины. В результате появилось-таки долгожданное постановление за подписью тогдашнего формального главы государства М.И.Калинина: «Удовлетворить просьбу рабочих и служащих Сталинской,  Донецкой, Октябрьской, Ленинской, им. Л,М.Кагановича и других железных дорог об установлении ежегодно в годовщину приема железнодорожников руководителями партии и правительства - 30 июля - «Всесоюзного дня железнодорожного транспорта Советского Союза ... » спустя четыре года время отраслевого праздника установили в первый выходной день августа.

Первый в новейшей истории страны День железнодорожника был объявлен всенародным праздником, и подготовка к нему шла по всему Союзу. Но центральными площадками стали два столичных парка - имени Горького и Сокольники. Основное торжество проходило на открытом воздухе, среди цветов, в Зеленом театре парка имени Горького, вмещавшем 20 тыс. зрителей. При входе в парк гостей встречали поднятые «крылья» бутафорских семафоров: путь открыт, празднику - зеленая улица!

По сообщениям газет тех лет, около 300 тыс. человек побывали в парке имени Горького. Практически весь громадньiй и так любимый тогда парк принадлежал железнодорожникам: после торжественной части здесь веселились допоздна. Парк просто звенел песнями: в те трудные годы люди особенно много и хорошо пели. Возможно потому, что у всех на слуху были прекрасные лирические мелодии наших композиторов-песенников о родной стране, ее столице, светлом будущем, что виделось где-то совсем близко. Весь вечер в аллеях и на набережной Москвы-реки играла музыка, под задорную медь духовых оркестров ноги сами просились в круг танцующих.

В последующие годы празднование стало жестко регламентироваться, какая-то живинка из него истаяла. Торжественные заседания МПС СССР и ЦК профсоюза железнодорожников обычно проходили в лучших залах столицы. А вот в ЦПКиО имени Горького железнодорожники вернулись только спустя 110 лет после учреждения праздника. Но может, традиция народных гуляний возродится? Так же, как возрождается престижность профессии.

  

 

 

 

Категория: Статьи Юлиана Толстова | Добавил: Tolstov (13.04.2014)
Просмотров: 410 | Теги: день железнодорожника | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2018