Раздумья у Белорусского вокзала
Памяти Юлиана Толстова
Каталог статей
Меню сайта

Форма входа

Категории раздела

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Приветствую Вас, Гость · RSS 28.05.2018, 06:28

Главная » Статьи » Статьи Юлиана Толстова

Эмблема машиниста

История свидетельствует: на российских стальных магистралях экипировку сотрудников считали весьма серьезным делом. Каждая железная дорога в России имела свою форму. Лишь 31 января 1879 года распоряжением тогдашнего министра путей сообщения генерал-адъютанта Константина Посьета были введены общие для страны правила. Утверждена «форменная одежда и другие наружные отличия для всех служащих на российских (кроме финляндских) железных дорогах».

Не будем касаться других должностей – сейчас нас интересует машинист. Согласно распоряжению, на головном уборе машиниста («...фуражка черного сукна с лакированным козырьком, без кантов...») впервые крепилась специальная эмблема - посеребренный паровоз. Эта эмблема очень напоминала паровоз серии «К» постройки известного Коломенского завода. Затем появились такие же серебристые эмблемы, но с царской, короной над несколько иным по силуэту паровозиком. Примерно такой стародавний знак могли видеть посетители международной выставки «Железнодорожный  транспорт-89», что была недавно развернута в Щербинке. На этой выставке курсировал ретро-поезд, обслуживающий персонал был одет в форму  тех давних лет, которая вызывала большой интерес пассажиров.

В годы первой мировой войны посеребренную эмблему заменили латунной. Затем след этих отличительных знаков машиниста теряется. Вновь появились они, по разным данным, где-то в 1924-1925 годах. К сожалению, до сих пор нет четкой хронологической  ясности, какие форменные знаки и в какой последовательности  носили в 20-e годы советские железнодорожники. Этот период - самый малоизученный. Были ли регламентации НКПС на этот счет или местные руководители просто соблюдали традиции русских дорог, и донашивались те эмблемы, что остались на складах? Никакого фактического материала об этом в фондах Центрального Государственного архива народного хозяйства СССР, где хранятся документы НКПС, пока не обнаружено.

Так продолжалось до 1932 года. Известный приказ наркома путей сообщения А. Андреева от 28 мая 1932 года № 615/Ц о введении на железнодорожном транспорте новых знаков различия и последующие приказы на этот счёт НКПС и МПС дают исчерпывающие ответы на вопросы о форме железнодорожника. Но, повторяю, 20-е годы оставили немало «белых пятен» в экипировке транспортников. Вот одно из них.

Старожилы помнят, что в 1925 -1930 годах машинисты ряда дорог продолжали носить на головном уборе латунную эмблему – стилизованный старинный паровозик. Эмблема эта, как видно на фотографии, довольно своеобразна: труба напоминает о временах, когда паровозы топились дровами, длинный и густой шлейф  дыма создает ощущение движения. Эмблема четко видна на старых фотографиях машинистов, что приходилось держать в руках. Причем на групповых снимках паровозной бригады эту эмблему имеет  только механик!

 Насколько мне известно, такие отличия носили машинисты ряда дорог Центра и Сибири. Были ли эти знаки общесоюзными  или дорожными, твердо установить не удалось. Возможно, ветераны транспорта, знатоки истории железных дорог помогут назвать точнее год появления таких знаков у машинистов, их разновидности, выяснить распространение на сети дорог. Ю.Толстов

Категория: Статьи Юлиана Толстова | Добавил: Tolstov (31.10.2015)
Просмотров: 437 | Теги: форма железнодорожника | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2018