Раздумья у Белорусского вокзала
Памяти Юлиана Толстова
Каталог статей
Меню сайта

Форма входа

Категории раздела

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Приветствую Вас, Гость · RSS 21.08.2018, 13:05

Главная » Статьи » Статьи Юлиана Толстова

Исчезнувшие вестибюли метро

15 мая 1935 г. открылась первая линия Московского метро. После многочисленных прикидок было решено первую его очередь строить на участке Сокольники - Каланчевская - «Пл. Свердлова» («Охотный ряд») –«Крымская площадь» (позднее - «Парк культуры») С  ответвлением от  станции «Охотный ряд» до «Смоленской».

Первая линия имела 13 станций, но наземных вестибюлей было больше - 16. И это не случайно. Вспомним, что станция «Комсомольская площадь» (именно так она называлась первоначально) имела и имеет два входа-выхода: один встроен в здание Казанскогр вокзала, другой отдельно стоящий вестибюль напряженно работает на подходе к Ленинградскому и Ярославскому вокзалам.

Довольно скоро после пуска подземки «Союзфото» выпустило серию фотооткрыток с изображением наземных вестибюлей, станционных залов, деталей их архитектурного оформления. Открытки выходили тиражами от 5 до 50 тыс. штук. Сегодня трудно найти этому объяснение -каждая из них была интересна и значима, почему один сюжет  тиражировался так, другой эдак – неронятно. Немало в этой серии было любопытного, но сейчас хочется рассказать лишь об открытках, на которых запечатлены исчезнувшие уже вестибюли метро.

Итак, северный вестибюль станции «Комсомольская площадь» (арх. А.М. Рухлядев и В.Ф. Кринский) был самостоятельным сооружением, расположенным между двумя вокзалами. Этот прямоугольный в плане павильон должен был, кроме своей основной функции служить постаментом для массивной четырехфигурной композиции, так и не осуществленной.

Для лучшего прохода пассажиров входные и выходные двери вели и на площадь, и на вокзальный двор. Особенно впечатляло внутреннее оформление вестибюля: роспись потолка, сделанная по эскизам художника В.А. Фаворского, хорошо сочеталась со стенным панно А.Г. Иванова на тему «Комсомол». Макет вестибюля и станции демонстрировался в павильоне СССР на Международной выставке в Париже в 1937 г. и вызвал большой интерес.

Вестибюль простоял до конца 1949 г. и был снесен в связи со строительством кольцевой линии. На его месте по проекту академика А.В. Щусева был воздвигнут самый крупный в Европе наземный вестибюль - эдакий шелом русского богатыря. Он, как и станция «Комсомольская-кольцевая», принял первых пассажиров 30 января 1952 г.

На этой же линии уже в наши дни в связи со сносом гостиницы «Москва» исчез и встроенный в здание вестибюль станции «Охотный ряд» (открытка, одна из немногих на эту тему, выпущена издательством «Изогиз» в 1936 г.). Как будет оформлен новый вход в метро, мы пока не знаем, а старый вид - вот он, перед нами, запечатленный еще 70 лет назад.             

Конечным пунктом первой линии была станция «Крымская площадь», имевшая два наземных вестибюля. Один из них - ротонда на Остоженке (здание стоит и по сей день). А на противоположной стороне Садового кольца, на углу улицы Чудовка (с  1958 г. - Комсомольский проспект), по проекту архитектора Г.Т. Крутикова и В.С. Попова был построен прямоугольный павильон с  4-колонным портиком. Квадратные колонны были облицованы полированным красным гранитом, а боковые стены «раскрыты» большими окнами, разделенными пилястрами. Название станции «Парк культуры» осталось и сегодня. Правда, почему-то на открытке 1938 г. красуется надпись «Парк Культуры И Отдыха» (все с большой буквы).

1 января 1950 г. здесь был построен обширный наземный вестибюль кольцевой линии, прежний, естественно, заранее был разобран - теперь его можно видеть лишь на старых открытках.

Временно, до сооружения 2-й очереди метро, поезда «Сокольники» - «Парк культуры» чередовались с поездами«Сокольники» - «Смоленская». На пути было три станции: «Улица Коминтерна», «Арбатская» и «Смоленская». С окончанием строительства арбатско-покровского диаметра движение поездов стало раздельным.

Как утверждают историки метрополитена, станции «Улица Коминтерна» (затем «Калининская» , «Воздвиженка», сегодня - «Александровский сад») вначале в проекте не было, ее «вставили» в почти  готовый тоннель. Посему вопрос строительства вестибюля решить было непросто. На углу Моховой, практически рядом с домом Коминтерна, поставили временный, маловыразительный вестибюль станции «Улица Коминтерна». Основной же вестибюль предполагали встроить в здание Библиотеки имени Ленина, но до войны не успели, позже стало не до того, посему работу завершили лишь к маю 1946 г. Естественно, времянка, что стояла все эти годы у подножия «Ленинки», была без сожаления снесена, ибо город она явно не украшала.

Станция «Смоленская» тоже имела два наземных вестибюля, судьба их оказалась нескладной - оба не сохранились. Один из них, именовавшийся москвичами «стекляшка», был расположен между Большим и Малым Николо-Щеповскими переулками. Открыток с его изображением за долгие годы собирательства не встречал, возможно, где-то у коллекционеров они и имеются. Впоследствии вестибюль «от Николы» появился в известном доме с башенкой архитектора И. В Жолтовского.

Другой вестибюль «Смоленской» был поставлен крайне нелепо - посредине Садового кольца, напротив 3-го Смоленского переулка. Архитекторы С.Г. Андриевский и Г.И. Макарычев придумали эдакую конструктивистскую интерпретацию античного храма. Интенсивность уличного движения тех лет позволяла пассажирам спокойно пересекать Садовое кольцо, чтобы войти в метро. Эта невероятная ситуация довольно хорошо запечатлена на открытке. Но так продолжалось недолго. При реконструкции Садового кольца в 1939 г. вестибюль убрали, а место заасфальтировали. Так завершилась история с преобразованием вестибюлей метро первой очереди.

Наземные вестибюли построенных позже линий, конечно, тоже не стоят незыблемо. Навскидку можно насчитать несколько таких утрат: красивый павильон (1937 г.) на станции «Киевская», что стоял напротив одноименного вокзала;«Ботаническийсад» -павильон встроен в здание управления метрополитеном г. Москвы на проспекте Мира; павильон военных лет станции «Павелецкая» скрыт ныне стенами реконструированного вокзала; после появления станции «Боровицкая» изменен вестибюль «Библиотеки им. Ленина» на Моховой и т.д.

Все это, к сожалению, необходимость, вызванная и возросшим потоком пассажиров , и эксплуатационными причинами. Плохо, что на открытках все эти изменения в основном не зафиксированы. Метрополитен издает наборы открыток, где сняты новые подземные дворцы, элементы оформления станций, а вестибюли, городская среда остаютоя за кадром. А жаль - все это частичка нашей столицы, ее история.

Ну и напоследок еще примеры утрат. В апреле 1953 г . в строй вошла трасса от площади Революции до Киевского вокзала. Самой крупной здесь была великолепная станция «Арбатская». Массивный вестибюль ее был под стать всему сооружению: в виде трехпролетной триумфальной арки с красивой лепниной и сочлененными колоннами (архитекторы Л. Поляков, Ю. 3енкевич и В. Поликарпов). В конце 70-х гг. этот красавец был поглощен новым зданием Генштаба. Ныне подход к метро неудобный, узкий, приходится идти мимо ларьков и харчевен. Уникальный фасад исчез.

Еще пример поглощения. Наземный вестибюль «Октябрьской-кольцевой» (в 1950-е гг. -«Калужская» в память старай, Калужской площади), с нарядным фасадам, знаменным портиком, фиrурами воинов-трубачей, исчез в 80-х гг., «съеденный» массивным новым зданием. Фасад, теперь практически не воспринимается, на него надо смотреть с определенного расстояния, а не возле входа, задрав голову в толкотне. Многие и не подозревают, насколько красива была «Октябрьская-кольцевая». Хорошо хоть открытка донесет до нас ее прежний облик.

Юлиан Толстов

Категория: Статьи Юлиана Толстова | Добавил: Tolstov (09.04.2014)
Просмотров: 652 | Теги: станция метро, Охотный Ряд, Смоленская, Сокольники, Парк Культуры | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2018