Раздумья у Белорусского вокзала
Памяти Юлиана Толстова
Каталог статей
Меню сайта

Форма входа

Категории раздела
Достопримечательности Москвы [41]
История Московских улиц, площадей, памятников
Москва и Москвичи [8]
Метро, трамвай [5]

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Приветствую Вас, Гость · RSS 21.11.2018, 11:11

Главная » Статьи » Исторические заметки о Москве » Метро, трамвай

От Сокольников до Парка - на метро

В Москве 6есчисленное множество достопримечательностей и одна из них – столичное метро. Сeгодня  никто не сможет представить себе город 6ез этоrо удобного и привычного вида передвижения.

Вспомним, как появились его первые станции. К началу 30-х годов проблема общественного транспорта в Москве стояла особенно остро. Наземные средства (в основном трамвай) не справлялись с перевозками московского и приезжего люда. Мучительно и непросто шли поиски выхода из этого тупика.

Еще до принятия Генерального плана реконструкции Москвы, весной 1931 года пленум ЦК ВКПБ принял решение о начале подготовительной работы по сооружению метро. Большая группа ученых, демографов, транспортников, экономистов работали над вариантами его трасс. После многих раздумий и прикидок было решено первую очередь метро строить на участке Сокольники - Каланчевская - Мясницкая - пл. Свердлова - ЦПК им.Горького, с ответвлением от «Охотного ряда» до ст. «Смоленская». Считалось, что именно эти городские маршруты особенно загружены, именно здесь сложились весьма плотные потоки пассажиров.

И вот в ноябре 1931 года на Русаковской улице, во дворе дома № 1 заложили пробную шахту будущего метро, и работа закипела. С той поры строительные тесовые ограды и шахтные вышки на многие годы стали привычной деталью московского пейзажа. В 1934 году был объявлен конкурс на лучшие проекты архитектурного оформления станций метро. В нем приняли участие наши видные зодчие Щусев, Душкин, Колли, Фомин, Иофан.

Эскизы проектов станций выставлялись в витринах центральных магазинов. Макет голубого вагона метро, что строился в Мытищах, на бывшем вагоностроительном заводе Саввы Морозова, поставили на Театральной площади: смотрите, любуйтесь, скоро можно будет и проехать в таком. Все это очень впечатляло, ибо велико еще было неверие, что с постройкой метро можно справиться в столь сжатые сроки.

Практически первая трасса (11,6 км) была остроена за 2,5 года. И это особенно поражало, если вспомнить про выполненный объем работы. Из газет тех дней известно, что земли, вынутой при строительстве, хватило бы, чтобы засыпать Москву-реку до уровня набережных от Каменного моста до Устьинского. Для станций потребовалось столько мрамора, сколько его не было израсходовано на все царские дворцы.

Это была всенародная стройка - там работало 75 тысяч энтузиастов, прибывших со всех концов страны. Труд во многом был тяжелый, ручной, знаний и навыка было маловато, но желания справиться и задора молодости - хоть отбавляй. Поэтому неслучайно, что Каланчевская площадь, где была построена крупная, с выходами к вокзалам, единственная  двухэтажная станция - получила иное наименование, она стала «Комсомольской». На первой линии все предстояло делать и осваивать впервые. Нужны были свои организаторы движения, эскалаторщики, связисты, бригады машинистов.         

В феврале 1935 года по трассе прошел первый поезд, и началось регулярное учебное движение. Одновременно проходили проверка и регулировка оборудования, наладка устройств станционного хозяйства. Линию намеревались пустить к Первомаю, в апреле Сталин решил проехать по трассе и посмотреть что же это такое. Случилось так, что поезд с высокими гостями застрял в тоннеле - конфуз был великий. К счастью, 37-й год еще не наступил, никто не был наказан, но было дано указание еще и еще раз все перепроверить, дабы народ в подземелье не застревал. Тем самым открытие было отодвинуто на две недели.

Торжественное заседание, посвященное пуску первой очереди московской подземки, состоялось в Колонном зале Дома Союзов 14 мая 1935 года. Метрополитену, вошедшему в состав НКПС, было присвоено имя «железного наркома Л.М.Кагановича». На следующий день, в 7 часов утра состоялось открытие трассы, многие всю ночь стояли у вестибюлей, чтобы оказаться в числе первых пассажиров. Движение началось от станции № 1 - «Сокольники» до «Охотного ряда» и далее по разветвлению до «Парка культуры» или станции «Смоленская». Кстати, сейчас такое движение невозможно, так как «разветвление» разобрали при строительстве торгового центра на Манежной, и на «Смоленскую» следует ехать иначе.

13 прекрасных станций, богато архитектурно оформленных, залитых потоками света (это не нынешняя полутьма!) раскрыли перед пассажирами свои двери. Работники подземки носили иную, более нарядную чем в НКПС форму - двубортные темно-синие костюмы, белые сорочки с черными галстуками, на фуражках или беретах выделялась крупная, эффектная кокарда с поездом, вылетающим из тоннеля. Особо следует рассказать о билетах: вначале их выпускали из толстого картона двух цветов, каждый из которых строго соответствовал определенному направлению. Билет был пригоден для проезда лишь в течение 35 минут. Этого времени для тех коротких трасс хватало с лихвой, стоил он вначале 50, а затем 30 копеек. Вскоре билеты стали выпускать из тонкой бумаги: контролеры, надрывавшие толстый картон, взмолились - заломило руки.

Весьма любопытно проходила и сама поездка. Поездная бригада состояла из трех человек. В передней кабине находились машинист и начальник поезда, в задней - проводник с диском и рожком. Поезд стоял на станции 30 секунд, после чего проводник поднимал диск, давая сигнал о завершении посадки в двух задних вагонах. Дежурный по станции также поднимал диск, после чего начальник поезда громко провозглашал: «Готов!», и поезд трогался. Кстати, на должность начальника поезда подбирали только горластых, звонкоголосых. Эта перекличка «готов - не готов» была возможна потому, что поезд был коротким и состоял из четырех вагонов. Да, да, в то время такого поезда-коротышки вполне хватало, и в вагонах не было тесно. Даже не верится, что когда-то так было свободно и что на станциях стояли крупные фаянсовые  с символом «М» урны для бумаг.  В вестибюлях или аванзалах первой линии появились изящные, отделанные хорошим деревом фирменные киоски «Красного Октября» . У многих эта прекрасная линия осталась в памяти по конфетам «Мишка» и аромату отличного шоколада. Больше тогда в метро ничем не торговали. Не поверите – ничем  более. Со времени открытия той трассы прошло уже немало лет, и некоторых наземных вестибюлей первых станций уже нет, их снесли совсем или заменили на более просторные. Вот эти здания, которые можно видеть лишь на старых снимках. Начнем отсчет с «Комсомольской». На ее месте, между Ленинградским и Ярославским вокзалами, высится громада со шлемовидным куполом. Кардинально перестроен вестибюль станции «Библиотека им. Ленина» на Моховой, основательно переделан «Парк культуры»: смотрите сами - ничего нет похожего, там ныне стоит станция кольцевой линии. Особенно «не повезло» ответвлению первой линии: из трех станций осталась только «Арбатская», что когда-то притулилась к ангару Арбатского рынка - этот павильон в форме звезды как был, так и стоит. Исчезла же «Коминтерновская», что была перед зданием главной библиотеки страны. Также смахнули и нелепо стоявший вестибюль станции «Смоленская» - ровно посредине разделительной полосы Садового кольца. Можно себе представить интенсивность уличного движения тех лет, если пассажиры спокойно пересекали Садовое, дабы войти в метро.

А ведь наверняка многие и не подозревали об этих метаморфозах - проходит всего несколько лет, и как-то смываются, тускнеют в памяти штрихи того или иного городского квартала, так стало и в этом случае.

Вот и завершен краткий рассказ о зачине московского метро, его первых километрах. Что бы там ни говорили, но наше метро стало достойным памятником эпохи.

Юлиан Толстов

Категория: Метро, трамвай | Добавил: Tolstov (18.05.2015)
Просмотров: 447 | Теги: Сокольники, московское метро | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2018