Раздумья у Белорусского вокзала
Памяти Юлиана Толстова
Каталог статей
Меню сайта

Форма входа

Категории раздела
Достопримечательности Москвы [41]
История Московских улиц, площадей, памятников
Москва и Москвичи [8]
Метро, трамвай [5]

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Приветствую Вас, Гость · RSS 20.09.2018, 15:47

Главная » Статьи » Исторические заметки о Москве » Метро, трамвай

Про "Аннушку", "Букашку", "Десятку": Трамвай уходит на окраины

Cколько лет трамвай был символом гopoдa, таким же, как дворник в фартуке и с бляхой, милиционер в белой форме, тележки с газировкой. «Граждане, освобoдите подножку, пpoxoдитe с площадки! », - кричит кондyктор с толстой кожаной сумкой и рулончиками билетов на груди. Дребезжит звонок, дергается состав, трамвайная «колбаса» из трех вагонов, обвешанная пассажирами, шумно набирает xoд и мчится к Всехсвятскому!

И сегодня можно услышать, какими красивыми раньше были трамваи. Контроллеры и подножки делали из латуни, салоны отделывали красным деревом, буком, дубом. На вагоны шла только хорошая древесина и цветные металлы. На трамваях впереди, возле круглого номера маршрута устанавливались фонари с разноцветными линзами. Всего было десять цветов, и каждый маршрут имел две разные линзы-глаза. И вечерами издалека было видно: «Аннушка» подходит или «Десятка».

К 800-летию Москвы все депо покрасили свои вагоны в разные цвета: были синие, голубые, оранжевые и зеленые трамваи. А потом опять наступило единообразие. Сегодня же трамваи снова стали цветными, разрисованными рекламными картинками.

Впервые на территории дореволюционной России трамвай появился вовсе не в Москве, а в Киеве в 1892 году. А затем в Казани, Нижнем Новгороде, и только в 1899 году очередь дошла до первопрестольноЙ. Петербург отстал еще больше, там вагончики на рельсах появились лишь в 1907 году!

Изобретателем трамвая был Федор Пироцкий, российский офицер-артиллерист. В 1881 году Пироцкий демонстрировал свою схему электрической железной дороги в Париже на электротехнической выставке. Идею развил Вернер Сименс, который, воспользовавшись схемой Пироцкого, начал строить трамваи в Берлине. Именно такие трамваи и открыли первую линию в Москве.

7 апреля 1899 года, как писала газета «Московские ведомости», «с большой торжественностью состоялось давно ожидаемое открытие электрического трамвая, устроенного Первым обществом конно-железных дорог». На Нижней Масловке, 15, от специально построенного депо и протянулась первая московская линия. Одиночные трамвайные вагоны «Сименс» пошли от Бутырской заставы до нынешнего Старого Петровско-Разумовского проезда. Линия считалась загородной, и поначалу по ней ходило всего лишь 5 вагонов. Это были небольшие вагончики с двумя открытыми площадками. И водитель этих трамваев стоял: почему-то считаюсь, что сидя он обязательно заснет.

В 1911 году все трамвайные линии выкупаются городской Думой, и в Москве создается единая маршрутная сеть. К 1917 году ее протяженность составила 323 километра, по ней курсировало 1316 вагонов, и в среднем за год перевозилось около 300 млн. пассажиров! В годы первой мировой войны эти перевозки уменьшились, многие вагоны были переоборудованы под перевозку раненых и транспортировку грузов.

Наибольший упадок в трамвайном движении пришелся на 1919 - 1922 годы, когда пассажирское движение было сведено до минимума, и трамвай обслуживал исключительно нужды грузового движения. Зимой, например, возили торф и дрова для отопления.

В начале 20-х началось восстановление трамвайного хозяйства, строительство новых линий к рабочим окраинам. Один из первых таких маршрутов - трасса к заводам «Динамо» и нынешнему ЗИЛу. В то же время к популярным маршрутам «А» и «Б» - «Аннушке» и «Букашке» - добавились кольцевые маршруты «В» и «Г», соединявшие московские предместья с центром.

А летом 1921 года в Москве от Страстной площади ходил ярко расписной «Агиттрамвай» с лозунгами по бортам вагонов, агитаторами с рупорами и пачками газет. Нередко здесь распространялись лотерейные билеты в пользу беспризорных или на лечение раненых -бойцов гражданской войны.

В связи с изменением в те годы курса рубля стоимость трамвайных билетов постоянно росла, иногда тариф возрастал дважды в месяц. Так, например, если в январе 1922 года билет на одну «станцию» (то есть до первой остановки)- стоил 16 тыс. рублей, то в конце мая - 125 тыс. рублей. Если же требовалось прокатиться до 8-й остановки, то платить приходилось уже миллион. И еще одна особенность того периода: после 10 часов вечера плату за проезд взимали в двойном размере. Для сравнения скажем, что в царское время «станция» стоила пятачок.

В 1925 - 26 годах на ряде городских маршрутов регулярно перевозили почту, так как удобнее и короче пути от сортировки до почтового отделения не было. Все годы работники «с почтовой разносной сумкой» перевозились бесплатно.

Пиком развития трамвая в столице стал 1933 год, когда длина линий трамвайной сети достигла 530 километров, в городском парке насчитывалось 2,5 тысячи вагонов и за год было перевезено 1.890 млн. пассажиров! Варваринская площадь (затем Ногина, ныне Славянская) была трамвайным рекордсменом: здесь скрещивались пути десяти маршрутов и весело трезвонила трамвайная карусель.

Но с 1934 года трамвай стал вытесняться с центральных улиц - сначала в пределах Бульварного кольца, а затем и Садового, с Арбата. (На улице Горького трамвай от Пушкинской площади до площади Маяковского снят был несколько ранее - в 1929 году.) В центре Москвы шло строительство метро, и рельсы безжалостно демонтировались, но на рабочих окраинах строились новые линии.

Наиболее крупная волна ликвидации трамвая пришлась на 1956 - 1960 годы. Ныне уже давно нет единой сети трамвайных путей. Ее разрушили в 1973 году, когда ликвидировали движение трамвая перпендикулярно улице Горького - по Большой Грузинской. Тогда же исчез популярный маршрут № 25 от ВДНХ до Пресни, и это изолировало части города. Вот уже больше 20 лет не ходит трамвай от Чистых прудов до Трубной, и за все эти годы иного транспорта так и не появилось, поскольку уклон на Рождественском бульваре может преодолеть только трамвай. Таких примеров достаточно. И московский трамвай, любимый горожанами, постепенно становится транспортом окраин.

Юлиан Толстов.

Категория: Метро, трамвай | Добавил: Tolstov (04.02.2015)
Просмотров: 573 | Теги: Трамвай | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2018