Раздумья у Белорусского вокзала
Памяти Юлиана Толстова
Каталог статей
Меню сайта

Форма входа

Категории раздела
Достопримечательности Москвы [41]
История Московских улиц, площадей, памятников
Москва и Москвичи [8]
Метро, трамвай [5]

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Приветствую Вас, Гость · RSS 21.08.2018, 13:05

Главная » Статьи » Исторические заметки о Москве » Метро, трамвай

Живые нити из прошлого века

Весной 1899 года Первым обществом конно-железной дороги была открыта опытная трамвайная линия от Бутырской заставы по Нижней и Верхней Масловке до Петровского парка.  

Первенец обошелся в миллион золотых рублей. Прежде чем запустить в трамвай пассажиров, комиссия городской Думы проверила на себе все возможности и, главное, безопасность нового транспорта. Возглавлял процедуру обер-полицмейстер полковник Трепов.    

Трамвай в Москве распространялся от окраины: опасались, что плотная паутина электрических сетей испортит вековечную красоту пейзажа древней столицы российской. К августу 1899 года москвичи уже с восторгом встречали на Страстной площади появление быстрых вишнево-желтых вагончиков. Началось триумфальное шествие трамвая по улицам и площадям Москвы. Новые линии лихо рассекли Красную площадь, протянувшись под арками Триумфальных и Красных ворот, вскарабкались на крутизну Сретенского холма и Таганской горы.

В 1911 году все линии выкупаются Городской Думой, и в Москве создается единая маршрутная сеть. Электрическую энергию трамваю доставляла своя, построенная специально, Центральная станция у Канавы (здание высится и поныне за кинотеатром ''Ударник'' у водосточного канала). Дополнительно в разных районах возвели 9 электростанций. Причем все эти здания были хорошей архитектуры, нередко их возводили известные зодчие, немало украсившие Москву. Обширный подвижной состав располагался в десяти трамвайных парках, половина из них существует и сегодня. На смену первым трамваям из Германии уже в начале ХХ века поступили вагоны Мытищинского и Коломенского заводов. Эти наши, российские, оказались столь удачными и добротными, что прослужили вплоть до конца 60-х годов.

И сегодня еще можно услышать, какими красивыми были раньше трамваи: сияющие латунные рукоятки контроллера, подножки - узорного чугунного литья. В салоне удобные лакированные скамеечки, дуб, бук, панели темного дерева, плафоны "под хрусталь". Сиденья, крыша, пол - все из планочек, изящное. Вверху, на крыше трамвая, возле таблички с номером маршрута хорошо были видны фонари с разноцветными линзами. Всего имелось десять расцветок, и каждый маршрут имел свои горящие линзы-глазища. Для пассажиров это было очень удобно: вечерами издалека становилось видно по цвету, твой ли вагон прибывает. И еще особенность того трамвая: после 11 часов вечера плату за проезд взимали в двойном размере.    

К 1917 году трамвайная сеть насчитывала 323 километра, по ней сновало 1316 вагонов и в среднем за год перевозилось около 300 млн пассажиров. В годы мировой войны все пошло на убыль. Многие вагоны переделали под доставку грузов, топлива, стройматериалов, перевозку раненых. Наибольший упадок в движении пришелся на 1919-1920 годы.

15 марта 1920 года в Москве возобновилось пассажирское движение на "городской железной дороге" - трамвае. Кстати, долгие годы на борту вагонов красовались крупные буквы "г.ж.д.". Началось строительство новых трасс  к рабочим окраинам, появились кольцевые маршруты "В" и "Г", соединившие восточные и западные предместья с центром города.

В ту пору трамвай, случалось, исполнял необычные функции. Летом 1921 года от Страстной площади ходил ярко-расписной "Агиттрамвай" с лозунгами по борту, агитаторами, с рупором и пачками газет. Здесь же распространяли лотерейные билеты в пользу беспризорных или на лечение бойцов гражданской войны. В 20-х годах на ряде окраинных маршрутов регулярно перевозили почту, поскольку удобнее и короче пути для письма не было. Все годы работники "с почтовой разносной сумкой" ездили бесплатно.

Пиком развития трамвая в столице стал 1933 год, когда сеть линий достигла 530 километров, парк вагонов насчитывал 2,5 тысячи.

Москва была вдоль и поперек изрезана рельсами. У всех вокзалов - разворотные петли, отстойные пути, а у Белорусского проложили сразу два кольца. Варваринская площадь (затем Ногина) числилась рекордсменом: здесь скрещивались-пересекались пути десятков маршрутов. Отчаянный трамвайный перезвон не прекращался даже ночами. И все же трамвай долгое время был наиболее удобным и скорым видом транспорта.

С 1934 года, когда началось строительство метро, трамвай стал потихоньку исчезать из центра города, его сменил троллейбус. К 800-летию Москвы все депо покрасили свои вагоны в разные яркие цвета, а потом опять стали красить единообразно. Классический темно-красный трамвай можно еще было видеть до середины 70-x. Потом больше стало вагонов Мытищинского, Тушинского заводов, а затем полностью все заполонила легкая, овальная "Татра". Сейчас, в основном, ходят трамваи с Урала - угловатые, тяжелые .

... Сегодня нашему трамваю -100 лет! Наверняка и в Москве останутся, а в какие-то районы-новостройки придут трамвайные линии - эти живые ниточки из прошлого века в будущее столетие.

Юлиан Толстов

Категория: Метро, трамвай | Добавил: Tolstov (10.01.2015)
Просмотров: 373 | Теги: московский трамвай | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2018