Раздумья у Белорусского вокзала
Памяти Юлиана Толстова
Каталог статей
Меню сайта

Форма входа

Категории раздела
Достопримечательности Москвы [41]
История Московских улиц, площадей, памятников
Москва и Москвичи [8]
Метро, трамвай [5]

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Приветствую Вас, Гость · RSS 17.12.2018, 22:14

Главная » Статьи » Исторические заметки о Москве » Москва и Москвичи

Дачники минувших времен

Весна быстро катится к своему финалу, стремясь передать эстафету долгожданному лету. А лето издавна, как известно, дачный сезон!..

Еще в середине прошлого столетия, по мере строительства железных дорог, в быт москвичей вошло новшество: поездки «по чугунке» на прогулки за город. Да и дачи с этой поры стали снимать поближе к станции...

Оборотистые предприниматели быстро почувствовали всю выгодность компактного строительства дач, увязанных с железной дорогой. Нередко по имени владельца дачного поселка и пригородным станциям имена давались. Вспомним названия некоторых из них: Немчиновка, Лианозово, Катуар, Фирсановка, Подрезково и много мест иных...

Накануне дачного сезона, обычно еще в марте — апреле, в московских газетах помещались примерно такие объявления: "Дача между селом Останкиным и Петровско-Разумовским, близ Николаевской железной дороги. При деревне Марьине отдается внаймы двухэтажный дом о 12-ти комнатах, с отдельной кухней и прачечною, погребом, конюшней и каретным сараем, липовым садом, двумя прудами и купальней. О цене и условиях узнать..." («Московские ведомости» от 4 мая 1867 года). Или вот такое немного курьезное объявление: "Две дачи отдаются внаймы на лето со всеми удобствами, хорошо мебелированы, с роялью, конюшнями, ледником и прочим. Расположены за Тверской заставой, по правому проезду к Петровскому парку, против чугунного завода ". («Московские ведомости» от 15 марта 1872 года). И не поймешь: то ли дым от чугунного завода помогал в те времена дышать свежим воздухом, то ли наличие рояля перевешивало, то ли честность владельца дач заедала, но написано точно — "против чугунного завода", а не против, к примеру, оранжереи какой-нибудь...

 Публика попроще с наступлением теплых дней выезжала в обычные подмосковные деревни в поисках дач, восстанавливала прошлогодние связи, искала новые и обязательно оставляла задаток. Это говорило о том, что "дело сделано". В деревнях же говорили: "Нынче дачник рано озаботился" и вскапывали дополнительные грядки.

Московские железные дороги стремились перещеголять друг друга во всевозможных льготах для "предоставления дачникам возможности перевозить домашнюю кладь". Причем процедура оформления багажа сводилась к минимуму: "нагрузка и выгрузка производится средствами дороги, под наблюдением проводника, сопровождающего груз". Сегодняшние дачники и садоводы вольны сравнить...

На летнее время обязательно назначались дополнительные дачные поезда и вводились льготные билеты. А вот еще один пример внимания к пассажирам: "Правление Московско-Казанской железной дороги имеет честь довести до сведения господ пассажиров, что вследствие неприбытия на дорогу новых быстроходных паровозов, получение которых с завода ожидалось к 1 мая (1896 г.), дачные поезда №№ 38 и 40 будут прибывать в Раменское позже на 10 минут. Такое положение продлится до конца мая". Опоздание, даже на 10 минут, конечно, плохо. Но как извиняются! Сразу же себя, пассажира железнодорожного, зауважаешь и почувствуешь, что ты ей, дороге железной, нужен!

Многие подмосковные вокзальчики в дачных местностях не гнушались строить, несмотря на их несерьезные размеры, известные архитекторы. На полустанке Кунцево, в прекрасной дачной местности, по проекту архитектора Л. Н. Кекушева было выстроено вокзальное здание (1900 г.); его же вокзалом любовались и в Одинцове (1898 г.). На станции Покровское-Стрешнево изящный вокзал-павильон в стиле модерн построил в  1907 году крупный архитектор С.А. Бржозовский. На веранде этого павильона, к великой радости дачной публики, давались отличные концерты.

К вокзалу ходили гулять, слушали музыку, встречали поезда из Москвы... Да и вообще эти дачные развлечения! Вот — Пушкино, купанье и катанье на лодке по реке Серебрянке в 1911 году. Вот на старой открытке "гигантские шаги" —любимое летнее развлечение москвичей многих поколений. Еще после Отечественной войны они кое-где встречались, а нынче... На дачных платформах при вокзальчиках действовал нередко курзал, "устроенный по иностранному образцу", выступали артисты, на летней площадке в Малаховке, например, пел сам Ф. И. Шаляпин. А вот еще одна дачная станция —Лосиноостровская. Жители северной окраины Москвы! Вглядитесь в прелесть этого небольшого деревянного вокзальчика; таким он был еще до 30-х годов нынешнего века. А фоном для станции — густой заповедный лес...

Одним словом, как оказывается, когда-то твердо знали, что  дача — для отдыха, а не для огородно-шестисоточного строительства. А железная дорога этому заблуждению всячески способствовала... Вот странная жизнь была! А впрочем, дача — это и сегодня совсем не плохо....

Юлиан ТОЛСТОВ. 

Категория: Москва и Москвичи | Добавил: Tolstov (06.02.2016)
Просмотров: 321 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2018