Раздумья у Белорусского вокзала
Памяти Юлиана Толстова
Каталог статей
Меню сайта

Форма входа

Категории раздела
Достопримечательности Москвы [41]
История Московских улиц, площадей, памятников
Москва и Москвичи [8]
Метро, трамвай [5]

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Приветствую Вас, Гость · RSS 17.12.2018, 23:28

Главная » Статьи » Исторические заметки о Москве » Москва и Москвичи

Незавершенная мечта Саввы Мамонтова

 

Здания гостиниц со всеми удобствами стали возводиться в Москве в конце XIX века. Особняком среди них стоит «Метрополь», что высится замысловатой громадой на углу Театральной площади. История этого места такова. Еще в петровские времена, опасаясь нападения шведского короля Карла XII, здесь возвели бастионы. Простояли они более ста лет и срыли их только к 1819 году, подсыпав и возвысив за счет этого Театральную площадь.

Через 20 лет пустующий участок этой обширной площади приобрел купец П. Челышев, который быстро выстроил У Китайгородской стены довольно унылое здание с гостиничными номерами. Во дворе своих владений он вырыл прудик и рядом поставил торговые бани, ставшие довольно известными «Челышами». Бани эти любили: вода сюда шла мягкая из Лубянского бассейна, где черпали воду для жителей городские водовозы.

В конце XIX века «Челышевское подворье» перешло в руки Петербургского страхового общества, а то в свою очередь передало права на этот участок Северному домостроительному обществу, в лице его главы  - Саввы Ивановича Мамонтова.

Крупный предприниматель, щедрый меценат, большой театрал, музыкант, художник, скульптор Савва Иванович возмечтал построить в центре Москвы современный зрелищный комплекс. В нем предполагалось разместить частную оперу, театрально-концертный зал, хороший читальный зал, помещения для выставок, зимний стадион, уютные кофейни, отличный ресторан и дорогие гостиничные номера, а также представительские помещения или, как мы ныне пишем - офисы.

Проект гостиницы относится к 1897 году. На объявленный конкурс откликнулись лучшие архитекторы России и Европы. Первую премию присудили главному архитектору Северного домостроительного общества Льву Николаевичу Кекушеву, крупнейшему представителю модерна не только в Москве, но, пожалуй, и в России.

Весной 1898 года в одном из своих писем С.Мамонтов пишет: «Вместе с несколькими товарищами арендовал на 25 лет целый квартал в Москве». В этом же году начались работы по разборке старого дома Челышева, засыпке пруда во дворе, чтобы освободить место для строительства «Метрополя». Страховое общество выделило деньги на постройку.

Возводить комплекс начали с корпуса, примыкавшего к стене Китай-города, где предполагалось разместить оперный театр. Мамонтов торопил построить его в первую очередь, чтобы начать там как можно скорее выступления принадлежащей ему Русской частной оперы. Однако по невыясненной причине Кекушева отстранили от всех работ, и в дальнейшем фасады стали выполнять по проекту архитектора В.Вальдкота, занявшего в конкурсе лишь четвертое место. В московской печати с восторгом подчеркивалось, что театр в «Метрополе» будет превосходить Венскую оперу, иметь 6 ярусов и вмещать 2700 зрителей!

Пока строился театр, Л.Кекушев вместе с В.Васнецовым, В.Поленовым, К.Коровиным, этой замечательной плеядой русских живописцев и архитектором Ф.Шехтелем разрабатывали планировку и оформление интерьеров. Объем работ был огромен, сроки сжатые и потому к внутренним работам наряду с великими мастерами привлекли выпускников и даже учащихся художественных училищ.

Славу «Метрополю» принесли не объемы и грандиозность здания. Это одно из самых замечательных зданий в стиле модерн не только в Москве, не только в России, но и в мире! Помимо изумительного внутреннего, специфического убранствa, здание отличалось многочисленными майоликовыми панно и такими же вставками, а также скульптурным фризом, опоясывавшим фасады Театральной площади и Театрального проезда. Главный фасад украшало громадное панно «Принцесса Греза», выполненное по эскизу М.Врубеля. Вдоль всего здания известный скульптор Николай Андреев разместил впечатляющий барельеф «Времена года».

И это еще не все - большой труженик художник С. Чехонин, выполнивший основную часть работы по созданию панно «Принцесса Греза», создал 13 небольших панно и декоративный орнамент, опоясывающий все здание, с цитатой из Фридриха Ницше: «Опять старая истина, когда выстроишь дом, то замечаешь, что научился кое-чему». После революции эту цитату заменили на лозунг о важности диктатуры пролетариата.

Малоизвестная деталь: все панно изготовлены самими художниками на гончарном заводике, находившемся тогда на Бутырском хуторе и принадлежавшем Мамонтову. Однако последнему и, очевидно, самому заветному желанию Саввы Ивановича не суждено было осуществиться. В сентябре 1899 года по навету нечистоплотных конкурентов он оказался на скамье подсудимых. Следствие, хотя и оправдавшее обвиняемого, разорило его. От многого Мамонтову пришлось отказаться.

Строительство «Метрополя» перешло в другие руки. Петербургское страховое общество привлекло к работам новых московских и петербургских зодчих: А.Эрихсона, И.Жолтовского, В.Веснина и других.

Строительство и внутреннее обустройство помещений не затихало ни на минуту. Архитектор М.Перетяткович выполнил металлическое кружево ресторанных залов. Ядром главного зала с выразительным купольным витражом стал фонтан, вокруг которого располагались столики на две персоны. К зиме 1901 года здание в основном было готово. Однако в ночь на 15 декабря 1901 года в нем вспыхнул неистовый пожар.

Несмотря на то, что на шестом этаже еще велись отделочные работы, на нижних уже жили постояльцы. Из 102 номеров половина была заселена. Один из жильцов, заметив огонь, поднял тревогу - это и спасло людей.

С огнем боролись 14 пожарных команд, шесть «паровых машин» непрерывно подавали воду для тушения. Вскоре прогорела крыша, и пылающие балки пятого этажа обрушились вниз. Пламя с удвоенной силой охватило роскошный концертный зал, лопались стекла, гибли витражи, плавился металл скульптур и светильников.

В газетах тогда писали, что здание выглядело огненным факелом. Уцелели только капитальные стены да передний фасад и, что было поразительно, сохранились майоликовые панно. После этого в Москве заговорили, что «новое искусство даже огня не боится».

Убытки от пожара исчислялись в три миллиона рублей. Страховая компания тут же приступила к восстановительным работам. Предварительно приглашенными зодчими была проделана большая работа. Конечно тут уже немало появилось отклонений от первоначального варианта В.Валькота, но своеобразие проекта все же сохранялось. От громадного театра, например, пришлось отказаться в пользу значительного увеличения гостиничных номеров (до 216) и особенно номеров люкс. И вот уже 19 июня 1902 года в здании гостиницы «Метрополь» было совершено молебствие по случаю возобновления работ по достройке здания. Часть его (та, что выходила на Третьяковский проезд) была восстановлена довольно быстро - здесь огонь бушевал не столь разрушительно.

Владельцы, стремясь как можно скорее возвратить кредит на строительные работы, по мере завершения тут же открывали «торговые точки». Так, в начале 1903 года в готовой части здания открыли сразу 10 магазинов!

После отделки выставочного зала, в феврале 1904 года в «Метрополе», который приобретал известность и как культурный центр столицы, открылась большая посмертная выставка картин И. Шишкина, устроенная его наследниками. И такие вернисажи здесь стали проходить все с большим успехом.

В советское время, после реконструкции «Метрополя», в 1986 году была утрачена еще одна часть старой отделки интерьеров, перестал существовать знакомый многим двухзальный кинотеатр, а заодно и уютный магазинчик «Букинист», где поколения любителей книги могли приобрести или оставить заказ на нужные старые издания. Кстати, здесь продавались лучшие раритетные гравюры, художественные альбомы и прочая изумительная печатная продукция.

Сегодня «Метрополь» - это весьма солидное гостиничное заведение, где гости российской столицы в полной мере оценят красоту внешнего облика и внутренних помещений этого уникального сооружения.

Юлиан ТОЛСТОВ

Категория: Москва и Москвичи | Добавил: Tolstov (13.02.2014)
Просмотров: 689 | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2018