Раздумья у Белорусского вокзала
Памяти Юлиана Толстова
Каталог статей
Меню сайта

Форма входа

Категории раздела
Достопримечательности Москвы [41]
История Московских улиц, площадей, памятников
Москва и Москвичи [8]
Метро, трамвай [5]

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Приветствую Вас, Гость · RSS 13.11.2018, 01:31

Главная » Статьи » Исторические заметки о Москве » Достопримечательности Москвы

Ангел трубил отчаянно и тревожно

Пожалуй, немногие старожилы нашего  города помнят облик Охотного ряда, Тверской, Страстной площади. Но немалое число москвичей хотели бы знать, как выглядел тот или иной уголок города, известное стародавнее сооружение. Одним из таких памятных мест была площадь Красных ворот с ее величественным  сооружением - триумфальными воротами (ныне площадь у метро «Красные ворота»).

Подобные монументальные арки, или ворота получили широкое распространение в русской архитектуре XVIII века. Первоначально они создавались временными в честь военных побед, при коронациях, торжественном въезде царского двора в древнюю столицу. Нередко эти золоченые деревянные арки горели и восстанавливались вновь.

В 1742 году была построена особенно пышная арка в честь коронации Елизаветы Петровны, но и она через несколько лет пострадала от огня. По этому случаю Сенат распорядился восстановить ворота на том же месте и в том же виде, но возвести их на этот раз каменными. Создание их поручили молодому архитектору «полицмейстерской канцелярии», ведавшей застройкой и благоустройством, князю Дмитрию Ухтомскому. К строительству ворот, дошедших до наших дней, приступили в 1753 году, и длилось оно четыре года. Архитектор подошел к делу творчески. Сохранив форму и элементы прежнего строения, он значительно улучшил общую композицию, увеличив до 26 метров высоту торжественных ворот, украсил их богатой лепниной, росписями и бронзовыми фигурами. Это был один из немногих памятников, посвященных не военным победам, а мирным деяниям, славившим искусство, торговлю, знания.

Одновременно архитектор разработал ансамбль новой площади, обеспечивающей круговой обзор конструкции. В результате усилилось впечатление монументальности и величественности постройки. После этого князь Ухтомский доложил Сенату, что «Триумфальные Красные ворота каменною работою совсем во окончание приведены».

Украшенные позолоченными скульптурами, резными картушами ворота радовали поколения москвичей с 1757 года. Интересно, что основа нынешнего здания Министерства путей сообщения - Запасный дворец - начал строиться одновременно с каменными Красными воротами Ухтомского как часть архитектурного оформления площади Красных ворот. Совсем рядом с триумфальной аркой, еще с далекого 1699 года на краю Огородной слободы высилась нарядная церковь Трех Святителей с высокой колокольней, В этом храме 11 января 1814 года крестили новорожденного младенца Михаила Лермонтова. Здесь же, в июне 1882 года отпевали знаменитого М.Д.Скобелева - героя войны за освобождение Болгарии от турецкого владычества.

Площади Красных ворот, видимо, суждено было стать знаменитым, памятным местом. Именно здесь, в 1904 году вырос первый «небоскреб» в Первопрестольной. Архитектор Осип Шишковский для заводчика Афремова построил доходный дом, достигавший восьмиэтажной отметки. Дом, по единодушному мнению москвичей, был просто «агромадный». Посмотреть на него, на площадь Красных ворот долгое время специально приезжали горожане и иногородние. Впрочем дом вышел изящным, удобным, благополучно стоит и по сей день и уж во всяком случае московского лица не портит. В 30-х годах прошлого века в подвале дома Афремова несколько лет размещалась секретная лаборатория Королева - ГИРД.

Через полвека совсем рядом выросла одна из знаменитых сталинских «высоток», где разместились Министерство транспортного строительства и ряд других учреждений. К сожалению, эта высотка заняла место, где стоял дом генерал-майора Федора Николаевича Толя. У жившего там капитана Юрия Петровича Лермонтова в ночь со 2 на 3 октября 1814 года родился сын Михаил, будущий великий русский поэт. Сегодня на стене высотного дома укреплена мемориальная доска, напоминающая об этом событии в культурной жизни России. Напротив стоит памятник М.Ю.Лермонтову. Вот ведь какой удивительный городской ландшафт представляла собой старая площадь Красных ворот.

Шли годы, ворота ветшали, исчезли часть бронзовых и лепных украшений, богатые росписи. С появлением в городе трамвая одна линия пролегла сквозь арку ворот, что вызвало протесты у жителей, увидевших в этом умаление достоинства исторического памятника.

В 20-х годах возле Красных ворот толпилась, спорила, шумела, бранилась известная биржа труда. Здесь, в основном, собирались рабочие всех строительных специальностей. Место для биржи оказалось довольно удобным, просторным и от вокзалов недалече. На памятнике старины - Красных воротах - издалека был виден прибитый фанерный лист - объявление, запрещающее на-нимать рабочих помимо биржи: за этим строго следил городской отдел труда. Мастеровых требовалось много, Москва строилась , и потому этот рынок труда долго не иссякал.

Весной 1926 года ворота наконец отреставрировали, они засверкали свежим колером, из внутренних помещений были выселены беспризорные. Многие вздохнуди с облегчением: не иначе памятнику предстоят долгие годы жизни, коли такие деньги пошли на ремонт!

Сколько не оттягивай, но приходится переходить к трагическому финалу. В декабре 1926 года Президиум Моссовета принимает решение снести ряд известных памятников, в том числе и Красные ворота. Это деяние оправдывалось необходимостью «урегулировать уличное движение».

Против сноса замечательного памятника Елизаветинской эпохи резко выступила Академия наук СССР, нарком просвещения Луначарский с грифом «Срочно», с нарочным послал в Президиум ВЦИК протестующую депешу.

Директор Третьяковской галереи академик Щусев настоятельно просил не ломать Красные ворота, а перенести их неповрежденными в другое место. Далее он сообщал «наверх», что лучшие московские архитекторы безвозмездно примут участие в конкурсе на перепланировку площади с сохранением Красных ворот и улучшением схемы уличного движения в этом месте.

Крупнейший российский реставратор и художник Игорь Грабарь, стремясь спасти этот памятник от уничтожения, предложил продать его Америке и хоть таким способом сохранить. «Продайте, только не уничтожайте!»

Главнаука, ученые, историки, архитекторы, инженеры, защищавшие редкостный памятник русского зодчества, предлагали перенести целиком Красные ворота на территорию близлежащего Лермонтовского сквера по имевшейся методике передвижки зданий. Интересно, что против слома ворот выступали и транспортники, в чьих интересах якобы заварилась вся эта каша.

Известный ученый, академик В.Н.Образцов доказывал, что уничтожение ворот нисколько не улучшит движения, и предлагал свой план регулировки движения на площади.

Президиум ВЦИК равнодушно рассмотрел все эти обращения и 7 марта 1927 года вынес вердикт: « .... Разрешить Моссовету снести Красные ворота». и. о. Секретаря ВЦИК ЯН Полуян».

Это явилось, пожалуй, первым крупным поражением авторитетных научных сил, выступавших в защиту памятников: Академии наук, Академии истории материальной культуры, Московского архитектурного общества, многих музеев.

Единственное, что удалось сделать: Главнаука произвела обмеры ворот и фотографирование фрагментов. Красные ворота обнесли дощатым забором. Ломать приступили 3 июня 1927 года. К этому делу привлекли безработных, которых набрали тут же, на бирже труда. Люди были неквалифицированные, и многие редкостные элементы - амуры и барельефы из белого камня, украшавшие ворота, были разбиты, разломаны, расколоты. Разрушение начали с венчавшего Красные ворота Ангела - только так его называли в народе. Эта фигура (в виде обнаженной крылатой женщины) изображала аллегорическую Славу с трубой в одной руке и пальмовой ветвью и венком в другой, стоявшей на земном шаре. Выполнена она была из позолоченной листовой меди и всегда горела живым, чистым золотом. Фигура была массивной, высотой 240 сантиметров. Ныне это знаменитое навершие хранится в одном из музеев Москвы.

Чтобы снять Ангела, ворота доверху одели лесами, но и поверх досок он трубил прямо в небо о помощи, отчаянно и тревожно. Несколько дней не смогли снять эту редкостный красоты фигуру, пока не разрушили кирпичный свод под ним и не перепилили толстый стержень, что держал все на себе.

Почти два месяца противостояли Красные ворота своей кончине. Старинный, хорошо обожженный кирпич, обложенный к тому же белым камнем, спокойно выдерживал натиск разрушителей. Обезглавленные колонны из круглых как жернова камней до 20 пудов весом, связанные железными штырями, можно было только свалить. Только вблизи видно было как добротно все это сделано, как тщательно высечены все орнаменты, пышные завитки.

27 тысяч рублей было затрачено на никчемную работу по разборке - выиграли десяток метров ненужного места. После сноса Красных ворот опустевшая эта площадь еще раз испытала муку попрания исторической памяти.

В 1928 году Президиум ВЦИК разрешил Моссовету снести и стоявший рядом С Красными воротами оставшийся памятник XVII века - церковь Трех Святителей (Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста).

Здесь недавний опыт ломки пригодился: с храмом справились быстрее. Из церкви предварительно изъяли утварь, иконы и ... со старыми стенами уже не церемонились.

Сегодня каждый стоящий рядом с вестибюлем метро «Красные ворота» с левой стороны заметит чахлый скверик - это место где стоял памятный храм.

После последнего слома миновал год. Полистаем газеты 1929 г. Московская печать с сожалением упоминает, что на «Красноворотской площади улучшения движения не последовало!». Не раз и не два в последующие годы архитекторы, да и не только они, отмечали, что после сноса церкви «Трех Святителей» и особенно Красных ворот - площадь «распалась», так как ушла, разрушена ее доминанта. Это, утверждалось, «просто пустое проезжее место, а не площадь». Садовое кольцо сперва  тут спускается, потом поднимается, и Красные ворота, удачно посаженные, как бы уцентровывали на вершине местность. Это видение города у наших предков было удивительным. И совсем не случайно наземный вестибюль станции метро «Красные ворота», выстроенный в 1935 году по проекту Н. Ладовского, поставлен точно по оси (!) уничтоженных ворот, а весь его фасад представляет собой глубокий, выразительный  арочный портал, напоминавший об арке Красных ворот.

Категория: Достопримечательности Москвы | Добавил: Tolstov (05.02.2014)
Просмотров: 546 | Рейтинг: 5.0/5
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2018