Раздумья у Белорусского вокзала
Памяти Юлиана Толстова
Каталог статей
Меню сайта

Форма входа

Категории раздела
Достопримечательности Москвы [41]
История Московских улиц, площадей, памятников
Москва и Москвичи [8]
Метро, трамвай [5]

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Приветствую Вас, Гость · RSS 28.05.2018, 06:23

Главная » Статьи » Исторические заметки о Москве » Достопримечательности Москвы

Друг, советчик и технический словарь

Задолго до той поры, когда мне привелось познакомиться с изумительным книжным собранием ЦНТБ МПС, в руки попала старая московская гравюра. Среди малорослой застройки в лучах солнца светились два заметных здания: церковь Петра и Павла и в зелени — обширная Куракинская усадьба. Как известно, построили ее в 90-х годах ХVIII столетия для князя Степана Борисовича Куракина, начальника экспедиции Кремлевского строения, располагавшего услугами лучших архитекторов.

Рачительный хозяин, он основательно обустраивал эту усадьбу с тенистым садом, пышными цветочными куртинами, обширными службами, каретными сараями, отличными конюшнями и многим другим, что полагалось для жизни известного вельможи. Да и место на Басманной было превосходное. Неподалеку петлял в зарослях кустарника ручей Ольховец, каскад прудов и вытекавшая из них речка Чечера создавали в округе неповторимый пейзаж. Дом же Куракина стоял наверху — умели тогда выбирать места, умели. Вскоре после открытия железнодорожной магистрали Петербург — Москва дальновидный, государственного ума инженер П.П.Мельников (будущий наш первый министр путей сообщения) предложил соединить внутригородской веткой Николаевскую дорогу от Каланчевки, через жилые московские кварталы, мимо Сыромятников, Рогожской Заставы со строящейся Нижегородской линией. Тем самым возникал важный для страны торговый путь: Балтика —Москва — Поволжье — Каспий. Император Александр II это предложение одобрил. И работа здесь вскоре закипела.

Прорытая «по-живому» глубокая железнодорожная выемка более чем наполовину уменьшила, раздробила прекрасную Куракинскую усадьбу, стерла даже следы садовых насаждений, обширных хозяйственных построек. Это небольшое отступление необходимо, чтобы знать, где, на каких корнях закрепилась главная транспортная библиотека. Немаловажную роль в размещении ее сыграло и то, что совсем рядом, в доме № 2 по той же Басманной, расположился штаб отрасли — Наркомат путей сообщения, эдакий в массе своей нуждавшийся в транспортной книге народ. Не станем забывать, что здесь же, неподалеку, по соседству с храмом Петра и Павла, бывший жилой дом занимал ЦК профсоюза железнодорожников, многочисленные активисты которого тоже нуждались в знаниях. И уж совсем напоследок, в нынешнем Центральном  Доме детей железнодорожников открыл свои двери крупнейший в Москве и активно посещаемый Деловой клуб транспортников. Вся эта рядовая и командная, передовая на производстве и не очень, учащаяся и просто грамотная публика потянулась к книжным полкам, так удачно разместившимся на Новой Басманной, 6. На фоне этого жаждущего знаний потока дворец Куракина оказался не таким уж и вместительным для читального зала, каталога и фондов. Но мы, нетерпеливые читатели, этого как 6ы не замечали и требований не снижали, а надо 6ы — ведь не от хорошей жизни заказанная книга едет дня три — хранилище где-то в Лосиноостровской. Проблема эта долголетняя, трудная и занозистая. Сегодня библиотечный праздник, и по-человечески больше следует говорить о своей приязни и любви к книге и тем, кто тебя ею снабжает, помогает увереннее чувствовать в печатном море, а не о нуждах. Тем более что родное МПС прекрасно понимает: ЦНТБ - это бастион знаний, нужный и полезный всегда, даже при реформировании сети дорог, и, мол, ведомство не забывает своего детища. Но я, как стародавний железнодорожный читатель, хочу возвысить в этот день и свой голос: все мы вправе, понимая всю ценность этого великолепного книжного собрания для дня сегодняшнего и будущего, видеть его в лучших условиях.

Но, похоже, в своих эмоциях я забежал далеко вперед и упустил какие-то более ранние впечатления. Как говорил ныне не очень почитаемый классик, всем хорошим в жизни он обязан был книге. И я в своей стезе очень многим обязан именно транспортной книге - так уж случилось и так сложилось. Мой дед, Яков Мокров, был строителем ряда крупных мостов и как-то очень незаметно совратил рассказами о железной дороге невинную душу подростка. Это во многом и предопределило мою биографию. Правда, стал я не мостовиком, а вагонником, тормозником и работал в начале 50-х годов на Западно-Сибирской инженером «по расследованию браков и аварий в работе» при вагонном депо Омск. Вот такая кляузная была должность, которая постоянно заставляла быть начеку и читать много литературы по паровозному, путейскому и родному вагонному хозяйству, чтобы разобраться с причиной аварии - чей грех, тому и шишки от начальства. Не дай бог было дать на подпись слабо аргументированный документ. Вот тут-то и начался подбор личной технической библиотечки, где многое должно быть под рукой - инструкции по сигнализации, ПТЭ и т.д.

Вернулся я в Москву после длительного перерыва, возникшего не по моей вине, получив полную реабилитацию по трижды проклятой 58-й статье. И только в 1956-м я смог стать читателем ЦНТБ, наверстать упущенное. Хорошо помню тот день. Иду, как на первое свидание, на Новую Басманную - в кармане новенький паспорт с московской пропиской и штампиком, что я работаю на Московско-Окружной железной дороге. Иду и волнуюсь, хотя мне уже почти тридцать годков, достаточно в жизни повидал, но к библиотеке, книге - особое уважение, так уж в семье повелось. А какое здание! Какие торжественные формы, герб князей Куракиных! Это сегодня как-то попривыкли, на красоту фасада меньше обращают внимания. Но ценность особняка от этого не уменьшилась.

Знакомство с библиотекой, естественно, начал с каталога – в запасе было два дня, и я навыписал себе чтения, наверное, на целый год. Первые несколько лет все свободные дни я проводил в библиотеке, благо семьи не было и можно было себе позволить всласть почитать. Это были и исторические очерки В.М.Верховского «О распространении железных дорог в России», и сборники съездов инженеров путей сообщения начала века, и многое-многое другое. Но главное, я занялся систематическим изучением становления Московского железнодорожного узла. Этим узлом и входящими в него железными дорогами я занимаюсь много лет, не упуская при этом и строителей дорог, предпринимателей (Губонина, фон Мекка, Полякова, Чижова, Щусева, Мамонтова). Найденные в ЦНТБ материалы позволили принять участие в коллективном юбилейном издании «Московская железная дорога. Через годы, через расстояния». К 80-летию газеты «Гудок» вышел памятный томик «Клуб знаменитых капитанов». Есть там и блок моих публикаций. Именно благодаря библиотеке удалось опубликовать десятки статей на транспортную тему в журнале «Железнодорожный транспорт» и во множестве газет не только Московского региона. Ввести тем самым в научный оборот малоизученные детали, привлечь внимание читателя к делам транспорта, его людям. Дорогая моя библиотека! Тема это просто неисчерпаема. Ты мой друг, мой советчик, технический словарь и... просто «хороший человек», который столько полезного и нужного ежедневно вкладывает в свое дело. Пусть будет долог и светел твой путь!

Юлиан ТОЛСТОВ

 

Категория: Достопримечательности Москвы | Добавил: Tolstov (19.11.2015)
Просмотров: 232 | Теги: Новая Басманная, ЦНТБ, НКПС, дом Куракина | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2018