Раздумья у Белорусского вокзала
Памяти Юлиана Толстова
Каталог статей
Меню сайта

Форма входа

Категории раздела
Достопримечательности Москвы [41]
История Московских улиц, площадей, памятников
Москва и Москвичи [8]
Метро, трамвай [5]

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Приветствую Вас, Гость · RSS 28.05.2018, 10:45

Главная » Статьи » Исторические заметки о Москве » Достопримечательности Москвы

Город в кармане

Читать и перелистывать старые путеводители невероятно увлекательное занятие. И хотя это не архивные документы с их стародавним духом и слогом, но им тоже присущ  стойкий аромат эпохи, свой привкус  ностальгии. Вот совсем небольшой, в ладонь размером, "Карманный путеводитель по Москве" издательства Мособлисполкома. Ему более 65 лет - это жизнь целого предшествующего поколения.

Так, штаб транспортников числится, естественно, в графе "Народные комиссариаты СССР", всего их тогда было 11, да плюс ВСНХ (Высший совет народного хозяйства). И обозначен там наш штаб кратко и знакомо: "Наркомпуть — ул. Нов. Басманная, 2". Но тут же недоуменно читаем, что и Наркомвод разместился по тому же адресу. Пришлось покопаться в документах директивных органов. Выяснилось, что 28 июля 1921 года ВЦИК и СНК утвердили "Положение о народном комиссаре путей сообщения РСФСР". Все железнодорожные и водные, внутренние и морские пути сообщения РСФСР объединяются в одну общую "Всероссийскую сеть путей сообщения".

 Лишь 30 января 1931 года из ведения НКПС был выделен морской и речной транспорт, а также все портовое хозяйство и возник самостоятельный Наркомвод. Наркомат-то появился, но отдельного здания пока не было — вот почему в путеводителе и указан один общий адрес, по которому они еще долго работали вместе. Кстати, здание Наркомпути тогда имело совсем иной силуэт. Самое же старое здание, где ныне в бывшем бальном зале собирается расширенная коллегия МПС, было больше известно среди москвичей как Екатерининский институт благородных девиц.

Только в 1934 году архитектор И.А. Фомин закончил реконструкцию НКПС, после чего оно приобрело нынешний вид: здание надстроили до пяти этажей и основательно обновили внутри. На углу, на пересечении Новой Басманной и Садово-Черногрязской улиц возвели высокую башню с часами, без которой теперь здание МПС и не мыслится.

После работы железнодорожник тех дней мог зайти в "Деловой клуб транспорта" на Новой Басманной, 14 - пообщаться с коллегами. Наверняка подобный "Деловой клуб" и сегодня был 6ы кстати. Столичный железнодорожный узел сейчас объединяет одна Московская дорога и, естественно, Управление дороги тоже одно. В 30-е годы таких учреждений в столице было четыре и именовались они иначе - "Дирекция дороги".

Итак, в Москве 4 дирекции железных дорог. Первой наш путеводитель называет Московско-Белорусско-Балтийскую дирекцию по адресу: Сретенский бульвар, 1/6. Это красивое монументальное здание до сих пор уцелело. Построено оно в начале века весьма состоятельным страховым обществом "Россия", и ныне все занято жильцами. Второй в списке идет Московско-Казанская дорога и ее штаб на Краснопрудной, 20, т.е. там, где теперь Управление Московской дороги. Третья столичная магистраль по предложенному списку - Московско-Курская и ее дирекция - на Марксовой улице, 11. Здание это выстроено специально для Курской дороги в 1899 году, исправно несет свою службу уже сто лет. И завершает этот перечень "Дирекция Северной железной дороги", громада его высится на Ново-Рязанской, 12, где до недавних пор располагались подразделения МПС.

 Читаем книжицу дальше. Что ни раздел, то обязательно что-то забытое. Вот интересная деталь - по Каланчевской площади в 30-е годы проходило 12 маршрутов трамваев! Читайте, не торопясь, старые путеводители, право, это интересно.

 Юлиан Толстов

Категория: Достопримечательности Москвы | Добавил: Tolstov (28.11.2015)
Просмотров: 246 | Теги: здание НКПС | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2018