Раздумья у Белорусского вокзала
Памяти Юлиана Толстова
Каталог статей
Меню сайта

Форма входа

Категории раздела
Достопримечательности Москвы [41]
История Московских улиц, площадей, памятников
Москва и Москвичи [8]
Метро, трамвай [5]

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Приветствую Вас, Гость · RSS 28.05.2018, 10:39

Главная » Статьи » Исторические заметки о Москве » Достопримечательности Москвы

И гордо высились у Крестовской заставы

Долгие годы иноземные и свои, российские приезжие (москвичи-то привыкли), неизменно отмечали красоту и богатырскую стать Крестовских водонапорных башен. Эти необъятные (свыше 20 м в диаметре) близнецы-толстушки высились рядышком, парой, по обе стороны 1-й Мещанской улицы, обозначая въезд в Москву со стороны древнейшего российского тракта - Троицкой дороги. Но башни не просто обозначали окраинный рубеж, они были чрезвычайно полезны столице в ее извечной нехватке питьевой воды.

В те годы газеты часто писали: "Лето, жарко. Во многих кварталах Москвы нехватка воды стала делом обычным. Некоторые, наиболее отдаленные от центральной местности Москвы остаются подолгу без воды. Бассейны не дают достаточного количества воды и водовозы ее просто не возят. В местности,например, Пресня и прилегающих Брестской, Ильинской и других улиц воды нельзя достать даже в лавке. За ведро воды платят по 5 - 10 коп., а сколько таких ведер уйдет за день?»

Вопрос водоснабжения Москвы долгое время стоял на повестке дня у властей различного уровня. И вот в сентябре 1879 г. городская Дума утвердила в общих чертах план развития прежнего водопровода для доставки в Москву из Мытищ до 2 млн. ведер воды в сутки. После многолетних затяжек и лишь после избрания в 1885 г. на пост городского головы энергичного и напористого человека - Николая Александровича Алексеева - дело стало набирать обороты. Алексеев твердо решил "устроить в Москве новый водопровод, а не класть заплат на старый, и снабдить Москву водой, по возможности, подпочвенною, в достаточном количестве ... »

Для надзора за его устройством Дума создала комиссию под председательством крупного инженера И.Ф.Рерберга (сын его станет строителем Киевского вокзала и Центрального телеграфа в Москве), главными инженерами (по участкам) по постройке водопровода были утверждены известные специалисты в этой отрасли Н.П.Зимин, К.Г.Дункер и А.П.Забаев.

Новые задачи требовали и более современного технического решения. Всасывающие трубы от мытищинских ключей (1,5 млн. ведер воды в сутки) подводили бесценную влагу к вновь построенной водокачке, откуда она насосами подавалась до Алексеевской водоподъемной станции, устроенной рядом со старой водокачкой. И вот от этой станции вода по мощному водоводу устремлялась к Крестовским водонапорным башням, пришедшим на смену Сухаревской башне, а далее шла самотеком по трубам в центральные районы Москвы, утоляя жажду и москвичей, и городских фонтанов.

Эта краткая предыстория будет нелишней для понимания роли этих напорных башен, которые долгие годы добросовестно служили быстрорастущему городу. Постройку Крестовских башен поручили архитектору М.К.Геппенеру, а на инженера В.Г.Шухова (вспомним его Шуховскую башню на Шаболовке) возложили всю гидравлику, расчет громадных водоемных баков, каждый на 150 тыс. ведер!

Геппенер, понимая, что эти башни будут заметны в ландшафте города, придал им вид мощных бастионов, расчлененных массивными пилястрами - 16 на каждой - взметнувшимися до карниза кольцевого балкона. На постройку обеих башен пошло 4,5 млн. кирпичей, высота каждой около 40 метров - высота солидного многоэтажного дома. Для повседневного контроля за правильностью работ были приглашены молодые техники и студенты Московского технического училища (МВТУ - в наши дни), особо тщательно и не раз перепроверялся цементный раствор. Все это положительно сказалось на качестве и сроках работ.

Весьма своеобразно, как слоеный пирог, была выполнена крыша этих башен: сначала два слоя оцинкованного железа с пропаянными швами, дабы не протекло ни капли, затем два аккуратных тесовых слоя и два слоя войлока по пять прокладок в каждом, т.е. толстая войлочная подушка, между которой оставались воздушные прослойки. Благодаря такой предусмотрительности за все годы, несмотря на жестокую стужу, вода в баках не застывала. Под самым флагштоком, на «макушке» крыши была устроена смотровая площадка, откуда открывался изумительный вид на Сокольники, Лосиный остров, Останкино,Петровское-Разумовское, городские кварталы. Интересно, что долгое время вход в водонапорные башни был свободным: у теремного крыльца, что высилось при входе, вас встречал «сторож», который спокойно разрешал пройти по лестницам до самого верха. Только спустя время проход в верхние этажи посторонним закрыли по требованию санитарных врачей, вход на смотровую площадку отделили.

Внутренние стены башен были спроектированы по предложению И.Ф.Рерберга «многогранного сечения», толщиной 2,5 аршина (аршин - 71 см). Каждая башня состояла из пяти высоких этажей и каждый делился радиальными стенами на 9 помещений, из которых одно на всех этажах предназначалось для лестницы, ведущей к резервуару с первого этажа. Лифта в здании не было. Разводка труб находилась в подвальном помещении и наверху, у резервуара. Для большей устойчивости здания и равномерной его осадки под фундаментом башен были устроены «обратныe своды».

Первой, в мае 1891 г., заложили так называемую Восточную водонапорную башню (ближе к территории Крестовского, ныне Рижского рынка), ее же первой в 1939 г. стали и ломать.  Строительство шло споро: 23 сентября 1892 г. состоялось ее открытие, и хотя Западную башню к этому времени еще не завершили, новый водопровод уже смог заработать, а посему и торжества были оправданными. На открытие прибыл генерал-губернатор Великий князь Сергей с супругой, городской голова Н.А.Алексеев, городская знать. Почетных гостей встречали председатель комиссии «по надзору за устройством нового водопровода» И.Ф.Рерберг и заведующий работами по сооружению Крестовских водонапорных башен В.А. Пушечников. Всех прибывших подняли на верх Восточной башни на подъемной машине, служившей для подачи материалов и приводимой в действие паровым двигателем, обратно все шли по лестнице.

Объяснение высоким гостям давал инженер Н.П.3имин, под строгим наблюдением которого шла кладка башен. С 1893 г. вся новая водопроводная система заработала на всю свою мощь, питая отличной водой великий город.

Вскоре в свободных этажах башен разместили жилые и служебные помещения, здесь долгие годы жили и работали семьями работники водохозяйства. Через год, зимой 1894 г., башни-близнецы на высоте второго этажа соединили - для служебного перехода - ажурной металлической аркой, т.к. между ними пустили вначале конку, а затем две нитки трамвая да еще городской «транспорт» проскакивал.

На этой арке, со стороны заставы, поместили икону Георгия Победоносца - герб Москвы, т.к. здесь был практически въезд в столицу со стороны Ярославской дороги. На другой стороне арки укрепили образ «Божией Матери Живоначальной источницы». Еще один малоизвестный штрих из истории башен: с ноября 1896 г. они стали и необычным объектом культуры. После Нижегородской выставки в одной из них разместили экспонаты относящиеся к развитию городского хозяйства, что послужило основой Музея истории Москвы.

Все эти годы Крестовские водонапорные башни находились в рабочем состоянии - невольно с благодарностью помянешь добротность этих сооружений. В конце 30- х гг., после соответствующего развития системы водоснабжения Москвы в связи с расширением городских магистралей, предстоящим потоком транспорта на открывающуюся летом 1939 г. Всесоюзную сельскохозяйственную выставку (ныне ВВЦ) не нашли иного выхода, как снести башни...             .

Эта работа была поручена «Тресту по передвижке и разборке зданий». Начали с Восточной башни. К 15 мая 1939 г. там разрезали и сняли огромный металлический бак на 150 тыс. ведер. Чтобы ускорить разборку башен, их решено было взрывать. У основания башни пробурили несколько отверстий, где и заложили взрыв-патроны. И вот наступил этот день: 26 мая 1939 г. в 4 часа утра, после основательной подготовительной работы, башню взорвали. Когда осела кирпичная пыль, стало очевидно, что подрывники не учли прочность стен башни, что держали на себе всю тяжесть огромного водяного бака. После взрыва добрая треть водонапорной башни продолжала стоять во всю значительную высоту.

С помощью пожарных лестниц на торчавший кирпичный клык набросили стальной трос и несколько тракторов тянули его, пока совсем не завалили. Огромные глыбы в 5-7 т растаскивали мощными тягачами, прежде чем приступить к работам на Западной башне. Ее черед наступил только через две недели, на этот раз учли прошлую оплошность, заряд увеличили.

Вот что писала газета «Вечерняя Москва» 11 июня 1939 Г.: «Сегодня на рассвете была взорвана вторая Крестовская башня. Ровно в 3 часа утра был дан сигнал для взрыва. Башню подорвали зарядами, заложенными снизу, но сразу она не развалилась - крепость конструкции оказалась невероятной - по-видимому, внутреннее кольцо удерживало эту громаду. На башню опять пришлось накидывать стальную петлю, мощный тягач, поднатужившись, стал тянуть, и только тогда она вся рухнула, развалившись на глыбы. Взрыв не принес повреждений соседним зданиям, что стояли довольно близко по 1-й Мещанской. На перевозке щебня и глыб была занята колонна из 30 грузовиков, щебень в основном пошел на реконструкцию Ярославского шоссе».               

Нелишним будет напомнить, что общий объем кладки одной башни составлял 20 тыс. кбм.

К июлю вся площадь Ржевского (Рижского) вокзала была, наконец, очищена от кирпичных груд и железного лома башен.

1 августа 1939 г. предполагалось открытие ВСХВ. Основную транспортную магистраль на сельскохозяйственную выставку - Ярославское шоссе с Крестовским путепроводом - основательно расширили и выправили. Ее ширину на участке Ржевский вокзал - бывший Ярославский рынок довели до 40 метров, вход на этот рынок отодвинули от шоссе в глубь квартала на 15 метров. Для велосипедистов вдоль Ярославского шоссе устроили велодорожку - вот то-то радости было и большим и малым любителям спорта. Трамвайную линию, пересекавшую ранее шоссе, переложили на левую сторону. Тогда же протянули и линию троллейбуса до платформы «Северянин», словом, транспортный вопрос был решен основательно.

Сегодня, проезжая площадь Рижского вокзала в направлении Ярославского шоссе, даже при самом тщательном рассмотрении не найдешь и следов тех самых знаменитых Крестовских водонапорных башен, что почти полвека исправно трудились на благо города и его жителей. Может быть, установить на том месте памятный знак, например, в форме башни с кратким пояснением, для чего сие было надобно? Убежден, московской памяти это пойдет на благо.

 

 

Категория: Достопримечательности Москвы | Добавил: Tolstov (30.01.2014)
Просмотров: 751 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2018