Раздумья у Белорусского вокзала
Памяти Юлиана Толстова
Каталог статей
Меню сайта

Форма входа

Категории раздела
Достопримечательности Москвы [41]
История Московских улиц, площадей, памятников
Москва и Москвичи [8]
Метро, трамвай [5]

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Приветствую Вас, Гость · RSS 27.05.2018, 03:52

Главная » Статьи » Исторические заметки о Москве » Достопримечательности Москвы

Из жизни городских билетных касс

Первоначально в нашей стране системы предварительной продажи билетов просто не существовало - в них не было потребности. И только с ростом пассажирского движения, с начала 90-х годов XIX века вокзальные билетные кассы в крупных городах России стали «захлебываться» при обслуживании желавших уехать непременно с  определенным маршрутом, в конкретный день и час.

В печати все громче звучали критические материалы о неспособности железнодорожного начальства решить этот вопрос. Все это побудило МПС в 1894 году открыть сначала в Москве, затем в Варшаве, и с 1 января 1895 года в Петербурге «городские станции» предварительной продажи билетов. Вскоре в центральных газетах были опубликованы сообщения о том, что в крупных городах и промышленных центрах открываются «городские станции» для продажи билетов на нужные поезда и дни. Кроме того, станции принимали на себя не только упаковку багажа, но и доставку его на вокзал, уплату таможенных пошлин и массу иных полезных услуг.

Касалось это в основном имущих пассажиров. Подобные «станции» успешно работали до октября 1917 года. Гражданская война и последующая разруха в стране и на транспорте прекратили работу этих учреждений, да ведь и регулярного пассажирского движения ряд лет просто не было - все было подчинено нуждам борьбы за становление иной системы хозяйствования. А на те поезда, что все-таки ходили, билеты не продавались, тогда в ходу были мандаты, литеры, служебные проездные. Иными словами проезд был фактически бесплатным, но контролируемым, и все решали комендатура, воинские начальники, органы власти, ведавшие системой путей сообщения. Но с наступлением эпохи новой экономической политики - НЭПа - в стране началось некоторое оживление пассажирских и коммерческих перевозок. И в октябре 1922 года в Москве заработала «Городская станция железных дорог» в здании «Метрополя», на Театральной площади.

Известное Московское железнодорожное агентство по обслуживанию пассажиров со временем стало его правопреемником. Помещения для этого общества в «Метрополе» были не столь велики для предстоящих задач, и посему НКПС в Москве открыл несколько отделений Городской станции. Причем в этот раз все было рассчитано на широкую публику. И совсем неслучайно, что Смоленское отделение открыли у Смоленского рынка (недалеко от здания нынешнего МИДа), 3ацепское - у 3ацепского рынка (площадь Павелецкого вокзала), Таганское - у старых торговых рядов. Причем везде сообщалось: эти отделения железнодорожных касс открыты именно для частных пассажиров, чтобы население знало, что наконец-то можно ездить без всяких пропусков и ограничений.

Если в 1922 году таких дополнительных городских билетных касс работало пять, то через три года их стало 15. Функции их были расширены, посему и называться они стали городские железнодорожные кассы и коммерческие агентства. И еще особенность: каждая из 15 таких касс обслуживала только свою дорогу, что сужало их возможности. Подавляющее большинство станций очень кучно располагалось в центре столицы, всем хотелось под крыло Китай-города. Так оно в итоге и вышло, чуть ли не рядом друг с другом.

Со временем подобная автономия билетных касс - только одна дорога - становилась все более серьезной обузой, множились жалобы на недостаточную пропускную способность, тесноту и неудобство помещений. По решению коллегии наркомата была создана комиссия, которая не только четко сформулировала требования, но и внесла предложения по характеру работы будущего центра по продаже железнодорожных билетов. Отыскалось и помещение во втором Доме ЦИК СССР так называли тогда «Метрополь». Помещение это было расположено более чем удачно: здесь, на площади сходилось большое число трамвайных и автобусных маршрутов, тесно связанных со всеми вокзалами Москвы.

«Центральная городская станция железных дорог» открылась в Москве в 1927 году и проработала не так уж долго. Ее существенным достоинством были простор и обилие света: пять отдельных удобных залов с длинным общим  коридором, имеющим отдельный вход и выход на площадь, и еще парадный подъезд с зеркальными стеклами. В трех залах разместили 33 кассы для продажи билетов в поезда дальнего и местного следования на все дороги Московского узла, с учетом загруженности направлений. Отдельный небольшой зал отвели для обслуживания делегатов съездов, всесоюзных совещаний, отраслевых конференций, декад национального искусства и т.д. Пятый - с фирменными деревянными диванами -стал залом отдыха и ожидания пассажиров. Все это позволяло спокойно, с учетом техники тех лет обслуживать в течение дня около 5 тысяч пассажиров.

В вестибюле Городской станции, перед лестницей на второй этаж, где и располагались все билетные кассы, выделялась крупная сводная таблица информации обо всех ее помещениях. Здесь немало было использовано и других интересных новинок: справочный текст у входов в каждый зал, помимо русского, давался на украинском, белорусском, грузинском, тюркском, армянском, французском и английском языках.

И еще любопытная деталь: на станции работало справочное бюро, выдававшее устные справки не только на русском, но и на немецком, французском и английском языках по всем вопросам, имевшим отношение к путям сообщения СССР. Срок аренды данного помещения был строго определен в три года, с декабря 1926 года, за время которого НКПС был обязан решить вопрос о постройке для Центральной городской станции особого здания.

Категория: Достопримечательности Москвы | Добавил: Tolstov (28.11.2015)
Просмотров: 241 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2018