Раздумья у Белорусского вокзала
Памяти Юлиана Толстова
Каталог статей
Меню сайта

Форма входа

Категории раздела
Достопримечательности Москвы [41]
История Московских улиц, площадей, памятников
Москва и Москвичи [8]
Метро, трамвай [5]

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Приветствую Вас, Гость · RSS 21.08.2018, 13:11

Главная » Статьи » Исторические заметки о Москве » Достопримечательности Москвы

Хоровод монументов на Тверской

Тверская улица. На ней стояли лучшие дома и гостиницы, открывались самые богатые магазины. Она первой из московских улиц была замощена камнем. Здесь впервые появились уличное электрическое освещение и один из первых кинотеатров. А посредине ее центр, Тверская площадь.

Площадь известна была не только великолепным губернаторским дворцом, творением великого зодчего Матвея Казакова. Напротив дворца разместилось обширное двухэтажное здание с колоннадой и фронтоном - тверской «частный дом», т.е. по нашим меркам районная полицейская часть, а также воинская команда с гарнизонной гауптвахтой, секретной тюрьмой с «камерами для политических». Здесь же, все под одной крышей, поместилась и пожарная часть с высокой пожарной каланчой, с которой день и ночь дежурные оглядывали городские кварталы.

В тесной дворовой застройке Тверская площадь появилась лишь потому, что перед дворцом генерал-губернатора полагался ежедневный развод караула с достаточным местом для маршировки. В былые времена улицы и площади Москвы переименовывались довольно редко. И уж если случалось такое, то связано это было, как правило, с событием, к которому эта улица или площадь имела непосредственное отношение.

Тверская площадь в 1912 году получила новое имя - Скобелевская, оно как-то сразу было воспринято москвичами, так и пошло - Скобелевская, будто и не была она долгие годы Тверской. Скобелевской она стала после того, как на ней установили памятник генералу Скобелеву - главному герою освобождения болгар от 500-летнего турецкого ига. Всенародную славу при несло Михаилу Дмитриевичу Скобелеву участие в русско - турецкой войне 1877 -1878 гг. В бою отважный генерал всегда появлялся в белом мундире и на белой лошади, за что был прозван «белым генералом». После победоносной войны Скобелев оказал большую помощь Болгарии в организации и обучении национальной армии. В стране его популярности мог позавидовать сам император. Умер Скобелев внезапно в 1882 году на 39-м году жизни в Москве. На одном из венков, возложенном от Академии Генштаба, было начертано " ... полководцу, Суворову равному». В Москве и Болгарии был объявлен траур, похоронен Скобелев в семейном храме на Рязанщине.

Имя его никогда не исчезало из народной памяти, и 25-летняя годовщина со дня его смерти послужила поводом для увековечивания памяти М.Д.Скобелева. В 1908 году Главное управление Генерального штаба Российской армии представило Николаю II доклад о необходимости сооружения памятника. После положительной резолюции императора была образована комиссия и открыта "Всероссийская подписка на памятник генерал-адъютанту М.Д.Скобелеву в г. Москве». Все организационные вопросы возлагались на Николаевскую военную академию. Одновременно был создан Скобелевский комитет, что собирал средства и пожертвования на этот памятник.

А тем временем в Москве разгорелись жаркие споры по поводу места установки памятника. Московская городская Дума своим решением от 9 июня 1909 года признала наиболее подходящим местом для установки памятника Лубянский сквер -  позади памятника часовни в честь павших под Плевной.

Этим же решением Дума ассигновала 5 тысяч рублей в фонд постройки памятника, поручив Городскому управлению внести означенную сумму в смету городских расходов.

Столичная общественность активно запротестовала против выбранного места в сквере (против тесной, заставленной Варварской площади), обоснованно отмечая, что большинство площадей города пустовало. Предлагалась Лубянская площадь, затем Театральная, особенно просторный огороженный там воинский плац, но площадь принадлежала дворцовому ведомству, и московские власти ею не распоряжались.

Особенно много говорили о Тверской площади - напротив дворца генерал-губернатора: предполагавшиеся размеры памятника были невелики и все удачно вписывалось в городское пространство. Все решила резолюция Николая II на докладе военного министра, посвященном выбору места для памятника: «В Москве, на Тверской площади».

Более того, император указал не только площадь для будущего монумента, но и предпочел проект не профессионального скульптора, а офицера в отставке Петра Самонова, отвергнув при этом более талантливые конкурсные работы. Николай ранее знал и одобрял небольшие батальные миниатюры Самонова из бронзы.

И вот наступило воскресенье, 24 июня 1912 года. Тверская площадь, украшенная цветами, гирляндами, национальными флагами была заполнена москвичами и гостями. Со всех концов страны собрались сподвижники отважного генерала. Форма одежды была строго предписана: военным - парадная летняя, статским - фрак или виц-мундир.

 Под звуки «Коль славен» совершили крестный ход. После молебствия провозгласили «вечную память» Скобелеву, все опустились на колени. В этот момент сдернули покрывало. На высоком пьедестале из серого финского гранита возвышалась конная фигура генерала с высоко поднятой шашкой. У подножия памятника с левой стороны - группа из семи фигур, изображавшая сцену защиты знамени во время среднеазиатской кампании, в которой участвовал генерал, а справа - группа ринувшихся в атаку офицеров и солдат (фрагмент войны 1877-1878 гг.). В нишах пьедестала - одиннадцать бронзовых барельефов с эпизодами из русско-турецкой войны и кампании в Средней Азии.

Вокруг памятника высились четыре огромных канделябра со стильными фонарями. После открытия состоялся акт передачи памятника Городскому управлению, после чего войска от Тверской к Страстной площади прошли церемониальным маршем.

Памятник понравился, он привлекал толпы москвичей и приезжих и вскоре стал городской достопримечательностью. Однако простоял он недолго: в канун первомайских праздников 1918 года на Скобелевскую площадь пришли рабочие завода Гужона (ныне «Серп и Молот»). Генерала вместе с конем свергли с пьедестала при помощи бревен, канатов, домкрата и на катках доставили во двор Московского Совета. А все, что осталось после сноса бронзового всадника, затянули кумачом. Получилась трибуна, с которой в праздник выступали руководители Совета. И площадь с того дня велено было называть Советской.

К первой годовщине Октября на месте монумента Скобелеву во исполнение декрета «О памятниках Республики», решено было соорудить обелиск в память первой Советской Конституции, на что было выделено 75 тысяч рублей.

К конкурсу привлекли наиболее известных архитекторов - Д.Осипова, Н.Васильева, И.Ефимова, М. Докучева. Победил проект Дмитрия Осипова по довольно банальной причине: обелиск можно было соорудить легче и быстрее, чем по другим проектам. Но прежде чем строить обелиск почти половину сентября взрывали скобелевский постамент. Первый взрыв лишь подорвал верхушку чуть-чуть, но зато повышибал стекла в стоявшей рядом гостинице «Дрезден» и Моссовете. Затем стали взрывать по частям, и «работа» пошла успешнее ...

Революционный обелиск решили сложить из кирпича. Привлекли пять опытных печников, они буквально днем и ночью клали на крепком растворе кирпичи. Материал же брали из разбираемой Тверской полицейской части, что стояла тут же на площади. Благодаря такому энтузиазму рабочих менее чем за полтора месяца, к 7 ноября 1918 года против Моссовета возвели 25-метровое сооружение. Облицованный «итальянской штукатуркой» монумент (цемент с мраморной крошкой) зрители принимали за гранитный.

Текст Конституции первоначально написали на фанере и поместили в три ниши у основания трехэтажного обелиска. Вместо статуи Свободы временно поставили деревянный картуш с лозунгом. Статую Свободы, или Нику Самофракийскую, - богиню победы выполнил прекрасный русский скульптор Николай Андреев. По воспоминаниям современников, скульптуру женщины Андреев лепил с актрисы МХАТа Евгении Алексеевны Хованской. Второе рождение обелиска отметили 27 июля 1919 года - в этот день была установлена скульптура, получившая наименование «Свобода». На долгие годы она стала символом новой жизни, новых свершений, нового строя.

Пожалуй, в истории российских монументов не было случая, когда монумент после его официального открытия по частям доделывался более трех лет. Только в середине ноября 1922 года в основание обелиска были вмонтированы три массивные полукруглые бронзовые доски, где крупными выпуклыми буквами отлили целиком текст первой Советской Конституции. Текст ее почему-то завершался рисунками пулеметов и пулеметных лент. На третьей доске, что обращена к бывшей гауптвахте, в правом углу привлекали внимание необычные строки: «Эти доски вылиты из меди памятника Александру III ». Вот оказывается, где нашелся дефицитный цветной метал.

В начале 20-х годов было еще много малограмотных, и часто можно было видеть, как человек, силясь прочитать этот медный текст Конституции РСФСР, водил пальцем по литым строкам, вникая в смысл закона. Ограды у обелиска не было, широкие ступени вели на площадку, окружавшую основание постамента. На удобных, прогретых солнцем ступенях отдыхали старики, играли дети. Нередко автобусы «Интуриста» подвозили сюда зарубежных гостей, они с особым удовольствием фотографировались на фоне «советской Свободы».

С 1924 по 1941 год этот монумент был официальным символом столицы. Его изображение вошло в герб Москвы, он был вышит золотом по рисунку Дмитрия Осипова на знамени Московского Совета, включен в орнамент нового Большого Каменного моста через Москву-реку, изображался на плакатах, обложках школьных тетрадей, открытках, почтовых марках СССР как символ страны социализма.

Шли годы. Советская площадь меняла свой облик. При разборке здания полицейской части наш известный архитектор А.В.Щусев на основе портика этого здания возвел классическую колоннаду «Пропилеи». Это сооружение весьма эффектно замыкало Советскую площадь, но, к несчастью, после постройки Института Маркса-Энгельса-Ленина в 1926 году ему не нашли в городе иного места и ... снесли.

Почти 23 года простоял обелиск Свободы. За это время на площади выросли многоэтажные дома, она как бы уменьшилась в объеме. Появилась потребность в передвижке самого здания Моссовета, так как оно значительно выходило за «красную линию», а малая высота на фоне воздвигаемых корпусов грозила лишить его доминирующей роли на этом участке улицы. И вот после соответствующей подготовки 16 сентября 1939 года началась передвижка главного здания московских властей. Особо следует отметить: трудовая деятельность в Совете не прекращалась ни на час - все работы под домом и на территории выполнялись подземным способом. Бесперебойная работа санустройств, освещения, телефона обеспечивалась временными гибкими соединениями. Все работы, включая саму передвижку, были выполнены за 4 месяца и 13 дней. Здание передвинули на 13,65 метра. Вот настолько стала шире площадь.

За два месяца до начала Великой Отечественной войны, в ночь с 21 на 22 апреля 1941 года в центре Москвы на Советской площади раздался взрыв. Волевым указанием «сверху», закрытым решением Мосгорисполкома о реконструкции площади был уничтожен первый памятник революции - обелиск Свободы.

В сентябре 1946 года был объявлен конкурс на памятник русскому князю Юрию Долгорукому, основателю Москвы. Лучшим был признан проект молодого скульптора Сергея Орлова, но требовалось добро генсека. По рассказу членов комиссии, Сталин внимательно осмотрел все документы и, якобы, спросил: «Почему у Вас, товарищ Орлов, Юрий Долгорукий сидит на кобыле? А я думаю, что князю надо быть верхом на лошади мужского пола. Это подчеркнет мужественность образа князя». Все присутствующие просто оторопели. Ожидали чего угодно, но не этого. Пришлось замечание учесть - здесь не шутили.

Прошел еще почти год, и 13 августа 1947 года было опубликовано постановление Совета Министров СССР № 2851 «О сооружении памятника Юрию Долгорукому в Москве». Документ этот лаконичен, есть смысл привести его полностью, т.к. он характеризует стиль работы:

«1. Соорудить в г. Москве сей памятник.

2. Принять проект С.М. Орлова.

3. Установить место сооружения на площади против Моссовета.

4. Обязать Моссовет закончить сооружение памятника к концу 1948 г.

И.Сталин».

Удивительно, но к указанному сроку памятник не сделали, и Сталин никого не наказал. Пятьдесят четыре года тому назад, когда еще гремела по бульварам «Аннушка», когда станция метро «Кропоткинская» называлась «Дворец Советов», а Пушкин стоял спиной к Тимирязеву, Москва впервые отмечала свой юбилей – 800 -летие. К этому празднику и была приурочена закладка памятного камня. «С речами выступили академик Вавилов и поэт Тихонов» - так скупо было дано сообщение 8 сентября 1947 г. в газете «Правда».

Над созданием этого московского монумента работала бригада: скульпторы С.Орлов, А.Антропов, Н.Штамм и архитектор В.Андреев. Установлен он был 6 июня 1954 года, когда заказчика - Сталина - уже не было в живых.

Авторы не располагали каким-либо изображением суздальского князя Юрия Долгорукова, сына Владимира Мономаха. Не сохранилось описаний его внешности ни в народных песнях, ни в сказаниях. Монумент этот - некий собирательный образ, позаимствованный из фольклора. Это обстоятельство долго служило основанием для шуток. Вот одна из той поры. Когда состоялось открытие памятника и с фигуры Юрия Догорукова сползло покрывало, из толпы раздался громкий возмущенный голос: «Нет. Не похож!».

Со дня открытия памятника прошло почти уже полвека. За эти непростые годы он стал таким же символом Москвы, как Кремль, дом Пашкова, памятник Пушкину. Мы привыкли к Долгорукому, мужественному, большому и сильному, похожему на сказочного богатыря. И теперь праздник Дня города открывается у подножия памятника.

Как видим, дпя Москвы ее памятники - не просто детали внешнего облика. В их истории причудливо переплелись судьбы выдающихся людей и веками формировавшиеся традиции. Не очевидцами, а действующими лицами отечественной истории оказывались порой обелиски и монументы. Им есть что рассказать о пережитом и выстраданном, этим московским старожилам.

 

Категория: Достопримечательности Москвы | Добавил: Tolstov (13.01.2014)
Просмотров: 637 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2018