Раздумья у Белорусского вокзала
Памяти Юлиана Толстова
Каталог статей
Меню сайта

Форма входа

Категории раздела
Достопримечательности Москвы [41]
История Московских улиц, площадей, памятников
Москва и Москвичи [8]
Метро, трамвай [5]

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Приветствую Вас, Гость · RSS 13.11.2018, 01:48

Главная » Статьи » Исторические заметки о Москве » Достопримечательности Москвы

Клуб вечной молодости

Если пути-дороги приведут вас на площадь трех вокзалов нашей столицы, не торопитесь нырнуть в тоннель метро - полюбуйтесь великолепным зданием обновленного Казанского вокзала, его сказочным архитектурным ансамблем. В восточной скругленной стороне этого громадного градостроительного комплекса размещается Центральный Дом культуры железнодорожников.

Знаменательно, что в начале проектирования вокзала никакого клубного здания здесь не предусматривалось. На крайнем восточном углу здания, окнами на 4-й Краснопрудный переулок (лицом к нынешнему универмагу «Московский»), стал поднимать этажи «Дом Общества потребителей служащих Московско-Казанской железной дороги». Для того времени это была новинка - правление Казанки заботилось о своих работниках. Создавая и поддерживая общество кооператоров, дорога существенно помогла людям пережить невзгоды первой мировой войны и последующей разрухи.

 Для этой разросшейся «потребиловки» А.В.Щусев одновременно с вокзалом возвел солидный корпус, где предполагалось разместить на первом этаже торговое мясное отделение с обширным ледником в подвале. Второй этаж отдавался мануфактурному отделению с просторным складом, столовой, буфетом. Здесь находился большой зал заседания правления потребительского общества. Однако ввиду отсутствия запасов продовольствия в корпусе временно осела «Контора постройки вокзала» со своими отделами, чертежной, сметной и бухгалтерией. После гражданской войны Дом исправно нес функции узловой потребкооперации, затем потеснился, дав место службе тяги Казанской железной дороги. Но вскоре задачи этой части вокзального комплекса круто изменились: решено было здесь создать рабочий клуб. Застрельщиком выступил Дорпрофсож.

Профсоюз сумел собрать около полумиллиона весьма полновесных, после реформы 1923 года, рублей и приступил к реализации проекта. Всю эту довольно сложную работу Казанская дорога сделала сама, без помощи посторонних организаций. Вчерне за год закончили коробку и частичную реконструкцию примыкавшего четырехэтажного здания. Здесь были подготовлены удобные комнаты для кружковой работы, необходимые подсобные помещения, на первом  этаже, у входа, разместили обширную библиотеку с читальным залом. Дом преображался на глазах. Но основная тяжесть почти на два года выпала на обустройство зрительного зала и отделку всех помещений. Из-за особой полукруглой конфигурации здания, работы несколько затянулись.

Чуть подробнее хотелось бы сказать о зрительном зале. Он состоит из партера и балконного яруса. Такого глубокого без промежуточных опор яруса даже при нынешнем уровне строительной техники в Москве нет нигде до сих пор. Балкон имеет в глубину семь метров! Металлические фермы, поддерживающие его, заделаны в полукруг стены зала, сконструированную в виде бетонного кольца. Такая конструкция и позволила балкону иметь столь «глубокий козырек».

Общая вместимость зала - 1200 мест, как в Художественном театре. Сцена здесь имела треугольную форму при ширине портала в 12,8 метра с современным механическим оборудованием. Из-за перепада местности здесь оказалось возможным сделать удобный и, главное, светлый «трюм» сцены, что тоже довольно редко в практике. Вот ведь сколько полезных сюрпризов заложил талантливый архитектор А.В.Щусев в, казалось бы, обычную клубную конструкцию.

Образцовый рабочий клуб-театр, так его именовала пресса Москвы, открылся 30 апреля 1927 года. К сожалению, автора проекта здания, академика Щусева, не было в зале, т.к. он в знак протеста по поводу необоснованных сокращений его замыслов постройки вокзала, подал в отставку.

Новый очаг культуры стал именоваться в документах как "Клуб имени Октябрьской революции Казанской железной дороги", а в быту его звали коротко и просто - клуб "КОР". Именно его имели в виду Ильф и Петров в эпилоге своего известного романа "Двенадцать стульев", говоря о новом здании клуба, построенного якобы на бриллианты мадам Петуховой, что были припрятаны в одном из стульев ее гарнитура.

С 1928 года клуб КОР становится Московским центром культурно-массовой работы всего обширного столичного железнодорожного узла. А через 10 лет, в 1938 году, в его жизни произошло важнейшее событие. НКПС и ЦК профсоюза железнодорожников Центра, Юга, Средней Азии, Востока и Дальнего Востока и рабочих жел. дор. заводов (так тогда именовался ЦК Союза) приняли решение на базе Московского клуба имени Октябрьской революции создать общесоюзный Центральный Дом культуры железнодорожников - ЦДКЖ. В качестве основной задачи ему поручалось возглавить художественно-методическое руководство всеми клубами, домами и дворцами культуры на транспорте. Минувшие годы убедительно подтвердили, что не зря этот коллектив вот уже много лет носит ко многому обязызающее имя - ЦДКЖ.

Юлиан ТОЛСТОВ

Категория: Достопримечательности Москвы | Добавил: Tolstov (28.11.2015)
Просмотров: 263 | Теги: ЦДКЖ | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2018