Раздумья у Белорусского вокзала
Памяти Юлиана Толстова
Каталог статей
Меню сайта

Форма входа

Категории раздела
Достопримечательности Москвы [41]
История Московских улиц, площадей, памятников
Москва и Москвичи [8]
Метро, трамвай [5]

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Приветствую Вас, Гость · RSS 13.11.2018, 02:01

Главная » Статьи » Исторические заметки о Москве » Достопримечательности Москвы

Московский скиталец

Если верить справочникам, в Москве работают сегодня почти 100 государственных музеев. У каждого из них своя судьба, свой путь. Но ни один из них не открывался для публики на пятом этаже массивной, высоченной башни, причем лифта там не было, да никогда и не предусматривалось. Это было, кстати, не просто некое архитектурное сооружение, а важнейший столичный объект - Восточная Крестовская водонапорная башня. Ныне место, на котором она стояла, называется площадью Рижского вокзала.

Именно здесь под мерные, тяжелые вздохи мощных водяных насосов в ноябре 1896 года открылся новый очаг культуры - Музей городского хозяйства Москвы. Что же легло в его основу?

В 1896 году в Нижнем Новгороде состоялась знаменитая Всероссийская промышленная и художественная выставка. Московские городские власти представили на ней обширный раздел, посвященный Белокаменной. Материал оказался очень удачным. Раздел пользовался на выставке огромным вниманием. Не удивительно, что после закрытия выставки городская Дума решила сохранить в назидание потомству представленные там экспонаты, перевезти их в Москву и создать на этой базе «музей по городскому хозяйству». Именно эта выставочная коллекция и послужила фундаментом будущего Музея Истории Москвы.

В Крестовской башне для экспозиции отвели семь комнат. Одновременно и сама она стала как бы одним из действующих экспонатов: все желающие в сопровождении служащего могли ознакомиться с состоянием и работой системы городского водоснабжения. Здесь, в башне, музей находился до 1913 года. К сожалению, коллекции его пополнялись слабо, да и посетителей было негусто - ведь Крестовская аастава была в те годы для москвича весьма отдаленной окраиной.             

Положение дел сразу же переменилось в лучшую сторону, когда заведование музеем принял на себя известный и энергичный исследо ватель старой Москвы - Петр Васильевич Сытин. Он добился переезда музея в центр города - в Леонтьевский переулок, 15, получив там вместо семи целых семнадцать комнат. Опытный музейщик, он решительно обновил прежнюю экспозицию, дополнил ее экспонатами русского раздела Дрезденской выставки 1911 года и Всероссийской выставки 1913 года, новыми городскими материалами.

Торжественное открытие действительно интересного музея состоялось 1 июня 1914 года. Развернутая в просторном помещении, любопытнейшая выставка не на шутку впечатляла. Не случайно она активно посещалась не только москвичами, но и приезжими работниками коммунальных служб со всей России. Но грянула мировая война - музей закрыли. Увы, всем было не до того.

В 1917 году помещение понадобилось профсоюзам, поэтому экспонаты свернули и в таком виде передали в ведение Мосгорнаробраза, где они и находились в забытьи целых три года.

20 августа 1920 года последовало распоряжение Президиума Моссовета о передаче музея отделу коммунального хозяйства, где и был разработан проект превращения его в Музей Московского совета с участием в нем всех отделов горисполкома. Важная деталь: уже в те голодные и холодные годы музей обладал уникальной библиотекой по городскому хозяйству в 23 тысячи томов, и библиотека эта постоянно пополнялась, ею пользовались не только работники исполкома, но и множество ученых, историков.

После усиленных хлопот музей -любимое детище Сытина - получил более просторное помещение в Театральном проезде, 3. Следующим московским адресом этого странствующего учреждения с 3 января 1926 года стала овеянная легендами, обновленная реконструкцией в 1923-1925 годах знаменитая Сухарева башня. Столичная эта достопримечательность была возведена в 1692-1695 годах на месте расположения стрелецкого полка под командованием Лаврентия Сухарева (отсюда ее название). В свое время она служила въездными воротами в Москву с Архангельской дороги. В ней уже при Петре I была размещена невиданная для России Школа математических и навигацких наук. Сухарева башня располагалась на Садовом кольце так, словно замыкала собой Сретенку, заслоняя, оберегая въезд в центр города. Еще башня была знаменита раскинувшимся у ее стен рынком, громадной московской барахолкой, что была известна на всю Россию.

Расположив вольготно в башне музейные экспонаты, Сытин всю свою энергию теперь использовал для пополнения, изучения и сохранения исторических фондов город ского хозяйства Москвы. Старинная архитектура Сухаревой башни со сводчатыми потолками, мощными стенами, стильными внутренними лестницами сама по себе служила ценным дополнением к экспонатам московского прошлого. Все это удачно дополняли замечательные акварели и большие картины со старомосковскими сюжетами известного художника Аполлинария Васнецова.

Простор и удобства нового местоположения музея саздавали благоприятную возможность для развертывания научной и информационно-популяризаторской деятельности. Для дела было очень важно, что Сытин был не только опытным музейщиком, но и рачительным хозяином. В частности, он предложил Моссовету пополнить городской бюджет массовым выпуском наборов открыток с видами Белокаменной. Умело подобранные сюжеты, отличная печать (типография Гознака) - все это принесло наборам невероятный успех, ведь подобного систематизированного выпуска с краткой исторической справкой на обороте каждой открытки прежде не было. Город допечатывал тиражи еще и еще, пополняя свою казну и отчисляя процент в бюджет музея. Многие из этих памятных выпусков ныне стали чуть ли не единственными снимками давно исчезнувших зданий, уличных уголков, а то и целых городских ансамблей, ныне изменивших свой облик.            

Помимо издания буклетов по Москве, Сытин приступил к выпуску подробных каталогов по разделам музея, открывавшихся «общим обзором соответствующей отрасли коммунального хозяйства». Многочисленные посетители получали представление не только о многовековой истории столицы, но и знакомились с достижениями городского хозяйства в стране и за рубежом. С этой целью музей выписывал 50 русских и 26 иностранных периодических изданий по градостроительству и коммунальным проблемам - благо деньги на всю эту литературу он зарабатывал сам.

Петр Васильевич Сытин буквально фонтанировал идеями. Директор мечтал организовать, к примеру, современное хранилище книг о Москве с читальным и лекционным залами, с просторным конференц-залом. Предпринимались шаги по устройству вокруг башни уголка истории Москвы с различными типами мостовых - от бревенчатых до торцевых, булыжных, брусчатых; с разнообразными типами уличных фонарей - масляных, калильных, газовых. А между ними, на щитах, старые вывески и рекламы. Да мало ли было интересных задумок! Но все неожиданно оборвалось.

В 1934 году Сухареву башню разобрали, а экспонаты перевезли в здание бывшей церкви Иоанна Богослова, «что под Вязом», где музей находится и по сей день. Москвичам этот адрес великолепно известен  - на Новой площади против Политехнического музея. Так как по характеру и количеству экспонатов музей значительно перерос тему коммунального хозяйства, естественно, последовало его переименование. Он надолго (до"1987 года) получил название: «Истории и реконструкции Москвы». На новом месте многие экспонаты остались, увы, в свернутом виде, а некоторые реликвии предстают перед публикой лишь во время тематических выставок.

Ныне Музей города Москвы ждет завершения своих многолетних испытаний, что, хочется надеяться, позволит ему наконец занять подобающее место в духовной жизни столицы.

Юлиан ТОЛСТОВ  

Категория: Достопримечательности Москвы | Добавил: Tolstov (16.02.2014)
Просмотров: 564 | Рейтинг: 5.0/4
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2018