Раздумья у Белорусского вокзала
Памяти Юлиана Толстова
Каталог статей
Меню сайта

Форма входа

Категории раздела
Достопримечательности Москвы [41]
История Московских улиц, площадей, памятников
Москва и Москвичи [8]
Метро, трамвай [5]

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Приветствую Вас, Гость · RSS 20.09.2018, 15:56

Главная » Статьи » Исторические заметки о Москве » Достопримечательности Москвы

Площадь, где встречали зрителей 16 театров

 

 

Пожалуй, не каждый из нас сразу вспомнит, где располагалось это средоточие театрально-концертной жизни столицы. Наверняка укажут на Театральную площадь с ее стародавними сценическими традициями. И все же если поразмыслить, то, безусловно, вспомнится этот удивительный артистический сгусток, да еще в самом центре города, его и при желании-то никак не минуешь.

      Да, да - это Старо-Триумфальная площадь. В 1920 году ее переименовали в честь участника Гражданской войны Михаила Янышева. Но прошли годы, и все как-то позабыли об этом наименовании, считая ее Триумфальной. А посему в декабре 1935 года площадь торжественно нарекли именем Маяковского! И в таком качестве она просуществовала до 1991 года! Ныне это снова Старo -Триумфальная, все вернулось на круги своя.

      Именно этот городской квартал за всю долгую историю на каждом углу имел свое, да не одно, театральное заведение самого различного репертуарного плана. Попытаемся сейчас разобраться, что и где располагалось. Для этого станем в центр площади и оглядимся. Посредине Старо - Триумфальной в XIX, да и в XX в. стояла водоразборная будка, так как окрестные строения водопровода не имели. Место здесь от пролитой воды всегда было сырое и разбитое лошадиными копытами. После многих усилий будку закрыли и прилегающую площадь превратили в затейливый цветник. Располагавшиеся по утрам на площади овощной и сенной рынки перенесли на Миусскую площадь и добавили туда дровяной торг. На месте будки в 1910 году поставили трамвайную станцию на шесть маршрутов с обогревом и сменой бригады. А вокруг разбили сквер, насадили тоненьких деревьев и возле них разместили скамейки.

  Свое историческое движение по площади начнем по часовой стрелке. Угол Тверской и Садовой - очень выгодное и видное место. Это та самая площадка, где сегодня высится здание Государственного концертного зала имени Чайковского. И в то далекое время, почти на этом же месте, очень ловкий и предприимчивый антрепренер француз Шарль Омон купил солидное здание и поручил специалистам переделать его под постоянный театр. В октябре 1902 года в рапорте полиции московскому генерал-губернатору докладывается, что препятствий к открытию театра «не встречается».

  На старых открытках хорошо видно, что новый театр Омона стал на ппощади доминирующим центром. Это было крупное, четырехэтажное краснокирпичное здание с очень прихотливым фасадом. Неоштукатуренное и внешне невзрачное, оно вызывало восхищение великолепной внутренней отделкой. Зрителей при входе встречала «грандиозная лестница мраморной облицовки», ведущая из вестибюля в зал и фойе. Для выполнения тонких мраморных работ были приглашены итальянские мастера. Нарядные бронзовые люстры, изящные плафоны зрительного зала с оригинальными панно создавали особый праздничный фон. Зеркапьные стены фойе с украшенными фресками карнизами, бронзовые украшения и массивные бра были сделаны по специальным рисункам в Париже. Высокая художественная отделка, роскошь во всем сразу привлекли сюда состоятельную публику. Газеты много писали о «храме шантана», воздвигнутом в центре столицы, обязательно упоминали о переполненном зале, несмотря на высокие «шаляпинские» цены, взахлеб повествовали о роскошном буфете с кабинетами. 

  Сезон был открыт не шедшей еще опереткой «Достойная чета» «с госпожой Вяльцевой и г-ном Северским». Ложи стоили 200 руб. Дорогая эта антреприза просуществовала всего пять лет. Авантюрный по своей сути Ш. Омон, запутавшись в долгах и сомнительных махинациях, быстренько продал имущество и скрылся из России. В марте 1907 года полиция выписала ордер на арест Омона, но того давно и след простыл. А что же стало с роскошным театром? Он еще простоял добрых 25 лет и всегда был переполнен. После Омона это здание в афишах числилось театром «Буф» А.Э. Бпюментапь -Тамарина (1906-1909гг.), затем театром «Зон» по фамилии антрепренера И.С. Зона (1912-1918) - все это были труппы легкого жанра. И так продолжалось до революции. В 1918 году частные театры национализировали и вскоре их передали в ведение Наркомата просвещения, где был создан театральный отдел.

  Всемогущим заведующим ТЭО стал Всеволод Мейерхольд. Он-то и создал на базе бывшего роскошного «Омона» свой театр с революционным репертуаром. Это был ставший вскоре широко известным «Гостим» - Государственный театр имени Мейерхольда. Случай даже и для тех дней не частый, когда при жизни режиссера театр стал сразу носить его имя! В Гостиме часто бывал Владимир Маяковский - здесь ставили его пьесы: один "Клоп» чего стоил, гремел на всю страну. Театр Мейерхольда довольно долго ставил здесь свои спектакли, до 1933 года, когда был закрыт из-за реконструкции здания и вообще площади Маяковского. Причем вначале все эти работы были поручены правительством известному архитектору А.В. Щусеву. Здание театра, по замыслу зодчего, должно было иметь громадную угловую башню с завершающей скульптурой Маяковского. Но труппу Мейерхольда вскоре распустили, сам он был арестован. И архитектор Чечулин был вынужден срочно переделывать проект под иной зал, а Щусев свое имя с проекта снял. После непростой достройки, осенью 1940 года здесь открылся Государственный концертный зал имени Чайковского.

  Итак, небольшими шажками мы продолжаем свое театральное историческое перемещение по Старо-Триумфальной. Стена к стене, рядом с театром Омона - Зона - Мейерхольда, в 1910 году братья Никитины приступили к постройке просторного современного по тем меркам циркового здания, которое стало весьма популярным в Москве. Цирк на Руси любили издавна, и проблема лишнего билетика у Никитиных не стояла, В 1919 году здесь открылся «2-й Госцирк», который еще несколько лет служил по своему прямому назначению. Затем наступила череда переделок-перестроек. Вспомним Михаила Булгакова, который в романе «Мастер и Маргарита» упоминает эти стены как театр «Варьете», а после переделки в 1926-1936 гг. здесь уже размещается известный Мюзик-холл. С этим зданием на площади связан крупнейший пласт нашего театрального и эстрадного искусства. После Мюзик-холла здесь по рекомендации секретаря МГК ВКП(б) Н.С. Хрущева было решено устроить Театр народного творчества. В передовице газеты «Вечерняя Москва» от 18 марта 1936 года сказано, что это театр, которого не знала история искусства. «Здесь будут выступать люди разных профессий, кроме одной: профессии артист. Директором этого необычного учреждения был назначен прекрасный организатор Борис Филиппов, будущий директор ЦДРИ, а художественным руководителем блестящий актер и режиссер Николай Охлопков. Здесь на сцене действительно появлялись многочисленные самодеятельные коллективы Москвы и области, которые демонстрировапи искусство народных энтузиастов. Затем стали приглашать местные таланты из краев и республик СССР. Многие из них потом стали высокопрофессиональными мастерами сцены. В 1940 году здесь ставил спектакли Центральный детский театр, временно обосновавшийся в этом помещении до реконструкции здания на площади Свердпова. Затем было решено здание капитально отремонтировать. И с осени 1965 года спектаклем «Клоп» здесь начинает свою жизнь Театр Сатиры - и по сей день сцена принадлежит этому коллективу. О том, что прежде здесь был цирк, напоминает купол и круговая планировка помещения. Будете в «Сатире» - обратите на это внимание.

Теперь побываем в самом фешенебельном месте этого театрального района - саде «Аквариум». Этот кусок земли, размером ровно в гектар (от стен Театра Сатиры до нынешнего корпуса Военной академии), был перенасыщен развлекательными залами, временными сценами, площадками для выступлений. История сада необычна. Долгое время тут располагались огороды Новодевичьего монастыря. В 1867 году Акционерное общество снабжения железнодорожными принадлежностями построило на этом месте мастерские, разросшиеся в цехи механического завода братьев Малкиель. В 90-х годах Русское техническое общество устроило здесь Первую московскую электрическую выставку. В 1893 году Малкиели все же решили использовать этот лакомый участок земли под увеселительный сад, под громким названием «Чикаго». В новом появившемся на карте города увеселительном заведении расположились театр летний, аттракционы, рестораны - все это было изобретательно иллюминировано. Сад быстро стал одним из самых посещаемых публикой мест. Здесь все сияло, переливалось, мигало гирляндами бесчисленных эпектрических лампочек, приглашало посетить новый оазис вечернего досуга. В 1898 году весь этот развлекательный сгусток арендует все тот же Шарль Омон, переименовавший «Чикаго» в более теплое - «Аквариум». В глубине сада вырос украшенный резьбой и позолотой летний концертный зал «Олимпия» (архитектор Новиков) и рядом театрик, названный «Буфф», больше напоминавший сарай, но все равно переполненный невзыскательной публикой. Москва была богата и избалована.

Довольство жизнью - полное. Аллеи сада «Аквариум» пестрели афишами артистов зарубежных и отечественных. Все хотелось посмотреть, всех увидеть, посидеть в ресторанчиках, послушать заезжих оркестрантов. Масса гуляющей публики не расходилась подолгу. Не случайно сюда зачастил для наблюдений за нравами и типажами А. П. Чехов. К чести составителей летней программы, помимо артистов легкого жанра, в саду «Аквариум» с успехом гастролировали известные всей России драматические и оперные мастера сцены. Вот некоторые сообщения о гастролях:

- Оперой Доницетти «Дочь великой армии» открылись спектакли труппы М.В.Лентовского (лето1901 г.)

- Начались гастроли певца Николая Фигнера (май 1902 г.)

- Леонид Собинов впервые 14 мая 1901 г. выступил в «Аквариуме», исполнив партию Герцога в опере «Ригопетто»

- С большим успехом прошла премьера пьесы Метерлинка «Монна Ванна» с Верой Комиссаржевской в главной роли (1902 г.)

- Впервые в Москве выступил артист К.А. Варламов в комедии А.Н.Островского «Правда хорошо, а счастье лучше» (июнь 1902 г.)

   Естественно, не обходилось в саду без организации популярных чемпионатов по борьбе с участием русских богатырей, таких, как И. Поддубный, И. Заика. Запускались и бывшие тогда новинкой гигантские воздушные шары, на которых желающие могли совершить воздушное путешествие без гарантии счастливого финала и с неизвестным местом приземления. Но все равно смельчаки летали, находили в этом удовольствие и даже вторично совершали такие полеты.

   Звездный период сада «Аквариум», по мнению старожилов, пришелся на 1904-1907 гг. Это было время ярких, интересных программ, гастролей крупных артистов, удачного преобразования аллей и уголков Сада, появления больших аквариумов, каких-то невероятных по красоте цветочных клумб и т.д.

  В эти же годы театральный зал «Олимпия» арендовала известная труппа Частной оперы Сергея Зимина. Сам Зимин - патриот русской оперы - вложил много средств в совершенствование сцены, зала, подбор выдающихся певцов, создание костюмов. У Зимина выстynали ставшие впоследствии знаменитыми певцы и дирижеры, звучала серьезная классическая музыка. Осенью 1914 года это замечательное здание сгорело и долгие годы стояло в руинах. Затем место привели в порядок, неподалеку поставили кинотеатр, открыли летнее кафе. После революции, в 30-х годах, в «Аквариуме» некоторое время работал Театр-студия имени М.Н. Ермоловой. В саду в это время осталось менее трети прежних увеселений. Он постепенно приходил в запустение. В связи с начавшимся в конце 50-х годов строительством возле пожарища нового здания Театра имени Моссовета все оставшиеся в саду художественные изыски, каскады, водяные затеи, ландшафтные находки были утрачены, да и само название «Аквариум» потеряло смысл. В 1959 году в левом дальнем углу бывшего сада увеселений был открыт (архитектор М. Жуков) театр на 1300 мест - Театр имени Моссовета, что и ныне благополучно ставит там свои спектакли. В 1975 году вход в сад оформили массивной решеткой с воротами. Ныне «Аквариум» служит зеленым фойе Театра Моссовета, местом отдыха окрестных жителей, игр и прогулок детворы.

  Пересечем в своем, как оказалось, непростом хождении по театральным подмосткам Старо-Триумфальную площадь. Подойдем к тому месту, где нынe высится гостиница «Пекин», В солидном трехэтажном доме Гладищева, по старому адресу Садовая, 1/29, с 1910 по 1922 год располагался весьма популярный у состоятельных москвичей театр-варьете и ресторан «Апьказар» (кабинеты, буфет, вина лучших марок). Вскоре после Октября варьете закрыли, «превосходную кухню до четырех часов утра» упразднили, и какое-то время развеселые эти стены пустовали. Затем там последовательно работали Театр эстрады, Театр Сатиры. Поколения москвичей восторгались спектаклем-обозрением «Москва с точки зрения ... » Виктора Типота и Николая Эрдмана. Да разве только этим обозрением была тогда знаменита «Сатира»?

  С 1961 и по 1974 год в этом здании властвовала Студия молодых актеров. Трyппу,состоявшую в основном из выпускников школы-студии МХАТ, организовал и возглавил энергичный, импульсивный Олег Ефремов (вообще-то студия жила с 1956 г., но без помещения). Студийцы, как свое знамя, тогда поставили прекрасную пьесу Виктора Розова «Вечно живые». Так состоялось рождение театра «Современник», который сколько уже лет является любимым театром уже не Москвы - страны. В 1974 году «Современник» переехал на Чистые пруды, а старое, заслуженное здание сломали, разобрали по камушку и место затем заасфальтировали. При его разборке многие театралы даже брали по старинному кирпичику на память! Вот и подходит к завершению затянувшийся наш поход. В этот раз мы сделаем небольшой киношаг. После исчезновения «Современника» здесь буквально в десятке метров осталось еще одно памятное зрительское место. Правда, это не театр, а кинотеатр. Родоначальник отечественного кино А.А. Ханжонков в 1913 году построил здесь первый большой кинотеатр в столице. Назывался он вначале «Русь», затем «Горн», «Межрабпом» и ныне - «Москва». Здание старого кино, встроенное в 1956 году в громоздкое административное ГлавАПУ так, что сразу и не сообразишь, что перед тобой редкостная старина. А путешествие свое мы закончим на углу Оружейного переулка и бывшей улицы Горького, у левого фасада ресторана «София». Здесь когда-то стоял Центральный театр кукол Сергея Образцова. А до театра кукол еще не близко, еще шагать да шагать во вре¬мени. Прежде это была рядовая московская застройка из трех самостоятельных жилых домов, с прямоугольным двором посредине. В 1910 г. домовладелец А. Журавлев решил переделать все под синематограф, затем следующие хозяева перекрыли крышей двор и на первом этаже открыли театральный зал - Европейский, а на втором - буфет. Здание, слепленное из трех частей, было на редкость некрасивым: вход в него до наших дней отмечал нелепый, грубый козырек и три узких окна-бойницы рядом.

  Москва 30-х годов - это невероятный расцвет разных театров, и все они были по-своему замечательно разные и нужные. В частности, МХАТ тогда имел целых четыре студии! Вот в этом-то неказистом здании у Оружейного переулка расположилась 4-я студия МХАТ - студия Юрия Завадского, получившая имя «Реалистический театр». Со временем студию Завадского слили с реформированной труппой горчайшей судьбы Камерного театра Таирова! Отсюда и освободившееся помещение Реалистического театра для кукольников Сергея Образцова. Первый спектакль "Волшебная лампа Аладдина» в этом помещении состоялся 3 ноября 1937 года. Спектакли здесь ставились и для взрослых,и для детворы. Но место было крайне неудобное, Образцов много хлопотал о настоящем театре. И в 1971 году на Садово-Самотечной открылся театр-дворец имени С.В. Образцова.

Вот и подошел к концу наш театральный круиз. Вроде бы все театры упомянул, но, каюсь, мог и упустить ненароком - так все непросто было упомнить.

 

 

Категория: Достопримечательности Москвы | Добавил: Tolstov (07.01.2014)
Просмотров: 620 | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2018