Раздумья у Белорусского вокзала
Памяти Юлиана Толстова
Каталог статей
Меню сайта

Форма входа

Категории раздела
Достопримечательности Москвы [41]
История Московских улиц, площадей, памятников
Москва и Москвичи [8]
Метро, трамвай [5]

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Приветствую Вас, Гость · RSS 28.05.2018, 10:49

Главная » Статьи » Исторические заметки о Москве » Достопримечательности Москвы

Стал Домжур - Haute couture

Готовясь к 300-летию российской прессы, которе отмечают в эти январские дни, Центральный Дом журналиста проводит после ремонта свой очередной творческий сезон похорошевшим и обновленным.

Это старинное, уютное здание на Никитском бульваре, любимое многими поколениями журналистов, литераторов и просто москвичей, именуют кратко и нежно - Домжур. Ежедневно здесь принимают гостей, проводят пресс-конференции, устраивают «круглые столы», семинары, диспуты, презентации новых книг, творческие встречи литераторов, вечера музыки, шахматные баталии, встречи с артистами - всего и не перечислить. Одним из первых домжур обзавелся Интернет-залом и стал проводить онлайн-конференции.

Да и кто только в этом городском пресс-центре не побывал за эти годы, не отвечал на актуальные вопросы. Вот когда появится летопись нашего времени, уверен, этот дом займет в ней интереснейшие страницы. Вспомним, как возник сей журналистский центр на карте Москвы. Его историю начнем с воспоминаний поэта Петра Вяземского о том, что Пушкин в 1828 году читал в особняке на Никитском свою поэму «Полтава». Бывал в этих стенах Александр Сергеевич и позднее, зимой 1831 года, уже с женой Натальей Николаевной вскоре после венчания.

Здание не раз меняло владельцев, полностью перестраивалось и в основе своей вместе с лепниной архитектора Вивьена неплохо дошло до наших дней. В первые годы революции такого единого центра прессы не было. Зимой 1920 года в центре города, близ Арбатской площади, было подобрано подходящее здание. Как сообщалось в газете «Вечерние Известия Моссовета», 19 февраля состоялось организационное собрание Дома печати, где присутствовали представители редакций московских газет и организаций, работавших в области печати и литературы. Председатель собрания П.М. Керженцев во вступительном слове, определяя задачи Дома, указал, что «инициаторам нового учреждения эти задачи представляются как широкое объединение деятелей современной печати, литературы и искусства в целях организованной коммунистической пропаганды и вовлечения в круг коммунистических идей все новых кадровых работников пера...». Избранному правлению поручили выработать устав Дома печати и созвать собрание журналистов Москвы, поставив на нем вопрос о создании Союза журналистов. Вот ведь, оказывается, как было: сначала появилось яйцо, а за ним уж курица.

Дом печати с первых же шагов стал работать весьма интенсивно: были намечены лекции Карла Радека об особенностях зарубежной печати, собрание актива с участием Горького, Луначарского, Каменева, дискуссии о литературных течениях в новой России, чтение новых пьес Луначарского и Маяковского и немало еще интересного, а порой и необычного. 3 марта 1920 года состоялось скромное торжество открытия Дома печати. Зрительный зал со сценой на 350 человек был полнехонек. В начале заседания П.М. Керженцев повторил свои тезисы, зачитанные на оргкомитете. В программе дня принял участие Луначарский, затем пролетарский поэт Герасимов и другие выступили со стихами, тут же с критикой их вышел на сцену Маяковский, язвительные слова которого послужили поводом для оживленной дискуссии между футуристами и пролеткультовцами. Словом, торжество было запоминающимся.  Обещавшие побывать в тот день Каменев, Радек и Бухарин отговорились занятостью, но прислали свои пожелания всяческого успеха пролетарским журналистам.

Открытие Дома печати завершилось трапезой в духе тех голодных дней: присутствовавшим выдали по два ломтя черного хлеба с кусочками селедки и чай без сахара. Важно, что все выдали без карточек! Владимир Маяковский, потчуя сидевших с ним за одним столом, приговаривал: «Кушайте сельдя, замечательный сельдь!»

Следует отметить, что в те годы функции у центра печати были весьма широки. Здесь проходили митинги театральной молодежи, конференции деятелей театра, чтение готовых пьес, литературные среды, вечера пролетарской поэзии, съезды РОСТа, совещания журналистов. В апреле 1920 года хотели отметить 50-летие Ленина, ждали вождя, но он не приехал. Тем не менее Маяковский прочитал свои стихи о Ленине, затем выступил Валерий Брюсов.

Под кровлей Дома печати нашли себе приют ряд литературных организаций: «Литературный особняк», «Звено», «Карнавал комедиантов», союз «Литературный фронт», секция пролетарских писателей. Энтузиасты-литераторы, помимо хорошей библиотеки, что была собрана в Доме, стали подбирать и хранить неизданные рукописи своих товарищей, которые порой оказывались в единственном экземпляре! Эта коллекция не раз помогла при издании сочинений опальных авторов.

Целый ряд лет поэзия как-то превалировала в стенах дома журналистов. 25 сентября 1925 года здесь состоялось последнее публичное выступление Сергея Есенина в Москве. На этом вечере он читал стихотворение «Цветы».

Цветы мне говорят, - прощай,

Головками кивая низко,

Ты больше не увидишь близко

 Родное поле, отчий край...

 Какая-то удивительная, печальная прозорливость. 31 декабря того же года в этих стенах Москва прощалась с Есениным, замечательным русским поэтом. В Доме печати зародились свои традиции: здесь учили, воспитывали на лучших образцах русской литературы, журналистики рабкоров, пришедших «от станка»; многие из них стали потом отличными газетчиками, профессионалами и вообще нужными в жизни людьми.

В мае 1938 года Дом печати был преобразован в Дом журналиста, отсюда в 1941 году многие уходили на фронт. О них помнили и помнят: имена не вернувшихся с войны запечатлены на установленной у входа в зал мемориальной доске. Фронтовикам-журналистам во дворе Дома недавно открыт памятник. В военные годы, с 1942-го, здесь помещался Краснопресненский РК КПСС, а с мая 1948-го после ремонта вновь возродился с новым «титулом» - «Центральный Дом журналиста». Сегодня в политической жизни Москвы это, пожалуй, одно из самых популярных мест.

Практически ежедневно по каналам телевидения ведется репортаж об очередной пресс-баталии на фоне крупной эмблемы ЦДЖ. Иногда создается впечатление, что политиков всех направлений и движений собирается больше, чем журналистов. Возможно, атмосфера здесь уютнее или слушатель более подготовленный и понимающий, - вероятно, что-то есть...

В конечном счете роль журналистов в этом кипении умов и политстрастей, клокотании мнений и заявлений явно на пользу как самим участникам «круглого стола», так и российской демократии. Юлиан ТОЛСТОВ

Категория: Достопримечательности Москвы | Добавил: Tolstov (29.02.2016)
Просмотров: 265 | Теги: Дом Журналиста | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2018