Раздумья у Белорусского вокзала
Памяти Юлиана Толстова
Каталог статей
Меню сайта

Форма входа

Категории раздела
Достопримечательности Москвы [41]
История Московских улиц, площадей, памятников
Москва и Москвичи [8]
Метро, трамвай [5]

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Приветствую Вас, Гость · RSS 28.05.2018, 10:51

Главная » Статьи » Исторические заметки о Москве » Достопримечательности Москвы

Театральная площадь

 

В одной из телевикторин как-то прозвучал вопрос: где в ХХ веке был в Москве один из популярнейших цветочных базаров? Ответ был неожиданным - у Китайгородской стены, на одной из красивейших площадей, на Театральной! И действительно, в Москве издавна второй по красоте столичной площадью считалась не Воскресенская или Лубянская, Варварская или Арбатская, а Театральная. Напомним, что много лет эта площадь именовалась Петровской, по улице Петровка, что дотянула свои дворы до центра. Отсюда и первый театр на площади (ныне на этом месте стоит Большой театр), построенный в конце XVIII века англичанином Мэдоксом, назывался Петровским. Причем место это было крайне неприглядным, топким, и таким оно простояло до войны с Наполеоном.

После опустошительного пожара 1812 года и победы в той войне восстановление Москвы было поручено выдающемуся русскому зодчему Осипу Бове. Именно он спроектировал этот оригинальный и запоминающийся городской ансамбль, который был самолично утвержден императором Александром I. До начала перестройки эта часть города представляла собой местность с беспорядочно застроенными домами, оврагами и болотистой речкой Неглинкой, что досаждала жителям комарами да долго не просыхавшими в низине лужами .

Разбивка новой площади стала возможной лишь после того, как протекавшая здесь Неглинка в 1817-1819 гг. была заключена в подземную трубу. Возвышавшиеся на месте нынешней гостиницы «Метрополь» земляные бастионы были срыты - это позволило основательно подсыпать и выровнять всю территорию площади. Согласно планам «Комиссии для строения Москвы» на новой городской площади предполагалось построить «каменные хорошие строения с галереями и арками ... с лавками в оных».

Пока развертывалось капитальное дело, московские власти начали с самого несложного. Взятое в трубу и засыпанное русло Неглинки позволило возле Китайгородской стены (вплоть до нынешнего здания бывшего музея Ленина) создать ставший популярным Цветочный рынок. Здесь выросли аккуратные полотняные домики, где продавалась цветочная рассада, саженцы плодовых деревьев и кустарников и с весны до глубокой осени - прекрасные садовые и оранжерейные цветы.

Вскоре здесь же высадили деревья, на проложенных дорожках установили скамейки, устроили куртины с душистыми цветами. Москвичи полюбили здесь гулять, отдыхать в тени стены Китай-города. Молодежь назначала тут свидания, и это было неспроста: в благоухаю-щих лотках можно было подобрать букет со смыслом - люблю, тоскую, страдаю - азбука цветов тогда была в самом ходу. Ароматную эту торговлю лишь в 1851 году перенесли на Трубный бульвар, что с той поры вот уже 150 лет зовется Цветным.

После сгоревшего Петровского театра архитектор Бове в 1824 году построил здание Большого театра, но и его постигла та же участь - остапись одни стены. И только в 1856 году приглашенный архитектор А.К.Кавос возвел нынешнее здание Большого театра, куда вошли капитальные стены предшествующего. Одновременно с постройкой Большого театра перед ним была распланирована просторная площадь, получившая с той поры название - Театральной. После того как утихомирили и упрятали в трубу норовистую Неглинную речку, появившиеся на площади участки земли выставили на продажу. В 1819 году сразу два солидных участка покупает купец Василий Варгин. Эта купеческая семья меценатов была настолько известна, что ее упоминает словарь Брокгауза и Ефрона, уважительно пишет крупный историк Ключевский. Варгин довольно быстро построил и хорошо отделал обширное жилое здание, которое сняла в аренду «императорская дирекция театральных зрелищ». Расположенное под боком Большого театра оно было в 1824 году переделано под сценическую площадку, и здесь даже раньше Большого, что еще строился, стали давать спектакли.

С учетом популярности нового театра все здание с дополнительными пристройками выкупила у Варгина казна. Здание это вошло в историю русской культуры под именем Малого театра, назван он так по своему залу заметно меньшему по сравнению с залом Большого. Театр особенно прославился проникновенными постановками пьес великого москвича А.Н. Островского, почему его нередко называют «Домом Островского». В 1929 году перед фасадом театра установлен бронзовый памятник замечательному драматургу работы Н.А. Андреева.

Слева от Большого как зеркальное отражение Малого театра по замыслу архитектора Бове привели «в порядок» дом Полторацкого. Здесь много лет тоже находились театральные помещения: театр М. Лентовского, затем после переделок «Новый императорский театр», что замыслили как филиал Большого и Малого театров. В окончательном виде он стал драматическим театром Незлобина и таким оставался до революции. В советское время - это хорошо известный детворе Центральный детский театр.

Еще одна особенность этого уголка Москвы. Всю северную половину Театральной площади закрыли для движения транспорта и пешеходов, ее не стали мостить булыжником и тщательно выровняли земляное полотно. Это место отвели под громадный (3 тыс. погонных сажен) воинский плац - место для учений, парадов и смотров войск. В городе подобной воинской площади больше не было.

Примечательно, что Красная площадь для маршировки гарнизона не использовалась. Войска там появлялись лишь при очередной коронации императора. Во время торжественных пара-дов на Театральной площади у выхода к Охотному ряду воздвигалась деревянная трибуна - шатер для почетных гостей. Плац был огорожен толстыми канатами, иногда цепью на столбиках, на всех четырех его сторонах горели фонари. Полиция строго следила за порядком на этом «царском месте».

Вот что писала 28 апреля 1900 года газета «Московские ведомости» об одном из таких воинских ритуалов: «На Театральной площади состоялся смотр молодого пополнения, поступившего в войска Москов-кого гарнизона. Отряды новобранцев из разных московских полков были построены в каре и представлены командующему округом Великому князю Сергею Александровичу. Августейший начальник, обойдя ряды и посмотрев на прохождение церемониальным маршем, остался весьма доволен бравым видом и строевой выучкой молодых солдат». Красочное это зрелище доставило массу удовольствия столпившимся москвичам и карманникам, что всегда шныряли среди ротозеев.

После смотров плац надолго пустел, а прохожие и пролетки продолжали терпеливо «округлять по канату» этот пустырь. Не раз Московская Дума пыталась решить вопрос с этой пыльной пустошью в самом центре города. Более того, в сентябре 1908 года Городская Управа без всякого разрешения, на свой страх и риск, приступила к перепланировке Театральной площади, задев и воинский плац.

На это обстоятельство тут же среагировал московский градоначальник генерал-майор А.А. Андрианов и предложил Управе приостановить работы. По мнению градоначальника, перепланировка может быть произведена лишь с высочайшего соизволения Государя Императора - пришлось городу отступить. И только в мае 1911 года, после долголетней переписки с военным министром, императорским ведомством поступило долгожданное «соизволение»: плац на Театральной площади упразднить, приступить к устройству на этом месте «сквера с древесными насаждениями». Практически из плаца сделали два сквера - у Большого театра и через проезд у водоразборного фонтана.

Перейдем теперь ко второй, южной половине площади, что она привнесла в историю городской жизни. На южной части ныне доминирует здание «Метрополя». Когда-то Бове планировал на этом месте здание такого же типа, что и Малый театр. Однако жизнь внесла свои коррективы, и в 1850 году купец П.И. Челышев построил там трехэтажную гостиницу с банями, популярными среди торгового люда «Челышами». Бани эти сломали в 1898 году, когда стали возводить отель «Метрополь».

По плану Бове южная сторона площади оставалась нетронутой, сохранив китайгородскую стену и панораму древних палат и колоколен. Наиболее приметным местом в этой части площади стал сооруженный в 1835 году по проекту Витали водоразборный фонтан. Иван Петрович Витали - известный русский скульптор, академик, автор прекрасных скульптурных портретов Пушкина, Брюллова, в свое время был более известен именно как создатель московских фонтанов. Красивейший из них установлен как раз на Театральной площади. Под обширной чашей фонтана, с которой когда-то падала водная стена, резвятся пухленькие персонажи, олицетворение, по замыслу автора, четырех муз (вероятно, в ясельном возрасте): Поэзию, Музыку, Трагедию и Комедию. Москвичи, однако, в младенцах будущих граций не угадали и прозвали их просто амурчиками, так и пошло потом.

Основание этой резвящейся группы украшено аллегорическими театральными масками. В одном из уголков сооружения, возможво, еще и прочтем: "Изваял и в металл произвел Иван Витали. Москва. 1835 год». Долгое время один из красивейших фонтанов Европы исправно поил москвичей отличной мытищинской водой. У фонтана с утра до вечера выстраивались очереди водоносов и водовозов, здесь же поили и лошадей в отдельной чаше. Только с развитием водопровода он остался чисто декоративным элементом городской среды.

Западная сторона площади тоже была отмечена весьма примечательным зданием: в начале XIX века - это Сенатская типография, в конце того же века - надстроенное четырьмя этажами и пышно отделанное - уже дорогая гостиница «Континенталь. В советское время здесь разместили кинотеатр «Восток - КИНО», здесь же был и первый отечественный стереоскопический кинозал.

В 1977 году на этом месте появилась новая, маловыразительная, «замыкающая» секция гостиницы «Москва». И от прежнего архитектурного изящества следа не осталось. Напоследок еще немного о старине. Если читатель предполагает, что на Театральной располагался лишь Цветочный рынок, то это не так. Еще в начале ХХ века, невдалеке от водоразборного фонтана Витали по утрам кипел рынок.

Десятки телег, возов, легких «шалашей» с живностью, подмосковной зеленью превращали центр города в шумный базар. Но торговля шла лишь до полудня, а потом те, кому это следовало по должности, площадь чистили, убирали навоз, подгнившую зелень, клочки сена, окончательно все заметали и готовили площадь к вечернему променаду публики. И вечерняя площадь действительно становилась театральной. С появлением трамваев это утреннее торжище прикрыли: мешало движению.

Театральной площади, ее уголкам посвящена масса художественных изданий, открыток, гравюр, рисунков. Рассматривая их, невольно проследишь, как видоизменялась эта часть города. Вот, например, у стены Китай-города вдруг вырос третий сквер - удивительный по красоте розарий, на штемпеле открытки 1913 год. Судя по всему, прожил сквер недолго - началась мировая война. Или вот, 30-е годы. Детские песочницы на Театральной с десятками играющих малышей, колясочками. Где вы усмотрите ныне на этих скверах детвору и куличи из песка? Сегодня центр почти нежилой, правильно ли это - бог весть.

И еще сюжет 1934 года. Южный сквер Театральной ппощади уничтожен начисто - голый асфальт. Но этому есть оправдание: здесь была одна из шахт первой очереди метро, и после пуска линии все восстановили. В окаянном 1941 рядом с фонтаном Витали днем колыхались на при вязи аэростаты заграждения, что к ночи взмывали в небо. Здесь же был выставлен на обозрение сбитый «Юнкерс». Да разве все учтешь, что стояло и было на этих старых камнях ...

Театральная площадь. Любимое поколениями место. Самые сердечные свидания назначались у Большого. Здесь обнимались со слезами наши отцы, дошедшие как победители до Берлина. Здесь митинговали и шумели под всеми флагами и лозунгами. Здесь ... Да что говорить. Она и сегодня привлекательная и неугомонная, изящная и артистичная - эта замечательная московская Театральная площадь.

Юлиан ТОЛСТОВ

Категория: Достопримечательности Москвы | Добавил: Tolstov (14.01.2014)
Просмотров: 1168 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2018