Раздумья у Белорусского вокзала
Памяти Юлиана Толстова
Каталог статей
Меню сайта

Форма входа

Категории раздела
Достопримечательности Москвы [41]
История Московских улиц, площадей, памятников
Москва и Москвичи [8]
Метро, трамвай [5]

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Приветствую Вас, Гость · RSS 28.05.2018, 06:29

Главная » Статьи » Исторические заметки о Москве » Достопримечательности Москвы

"...В знак воспоминaния торжества"

  

 

Традицию отмечать крупные победы русского оружия возведением Триумфальных арок на Руси ввел Петр I. Прежде Россия откликалась на значительные исторические события по-иному­строительством храмов и монастырей. А вот в ознаменование победы над Наполеоном в 1814 году уже были поставлены сразу две Триумфальные арки - на Неве и в Москве-матушке. Правда, они были временными, деревянными, и по замыслу императора Николая I решено было заменить их на каменные

Ответственное это задание было поручено тогдашнему «главному архитектору» Москвы - Осипу Ивановичу Бове, выходцу из Италии. Бове, сам участник войны 1812 года, приобрел большую известность восстановлением после нашествия французов центральной части Москвы. По его проектам, в частности, велась комплексная реконструкция Красной площади.

 

Первый вариант новой работы забраковал сам же автор. Архитектору не понравилось, что каменная арка была расположена не по оси Тверской-Ямской, ведущей к центру города. Он предложил совместить их по одной оси, создав тем самым просторную площадь у Тверской заставы. Следующий вариант оказался довольно удачным: комплекс внушительных строений изящно и естественно замыкал улицу, образуя парадные въездные ворота Москвы. Помимо монументальных Триумфальных ворот 28-метровой (!) высоты с широким пролетом в некотором удалении от них друг против друга поставили две кордегарии - помещения для караула. Ворота и кордегарии соединили красивыми чугунными решетками, тем самым выделив площадь, замыкавшую 1-ю Тверскую-Ямскую улицу.

Церемония закладки памятника состоялась 17 августа 1829 года. На торжестве во главе с московским генерал-губернатором князем Дмитрием Голицыным присутствовало множество почетных гостей, и в том числе в полном составе Особый комитет для отстройки Триум-фальных ворот в Москве. В фундамент будущей арки легла массивная бронзовая закладная плита и горсть серебряных монет - «на счастье». Надпись на плите гласила: «Сии Триумфальные ворота заложены в знак воспоминания торжества Российских воинов в 1814 году ... » Чертежи и эскизы будущего сооружения были выставлены для всеобщего обозрения в особом шатре, куда весь день шел полюбопытствовать московский люд.

Строились Триумфальные ворота медленно. Грунт на месте работ был почти сплошь песчаный. А под песком на относительно небольшой глубине обнаружились ключи. Пришлось в грунт забить три тысячи дубовых свай. Постройка была кирпичной, а на облицовку пошел белый камень, что добывали в селе Татарово Московского уезда. Частично камень брали с облицовки Самотечного канала, протекавшего у Тверской заставы. Канаву эту тогда как раз забрали в трубу, и надобность в облицовке отпала.

Одновременно со строительством ворот и кордегарий благоустраивалась и местность вокруг них:  была спланирована новая площадь, сносилась беспорядочная застройка вокруг заставы. «Для симметрии» площадь с обеих сторон ворот застраивалась домами, имеющими одинаковой формы фасады, спроектированные Бове. На благоустройство местности вокруг ворот, расширение Тверской до двадцати метров было затрачено около 65 тыс. рублей. Зато был создан прекрасный городской ансамбль, который положил начало благоустройству обширной территории - до парка Петровского дворца.

Недостаток денежных средств затянул постройку ворот на пять лет. Но в итоге был создан яркий, выразительный образ, олицетворяющий военную мощь, славу и величие России.

Следует подчеркнуть, что Осипу Ивановичу Бове в его работе большую помощь оказали его единомышленники и коллеги - Иван Петрович Витали, сын итальянского скульптора и воспитанник петербургской Академии художеств, и Иван Тимофеевич Тимофеев, ученик Мартоса, даровитый выпускник академии, награжденный всеми ее медалями!

Эти два художника и взялись дружно В 1829 году за выполнение заказов на скульптурные элементы Триумфальной арки. Сегодня трудно сказать, кто из них что конкретно сделал, - важно, что выиграло общее дело.

Скульптуре в создании художественного образа памятника отведена громадная роль. Тема военной победы России нашла отражение буквально во всех элементах Триумфальных ворот. Между каждой из шести пар колонн на высоких постаментах Бове разместил мощные литые фигуры древних воинов. Лица витязей, одетых в пластинчатые доспехи и островерхие шлемы, суровы и выразительны. Простенки над фигурами украшены изящными, полными динамизма рельефами - «Изгнание французов» и «Освобождение Москвы». Вертикальный строй колонн завершают аллегорические женские фигуры - «Твердость» и «Храбрость». Пышно орнаментированный фриз ворот изображал воинские доспехи и гербы тридцати шести губерний России, жители которых участвовали в Отечественной войне 1812 года. Там же помещались и медальоны с инициалами Николая 1.

Прекрасный рисовальщик, Бове сам выполнил рисунки наиболее значительной скульптуры, завершающей арку. Шестерка коней торжественной поступью влечет колесницу, в которой гордо стоит крылатая богиня Славы, осеняющая победителей венком.

Надпись на арке утвердил сам Николай I. Она гласила: «Благословенной памяти Александра I, воздвигшаго из пепла и украсившаго многими памятниками отеческаго попечения первопрестольный град сей, во время нашествия галлов и с ними двадесяти языков, лета 1812 огню преданный, 1826». Со стороны города надпись выполнена на русском, а с противоположной - на латинском языках. Этим, равно как и использованием античных форм в самом памятнике, подчеркивалось всемирное значение победы России и возрождения Москвы.

Все чугунные детали отливали в натуральную величину под присмотром Витали на заводе в городе Алексине Тульской губернии. Декоративное литье было тяжелым и громоздким - от 7 до 14 тонн отливка. Пришлось ждать санного пути, чтобы доставить обозом все эти медальоны с гербами, многофигурные рельефы, чугунные доски с изображением военных доспехов.

К сожалению, Осип Иванович Бове умер всего за несколько месяцев до открытия Триумфальных ворот. Заканчивал монумент Михаил Бове, его младший брат, который также был способным архитектором. Он много и продуктивно помогал своему знаменитому брату, руководил другими постройками. Вскоре Михаил стал директором архитектурных работ в Москве и Московской губернии.

Триумфальные ворота были открыты 20 сентября 1834 года. Немало восторженных слов было сказано об архитекторе и осебенностях созданной конструкции. Торжество открытия не испортил даже отказ митрополита Филарета освятить арку. Духовный владыка обосновывал свой поступок тем, что пришлось бы освящать мифологических богов и богинь, украшавших сооружение. Осенью 1834 года был подписан акт о передаче Триумфальных ворот на попечение Комиссии для строений в Москве. С этого времени и начинается отсчет многих лет службы уникального московского символа Победы.

Долгие годы, пока не была построена железная дорога Москва-Петербург, сообщение между двумя столицами шло по Петербургскому шоссе, через Тверскую заставу, Триумфальные ворота. Воинские команды, которые несли дежурство в кордегариях возле Триумфальных ворот, успевали только поворачиваться и поднимать - опускать въездной шлагбаум. Движение, особенно в начале зимы, по снегу, в Москву было большое. Вереницы возков, обозов богатых помещиков ... Проезжающих и ожидающих своей очереди проехать через шлагбаум после проверки подорожных было предостаточно. Шлагбаум и проверки исчезли лишь с постройкой первой железной магистрали. Более того, Александр II издал рескрипт: "В видах сокращения караульных нарядов Государь Император в 23 день Июля 1857 года Высочайше повелеть соизволил: 1) Шлагбаумы военного ведомства снять на всех въездах (московских застав), кроме крепостей, где все оставить на прежнем основании. 2) Караулы оставить только при тех городских въездах, на коих имеются Триумфальные ворота. Как то: в С.-Петербурге на Московских и Нарвских и в Москве на Тверском въезде ... »

Со временем и эти караулы упразднили, а кордегарии городские власти сдали в аренду торговым людям. В 1872 году под аркой Триумфальных ворот прошла первая линия московской конно-железной дороги, попросту - конки. Маленькие двухэтажные вагончики, влекомые парой лошадей, неторопко возили пассажиров от Воскресенских ворот (ныне пло-щадь Революции) до Тверской заставы. А в 1899 году под аркой Триумфальных ворот прошел первый в Москве электрический трамвай, затем - городской автобус, забегали частные автомобили - движение на улицах росло из года в год.

Перед столетием Бородинского сражения, в 1912 году, городская комиссия обследовала состояние Триумфальных ворот. Их слегка обновили и почистили. В 30-х годах нагрузка на городской транспорт значительно возросла, больше стало автобусных маршрутов, появился и троллейбус, линия которого тоже прошла возле Триумфальных ворот. Первый Генеральный план реконструкции Москвы был утвержден в 1935 году - жить творению великого Осипа Бове осталось менее года.

3 июля 1936 года трест «Мосразборстрой приступил к сносу Триумфальной арки на площади Белорусского вокзала. Важно, что трест получил задание не ломать, как это обычно происходило при сносе различных сооружений, а по возможности аккуратно разобрать все на отдельные части. Кстати, при обследовании верха арки, в колеснице Славы, были найдены массивные ключи, оставленные там при ее сооружении. Этими ключами легче было развинчивать все части арочных фигур, так как многое было соединено болтами. Словно потомки знали о предстоящих нам трудностях! Внизу, под аркой, над трамвайными путями установили защитные навесы из сколоченных щитов. Работы по разборке предполагалось вести, не прерывая движение, - отсюда и меры предосторожности.

Следует отметить, что к разборке приступили достаточно продуманно. Все работы велись под наблюдением сотрудников Музея Академии архитектуры. На счастье, нашлись энтузиасты - студенты Московского архитектурного института Владимир Горбачев и Евгений Беневоленский, которые буквально днем и ночью, в спешке, заданной жестким графиком окончания работ, вели фиксацию памятника. Приходилось учитывать множество позиций, без которых позже было бы невозможно не только восстановить ворота, но даже представить себе их во всех деталях. Благодаря помощи работников Музея архитектуры, других специалистов удалось составить чертежи всех фасадов, разрезы и планы шести ярусов арки, сделать фотосъемку, заснять это во всех возможных ракурсах. Только когда все обмеры памятника были сделаны, руководитель обмерной группы Н.Н. Соболев смог составить на их основании обстоятельную документацию, позволившую позже возродить Триумфальную арку в ее первозданном виде на Кутузовском проспекте.

Кто-то из московских старожилов рассказал, что внутри одной из частей арки имелся ход с винтовой лестницей, ведущей наверх. Ранее обнаружить этот люк не  смогли, так как за 102 года, что стояла арка на площади, многое заржавело, забилось грязью и стало просто незаметным. Ход этот все же нашли, что очень помогло делу. Снятую скульптуру, крупные эле-менты оформления перевозили на территорию Донского монастыря на маломощной полуторке, которую Моссовет выделил для этого случая, а что полегче везли и на своей музейной лошадке.

Поврежденные ржавчиной скульптуры всем миром отчищали до металлического блеска, покрывали специальной олифой, натирали графитом. Только соблюдение всех условий позволидо сохранить эти старые фигуры. Многие музейщики не верили, что Триумфальные ворота когда-то восстановят. Поэтому ряд элементов основательно, «на года» обустраивали на земле Донского монастыря, филиала Музея архитектуры. Громадные рельефы разместили в глубоких нишах монастырских стен. Фигуру Славы, скульптуры воинов на пьедесталах из песчаника разместили вдоль центральной аллеи -впечатление вблизи они производили самое сильное - все детали четко проработаны, лепка лиц необыкновенно выразительна.

Да, когда разбирали арку, в газетах не раз упоминали, что вот-вот будет извлечена из земли закладная бронзовая доска. Но работа велась в спешке, задерживать движение транспорта еще на пару дней не разрешили и до заманчивой «закладки» так и не добрались. Где-то и по сей день лежит она под асфальтом.

И еще любопытная подробность.

При разборке, на самом верху колесницы Славы, когда монтажники убрали последний металлический стержень, соединявший скульптуру с каменной кладкой, шестерка лошадей ... резво понесла колесницу по плите! Оказывается, старые мастера все сделали по-настоящему, и колеса, которым не суждено было двигаться, свободно провертывались на оси. Хорошо, что успели вовремя подложить кирпич под колесо и спасти махину от падения с высоты.

О старинном памятнике русскому оружию вспомнили по случаю 150-летия Бородинского сражения. Тогда и решили воссоздать его на новом месте. Выбрали площадку на Кутузовском проспекте, где к тому времени уже сложился целый ансамбль достопримечательностей, связанных с войной 1812 года. Это Бородинская панорама, Кутузовская изба, Поклонная гора, памятник М.И. Кутузову. В 1966 году началось возрождение Триумфальных ворот. Проект подготовили в Моспроекте-1 под руководством В. Либсон и И. Рубен. Многие строительные материалы, в частности кирпич, заменили железобетоном, фундамент возвели на стальных сваях, а сборный карниз укрепили на стальных консолях. Однако во внешней отделке ничего менять было нельзя, пришлось искать белый камень, подобный первоначальному. Детали мелкого декора - несколько тысяч - отлили на Мытищинском заводе художественного литья из чугуна лучших марок. Необычный заказ получил и завод «Станколит» - по образцу единственной сохранившейся колонны здесь отлили двенадцать новых чугунных колонн (каждая длиной около двенадцати метров и весом шестнадцать тонн). Фигурки воина со свитком - вестника победы и мира, утраченные при разборке в 1936 году, воссоздал по сохранившимся материалам и фотографиям скульптор В. Глебов. И только одно оказалось утраченным навсегда - левая и правая кордегарии, обрамлявшие памятник по замыслу Бове. Триумфальная арка заново открылась 6 ноября 1968 года. И сегодня уже трудно представить себе Кутузовский проспект без этого торжественного символа Победы.

 

 

 

 

 

 

Категория: Достопримечательности Москвы | Добавил: Tolstov (09.01.2014)
Просмотров: 582 | Рейтинг: 5.0/5
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2018