Раздумья у Белорусского вокзала
Памяти Юлиана Толстова
Каталог статей
Меню сайта

Форма входа

Категории раздела
Достопримечательности Москвы [41]
История Московских улиц, площадей, памятников
Москва и Москвичи [8]
Метро, трамвай [5]

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Приветствую Вас, Гость · RSS 21.11.2018, 11:06

Главная » Статьи » Исторические заметки о Москве » Достопримечательности Москвы

Вокзал для императора

Вечно спешащие и озабоченные пригородные пассажиры, пользующиеся услугами платформы Москва-Каланчевская, вряд ли ныне задерживают свой взгляд на квадратном станционном павильоне с небольшим куполом. Ну стоит себе и стоит - чего еще надо? Окошечки билетных касс, рядом расписание электричек, а в здание хода нет...

Сравнительно недавно внутри павильона стояли удобные массивные дубовые скамейки с замысловато вырезанными вензелями; под его крышей укрывались от дождя, поджидали поезд в холодную погоду, здесь было сухо и тепло. Но мало кто вспоминал о первоначальном предназначении этого «вокзальчика». Это ведь не простое станционное здание, по крайней мере в Москве оно единственное - это бывший «Императорский железнодорожный павильон». Дата его постройки - 1896 год. Тогда Москва готовилась к коронации на престол императора Николая II. Предполагалось, что из Санкт-Петербурга специальный царский поезд прибудет на станционные пути Москва-Каланчевская, в специально построенном парадном павильоне состоится встреча молодого царя с московской знатью, городской депутацией. Совсем рядом была расчищена обширная площадка, откуда десятки парадных карет со свитой, высокими иностранными гостями, генералитетом смогут направиться по Каланчевской и Мясницкой улицам на торжества в Кремль.

Словом, павильону отводилась роль места сбора торжественной кавалькады. И его строительству уделялось самое пристальное внимание. Работы пришлись на зимнее время, а потому, чтобы проводить строительство, пришлось над всем зданием устроить особый громадный шатер, покрытый войлоком и толем, не пропускающий внутрь ни холода, ни сырости. По сообщениям московских газет того времени, «павильон имеет 7 сажен длины, б ширины и 3 1/2 саж. высоты. Выстроен он из облицеванного красного кирпича и разукрашен тарутинским камнем. Павильон красив и увенчан куполом, покрытым цинком. Над залой здания высится небольшая башня со шпилем в середине».

 Со стороны путей была устроена просторная платформа, «покрытая резной крышей очень изящного рисунка». Как и предполагалось, царский павильон был готов к маю, возле него разбит сквер, который окружает это здание и поныне. Строительство павильона обошлось в кругленькую сумму — в 100 тысяч полновесных прежних рублей. У некоторых коллекционеров-москволюбов встречается старинная гравюра, где изображен этот павильон с красивой крытой галереей и толпящейся знатью.

Но... церемониал въезда Николая II на коронацию в Москву был изменен: «высочайший поезд» прибыл не на Каланчевку, а на Смоленский (ныне Белорусский) вокзал по соединительной ветке. И торжественная процессия проследовала от Петровского дворца по Петербургскому шоссе до Тверской заставы, по 1-й Тверской-Ямской и далее по Тверской — в Кремль. Так что пришлось сооружать новый императорский павильон, теперь уже близ  Тверской заставы. Этот нарядный павильон-терем был выстроен в дереве очень быстро по проекту известного московского архитектора Льва Кекушева и разобран через несколько лет при реконструкции вокзала.

Что же касается павильона вблизи Каланчевскего проезда, то Николай II почти через два месяца после коронации вернулся в матушку Москву по пути в Нижний Новгород на Всероссийскую промышленно-художественную выставку 1896 года и остановился в нем на отдых. Павильон выглядел очень нарядно и был убран национальными флагами. И впоследствии во время поездок на краткое время, пока меняли паровозы и проводили осмотр состава, царская семья останавливалась в этих стенах. И все годы до Октября павильон тщательно охранялся и поддерживался в соответствующем состоянии. Ну а что там нынче — вы и сами знаете...

Юлиан ТОЛСТОВ.

Категория: Достопримечательности Москвы | Добавил: Tolstov (01.02.2016)
Просмотров: 285 | Теги: Императорский железнодорожный павил, Каланчевка | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2018