Раздумья у Белорусского вокзала
Памяти Юлиана Толстова
Каталог статей
Меню сайта

Форма входа

Категории раздела

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Приветствую Вас, Гость · RSS 17.12.2018, 22:15

Главная » Статьи » Коллекционирование » Марки, значки, открытки

Инженер и писатель

В конце ХIХ века в России было популярно имя писателя Николая Гарина, автора известных произведений "Детство Тёмы", "Гимназисты" и "Студенты". Вместе с тем, в ведомстве путей сообщения долго не знали, что крупный инженер Н.Г.Михайловский и писатель Гарин - одно и то же лицо.

Сам Николай Георгиевич Гарин-Михайловский (1852-1906) (Ил. 1) всегда считал себя инженером путей сообщения, а литературой занимался в редкие свободные часы. В активе путейца строительство ряда железных дорог. Но особенно он известен своим участием в работе изыскательской партии на начальном звене Транссиба - Уфимо-Златоустовской дороге. Проект инженера Михайловского на трудном перевале позволил сократить Уральскую горную трассу, что сберегло казне более миллиона рублей. А его вариант прокладки пути вдоль реки Юрезань также оказался значительно экономнее. На открытках (Ил. 2, 3) показана часть горной трассы, спроектированной при участии инженера Н.Г.Михайловского. Вскоре Николай Георгиевич был назначен начальником изыскательской партии на Западно-Сибирской дороге, на участке Челябинск-Обь.

Сибирская эпопея стала вершиной его инженерной деятельности. Самой сложной проблемой, вокруг которой была масса споров, стал выбор места для строительства железнодорожного моста через многоводную Обь. Из пяти предложенных вариантов, лучшим был утвержден план Гарина-Михайловского. Именно у села Кривощеково и был построен красивый мост, который принял на себя колоссальную нагрузку Транссиба. На открытке (Ил. 4) изображен легендарный мост. Невдалеке от него, на правом берегу Оби возник вскоре железнодорожный узел, вокруг него поселок, а затем и город Новониколаевск (с 1925 г. - Новосибирск).

Вот почему для новосибирцев Н.Г. Гарин-Михайловский еше и отец города, которого помнят и чтят. В 1973 г. по решению горсовета бывшая Привокзальная плошадь Новосибирска получила имя Гарина-Михайловского. Наверное, это единственная в стране плошадь у вокзала, которая названа в честь талантливого инженера-путейца и, одновременно, известного литератора.

В жизни инженера было немало интересных строек. Отдельно стоит упомянуть узкоколейную железную дорогу Кротовка-Сергиевские минеральные  воды. В 1885 г. по просьбе медицинских светил строительство этой курортной линии министр путей сообщения князь М.И.Хилков лично поручил возглавить Н.Г. Михайловскому.

Что же представляли собой эти "Воды"? В 120 км к северо-западу от Самары, там, где остроги Уральского хребта сливались с широкими степями Заволжья, на поверхность выходили мощные серо-водородные источники, известные как Сергиевские Минводы. Правда, по содержанию сероводорода они уступают знаменитой Мацесте, но здесь успешно лечили ревматизм, болезни суставов и т.д. Использование источников началось еше в начале XIX века, когда больных стало приезжать все больше. Жили они в переносных кибитках пастухов, купались в примитивных ваннах. Ко времени строительства узкоколейки здесь уже работал курорт: построили лечебницы и аптеку, отпускали больным кумыс.

При источнике возникли гостиницы и "меблированные комнаты с прислугой, ресторан с буфетом, почтовая контора и телеграф, курзал, парк с оркестром музыки". Словом, кипела налаженная курортная жизнь. Больные, направляющиеся на лечение на ст. Кротовка Самаро-Златоустовской дороги пересаживались на узкоколейку, что вела на Сергиевский курорт. Судя по открытке «Сергиевские серные воды. Самар. Губ. №  1. Станция Серные воды» из серии "Издание И.С. Либерман. Фототипия Шерер, Набгольц и Ко. Москва" (Ил. 5), можно судить о том, что народу по этой линии ездило немного. Поезд состоит из одного багажного и трех пассажирских вагонов. Во главе состава т.н. танк-паровоз, который тендера не имеет. Вдоль котла паровоза укреплены ящики с углем и водяной бак, поднятый к паровозной трубе. Паровозы, показанной на открытке серии "Д" строили бельгийские заводы.

Здание вокзала небольшое, но по нормам обслуживания, очевидно, было достаточным. Коммерческого движения сначала здесь не было, так как на открытке только один путь, нет возможности для маневров и, главное, не видны пакгаузы, нет и грузовых платформ. На скамейке на перроне сидит дама с зонтом от солнца, при ней немалый багаж: в первую очередь выделяются круглые коробки для шляп. Тут же чемоданы и баулы, но дама сидит спокойно - поезд без нее все равно не уйдет. Как бы то ни было, дорогу построили в срок, и пользы она принесла немало.

Юлиан Толстов (Москва)

Открытки из коллекций автора, П.Д.Цуканова и О.Нестерова

 

Категория: Марки, значки, открытки | Добавил: Tolstov (07.04.2016)
Просмотров: 313 | Теги: Н.Г. Гарин-Михайловский | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2018