Раздумья у Белорусского вокзала
Памяти Юлиана Толстова
Каталог статей
Меню сайта

Форма входа

Категории раздела

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Приветствую Вас, Гость · RSS 28.05.2018, 10:51

Главная » Статьи » Коллекционирование » Марки, значки, открытки

Паровоз Черепановых на памятных медалях и значках

Мир железных дорог можно воспринимать по-разному. Например, видеть лишь очереди у билетных касс, неурядицы в вагонах и все прочие "прелести".

Но можно вспомнить романтику угля и пара, славную историю отечественного транспорта, где есть немало интересных и поучительных страниц. Ведь железнодорожный транспорт (при всех его издержках) верно служит стране вот уже полтора столетия. И нет ничего удивительного в том, что очень многие глубоко и основательно занимаются изучением его истории.

В 1994 году исполнилось 160 лет со времени постройки первого паровоза в России. "Двести пудов тяжести" брал на крюк первенец русского локомотивостроения. Сейчас кажется, что не так уж велика такая "тяжесть". Но ведь это были первые шаги - и шаги уверенные: российский первенец по мощности превышал английского собрата - "Ракету" Стефенсона.

Кто же они, создатели первого русского паровоза?

Ефим Черепанов родился в 1774 году в семье тагильского крепостного рабочего. Он стал опытным механиком, досконально познавшим заводские машины. Сын его - Мирон был не менее способным мастеровым, умом и талантом не отстававшим от отца. Именно они, крепостные механики уральских заводчиков Демидовых - Ефим Алексеевич и Мирон Ефимович Черепановы стали создателями первого русского паровоза.

В 1834 году на окраине Нижнего Тагила, старейшего горно-металлургического центра Урала, по чугунной рельсовой дороге протяженностью около километра, проложенной от Выйского медеплавильного завода до рудника, прошел "пароходный дилижанец", как тогда именовали паровоз. Это был первый русский локомотив первой в России железной дороги с паровой тягой.

Весьма любопытно свидетельство о первом паровозе, опубликованное в 1835 году в пятом номере "Горного журнала":  "При необычной сметливости Черепановых и при данных им способностях, они скоро достигли цели своей. Сухопутный пароход, ими устроенный, ходит в обе стороны по нарочно приготовленным на длине четыреста саже колесопроводам и возит более двести пудов  тяжести со скоростью от двенадцати верст в час. Запас горючего материала, состоящий из древесного угля и потребной воды, следует в особом фургоне, за которым далее прикреплена приличная повозка для всякой поклажи или для пассажиров в числе сорока человек".

Об устройстве паровоза Черепановых известно немного. Довольно полное представление о нем дает модель, построенная его создателями в 1839 году ко Всероссийской выставке и хранящаяся ныне в Центральном музее железнодорожного транспорта в Санкт-Петербурге.

Осенью 1834 года Черепановы приступили к строительству второго паровоза и закончили его весной 1835 года. Как свидетельствуют источники, второй паровоз имел большие размеры и был способен везти до тысячи пудов. К сожалению, талант и мастерство Черепановых в то время не были оценены должным образом, и они умерли в безвестности.

К юбилею постройки первого русского паровоза были выпущены значки и памятные настольные медали. В связи с малым тиражом этих знаков малой пластики, расскажем о них подробнее.

Довольно интересны две настольные памятные медали, выпущенные по случаю этого юбилея. На лицевой стороне одной из них изображены крупно, выразительно вылепленные лица отца и сына Черепановых (1984, рис. 1). Кстати, портреты их, созданные современниками, можно увидеть в Государственном Эрмитаже. Медальер намеренно приковал внимание к этим замечательным лицам простых русских людей, сумевших внести огромный вклад в развитие техники. Рисунок медали венчает силуэт паровоза. На оборотной стороне надпись: "150 лет первому в России паровозу. Нижний Тагил 1984".      

Другая памятная медаль (1984, рис.2) более лаконична по композиции: почти во всю ее лицевую сторону изображен первый паровоз. На оборотной стороне надпись: "1834 - построен первый паровоз в России Н. Тагил 1984".

На одном из первых юбилейных знаков(1984,рис.3)изображен паровоз Черепановых, идущий на всех парах, с густыми клубами дыма, рвущимися из непривычно .. высокой трубы. На локомотиве, на небольшой площадке за "рычагами управления" стоят те, кто вдохнул жизнь в эту паровую самобеглую коляску. На котле паровоза мелким  шрифтом указано: "Е.А. и М.Е. Черепановы. 1834."

Наиболее удачно, в движении,изображен этот паровоз на значке юбилейного выпуска (1984, рис. 4). Здесь четко виден бочкообразный котел и некоторые другие особенности конструкции.

В Нижнем Тагиле на главной площади города установлен памятник отцу и сыну Черепановым. Скульптор изобразил талантливых самоучек с чертежом в руках, обсуждающих проект новой машины. Значок с изображением этого памятника не передает всей его выразительности (1986, рис.5).

Старейший в нашей стране Центральный музей железнодорожного транспорта (основан в 1813 году), в свое время в качестве своей "фирменной эмблемы" избрал значок с изображением паровоза Черепановых (1989, рис. 6). Ленинградский клуб железнодорожного моделирования (ЛКМ) выбрал для своего клуба тот же символ (1989, рис. 7).

Изображение первого русского паровоза встречается не только на значках, но и на почтовых марках, календарях, открытках, конвертах. Можно сказать, что теперь оно встало в один ряд с общепризнанными символами и эмблемами мирового значения.

Ушли на покой паровозы, на смену им пришли мощные электровозы и тепловозы. Но первый паровоз, созданный руками крепостных уральских умельцев, навсегда будет предметом нашей национальной гордости.

Мой многолетний опыт фалериста, занимающегося железнодорожной тематикой, дает основание утверждать, что данная подборка медалей и значков о первом русском паровозе на сегодняшний день - исчерпывающая.

Все медали и значки выполнены из анодированного алюминия, эмали -холодные. Клубная цена каждой медали - по 5000 рублей, значков - по 1000 рублей.  

 

Категория: Марки, значки, открытки | Добавил: Tolstov (06.06.2014)
Просмотров: 746 | Теги: Паровоз Черепановых | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2018