Раздумья у Белорусского вокзала
Памяти Юлиана Толстова
Каталог статей
Меню сайта

Форма входа

Категории раздела

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Приветствую Вас, Гость · RSS 11.12.2018, 00:59

Главная » Статьи » Статьи Юлиана Толстова

Кроме лиц в неприличном виде...

Начнем с того, что путь первых пассажиров по железной дороге строго регламентировался специальным "Положением о движении..."

 Здесь, например, было четко указано: "К отъезду по железной дороге не допускаются: а) лица в нетрезвом или неприличном виде (ну, с  хмельным ясно сразу, а вот как определить - приличный у тебя вид или не совсем?); б) лица, страдающие припадками падучей болезни или сумасшедшие; в) охотники с заряженными ружьями и с собаками". Всем остальным ехать по чугунке не возбранялось.

На вокзалах для большей ясности в расписании поездов указывалось: "Поезда, удаляющиеся от Москвы" или "Поезда, приближающиеся к Москве". Время всегда приводилось петербургское - все же столица. Хоть единожды, но когда-то попадут вам в руки старые железнодорожные открытки.

Обязательно рассмотрите их повнимательнее: какая-то пустота, безлюдье на перроне. Вымерли  что ли? Оказывается, и тут все шло по "Положению о движении". Читаем параграф 58: "По первому звонку пассажиры выходят на галерею (перрон) и распределяются по вагонам кондукторами, при вагонах находящимися, - соответственно взятым билетам". Вот, оказывается, как ларчик открывался - сиди в зале ожидания, пей чай в буфете, но к путям без команды не приближайся. В первые годы Российских  железных дорог на вагонах номера  не указывались, только "классность". Затем символ этот (номер вагона) стали крупно выделять на нагрудной бляхе проводника. Порядок сей вряд ли был удобен: отсюда суматоха, толчея, особенно в ночное время; хорошо, если проводник крупный, высокий, с зычным голосом. И только много позднее появились над площадками вагонов кронштейны со съемными крупными номерами.

Наконец все заняли свои места в вагонах - приближается время отправления. Чем же теперь занята поездная бригада? Смотрим соответствующий параграф. Вот он, 63. "После второго звонка обер-кондуктор (то есть начальник поезда) обходит вагоны и... запирает все двери в вагонах". Для нашей же безопасности: дабы не выпали на ходу с площадки вагона. Кстати, туалетов в поездах первое время не было, а кондуктор порой не спешил отпирать для нуждающихся двери вагонов на остановках. И только в 1889 году министр путей сообщения фон Гюббенет поставил вопрос об отмене запрещения выходить пассажирам во время движения на площадки вагонов и "запирания последних на замки как меры, не соответствующей безопасности в случае пожара в вагонах".

Привычные сегодня каждому из нас слова "железнодорожник", "паровоз", "вокзал" и некоторые другие прижились в России не сразу. Да и смысл их был совсем иной, нежели теперь. В солидном словаре Академии наук России написано, что железнодорожником в 60-70-х годах прошлого столетия называли владельцев железных дорог или держателей акций железных дорог. Именно в этом смысле сатирики и поэты тех дней насмешливо употребляли слово "железнодорожник". Такой же "банковский" смысл вкладывался в этот термин и в обиходе. Лишь много позже, в конце XIX века, все приобрело привычное нам значение: рабочий или служащий железных дорог.

На нашей первой железной дороге поезда именовали более привычным для всех словом - "обоз", "цепь экипажей". Позднее укоренилось понятие "поезд". Кстати, слово "поезд" имеет на Руси смысл очень давний, означавший, что несколько повозок следуют одна за другой. В Третьяковской галерее хранится известная картина А.П.Рябушкина "Свадебный поезд в Москве. XVII век". Запечатлен в живописи и "Царский поезд" - те же сани, следующие друг за другом.

Русские газеты в январе 1873 года писали о пробных поездках по железной дороге между Петербургом и Павловском так: "В воскресенье, 3 января, составлен был обоз из 23 повозок. Большая их часть была наполнена пассажирами". И еще об имевшихся тогда разночтениях в терминах. В литературе того времени возникла забавная путаница: паровоз поначалу именовали... пароходом, раз он ходит силой пара. Конструкторы первого русского паровоза - отец и сын Черепановы называли свое детище "пароходным дилижанцем", или сухопутным пароходом. Речной пароход к тому времени был уже известен, и к этому понятию привыкли.

Малоизвестный факт. Сегодняшний символ локомотива - "паровоз" - в русский лексикон активно ввел не инженер или ученый, а известный литератор Николай Греч! Помните "Попутную песню", музыка которой написана Михаилом Ивановичем Глинкой, автор текста Нестор Кукольник. Начальные же строки этой ставшей классической вещи вызывают улыбку у современного слушателя. Посудите сами:

Дым столбом кипит,

дымится пароход,

и быстрее, шибче воли,

поезд мчится в чистом поле.

Называя паровоз пароходом, Кукольник точно употребил технический термин, который тогда и был в ходу.

А теперь - о погоде. Как утверждают всезнающие синоптики, ранее на Руси зимы были многоснежными. И действительно, при чтении старых газет иногда дух захватывало от информации. "Московские ведомости", 6 марта 1860 г.: "Сильная метель на Николаевской дороге нанесла снегу на сажень (сажень - 2,134 м). Движение поездов прекращено. На станции Подсолнечная всех пассажиров застрявшего в снегу поезда разместили по домам обывателей и снабдили пищей, главным образом хлебом и вареными яйцами по копейке за штуку".

Проблема снежных заносов была столь острой, что каких только мер ни принимали, дабы не сорвать движение. "При перевозке рекрутов по железной дороге, в видах предупреждения остановки поездов между станциями вследствие снежных заносов пути, Московско-Рязанская дорога снабжала эти поезда необходимым количеством лопат для немедленной расчистки путей, с оплатой принимавшим участие в работах рекрутам денежного вознаграждения".

МПС и Военное ведомство признали эту меру полезной и поручили обязать все дороги при перевозке воинских команд снабжать их лопатами для расчистки пути. За эту работу каждому новобранцу выплачивали: при расчистке свыше 4 часов - 50 коп. Но долго эта практика не продержалась; так как платить оказалось довольно много и министры долго спорили о деньгах. Так вот!

Ю.Толстов

        Фото из архива автора

Категория: Статьи Юлиана Толстова | Добавил: Tolstov (27.03.2016)
Просмотров: 283 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2018