Раздумья у Белорусского вокзала
Памяти Юлиана Толстова
Каталог статей
Меню сайта

Форма входа

Категории раздела

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Приветствую Вас, Гость · RSS 20.09.2018, 15:48

Главная » Статьи » Статьи Юлиана Толстова

Легенда Каланчевской площади

Осенью 1921 года на страницах «Гудка» появилось сообщение о том, что Дорожный комитет профсоюза Московско-Казанской железной дороги, заручившись согласием архитектора А.В. Щусева, поставил перед НКПС вопрос о застройке заброшенной восточной стороны Казанского вокзала под Дворец культуры железнодорожников.

Академик Щусев довольно быстро предложил эскиз будущего здания - с живописной, сочной архитектурной трактовкой, характерной для всего вокзала. Все это было довольно необычным, так как в утвержденном плане Казанского вокзала первоначально никакого клубного помещения не предусматривалось вовсе! На этом крайнем фланге вокзального комплекса, на углу 1-гo Краснопрудного переулка было оставлено место для «Дома Общества потребителей служащих Московско-Казанской дороги». Для этой разросшейся с годами «потребиловки» А. Щусев намечал как раз на месте нынешнего ЦДКЖ возвести солидный корпус. На первом этаже новостройки предполагалось разместить торговое мясное отделение с обширным ледником в подвале для хранения туш, а на втором этаже - мануфактурное отделение с просторным складом, столовую, буфет для руководства и большой зал заседания правления потребительского общества.

Пока же, до размещения  кооператоров и ввиду отсутствия запасов продовольствия, там находилась  «Контора постройки вокзала» со своими отделами, чертежной и бухгалтерией.

Ряд лет после гражданской войны этот «Дом» исправно выполнял функции узловой кооперации, затем «потребиловка» потеснилась, дав место службе тяги Казанской железной дороги. Но вскоре, в связи с планами создания рабочего клуба, задачи этой части вокзального комплекса круто изменились.

Дорпрофсож при доброжелательной помощи наркома Яна Рудзутака смог получить определенные средства в НКПС и, добавив свои «дорожные» деньги, сумел собрать около полумиллиона весьма полновесных после реформы 1923 года рублей и приступить к реализации своего замысла. Всю довольно непростую работу Московско-Казанская  дорога сделала сама, без помощи сторонних организаций. Начав работы с весны 1925 года, вчерне за год закончила коробку и приступила к частичной реконструкции примыкавшего к железнодорожным путям здания службы тяги. В этом кирпичном четырехэтажном здании были подготовлены удобные комнаты для кружковой работы, другие необходимые подсобные помещения. На первом этаже у прежнего старого входа разместили обширную библиотеку с читальным залом - этот уголок ЦДКЖ долгие годы был весьма популярным на узле у книгочеев-железнодорожников, здесь нередко проходили встречи с писателями, книжные диспуты.

Основная тяжесть работы пришлась на обустройство зрительного зала и отделку помещений. О зрительном зале следует сказать поподробнее. Он состоит из партера и балконного яруса, что выдается далеко вперед. Примечательно, что такого глубокого, без промежуточных опор яруса, даже при нынешнем уровне строительной техники, до недавней поры в Москве не было: балкон имеет глубину в 7 метров! Поддерживающие его металлические фермы заделаны в полукруг стены зала, сконструированную в виде бетонного кольца. Именно такая конструкция и позволила балкону иметь столь глубокий козырек.

Общая вместимость зала составила 1200 мест, что стало предметом гордости железнодорожников. Благодаря конфигурации здания сцена в ЦДКЖ имела треугольную форму при ширине портала в 12,8 м и с самым современным по тем временам механическим оборудованием.

Размер сцены, прямо скажем, тоже внушает уважение - этот простор позволил реализовать многие режиссерские фантазии. Из-за перепада местности оказалось возможным сделать удобный и, главное, светлый «трюм» сцены, что тоже довольно редко в практике. Вот ведь сколько полезных сюрпризов заложил талантливый архитектор в, казалось бы, обычную клубную конструкцию.

К концу 1926 г. большинство строительных дел по сцене и залу закончили, но тут-то все и застопорилось: все рабочие были сняты и направлены на завершение недоделок в основном здании Казанскоrо вокзала. Именно 1926 год считается годом завершения первой очереди многолетнего строительства этого выдающегося вокзала столицы. А клуб терпеливо дожидался своего дня. Открылся образцовый рабочий клуб-театр, так его именовала пресса Москвы, 30 апреля 1927 года.

На этот редкий тогда праздник культуры прибыло много гостей, среди них руководство МГК ВКП (б), НКПС, московских профсоюзов. По традиции тех лет с обстоятельным докладом о положении в мире и стране выступил председатель ЦК профсоюза железнодорожников А.А. Андреев (нарком путей сообщения в 1931-1935 гг.), который подчеркнул, что сегодня союз железнодорожников поднялся на ступеньку выше, стал сильнее, имея такой клуб. По этому примерному клубу станут развиваться новые и расширяться старые ...

К сожалению, автора проекта ЦДКЖ и активного его строителя академика Щусева в тот день в зале не было, т.к. он в знак протеста по поводу необоснованных сокращений его замыслов постройки вокзала подал в отставку. В дальнейшем, только в 1940 году Щусев прнял какое-то участие в завершении башни Сююмбеки - все остальное доделывали без него.

Новый очаг культуры стал именоваться в документах как «Клуб имени Октябрьской революции Казанской железной дороги», а в быту его звали кратко и удобно КОР и всем было ясно, о чем идет речь и куда следует сходить вечерком. По многочисленным свидетельствам, это был удивительно интересный клуб, где работали неистощимые на выдумки энтузиасты. Любили его еще и за то, что в зрительном зале благодаря веерному типу расположения мест все зрители находились в одинаковых условиях: видно и слышно отовсюду хорошо.

В марте 1928 года Московское бюро ЦК профсоюза железнодорожников поручило Клубу Октябрьской революции (КОР) стать Московским центром культурно-массовой работы всего обширного столичного узла. Эта ноша была, да и ныне остается, крайне ответственной и трудной в реализации. Практически, именно с 1928 года КОР стал выполнять сложнейшие функции, присущие ЦДКЖ.

Свою жизнь в новом качестве начал в духе времени. Создавались агитбригады, которые разъезжали по большим и малым станциям, где не только давали концерты, но и оказывали методическую помощь местным коллективам.

В ноябре 1936 года при Политуправлении НКПС, по рекомендации его начальника Н.Зимина, большого любителя искусства, были созданы: ансамбль песни и пляски (руководитель Александр Александров) и джаз-оркестр железнодорожников (под управлением Леонида Утесова). База - все тот же КОР. И вот эти два близнеца-коллектива стали дружно работать в одних стенах. Настоящим сюрпризом для тысяч москвичей было прохождение на первомайской демонстрации 1937 года в колонне Железнодорожного района джаз-оркестра железнодорожников во главе с Леонидом Утесовым. Этот легендарный утесовский джаз-оркестр просуществовал до 1972 года, его знала и любила вся страна. Следует добавить, что музыкальным воспитанием этого молодого коллектива, помимо Утесова, в  ЦДКЖ деятельно занимались братья Дмитрий и Даниил Покрасс. Это были удивительно талантливые люди в музыкальной мелодике, песенном творчестве. Прекрасную песню Дмитрия Покрасса «Москва майская» поют до сих пор.

Государственный  эстрадный оркестр под управлением Утесова плодотворно сотрудничал с известными композиторами, поэтами, драматургами, создавая изумительные музыкальные композиции. Исаак Дунаевский в 1938 году принял созданный А.Александровым Железнодорожный ансамбль песни и пляски и был его художественным руководителем до 1948 года. Он, кстати, и жил здесь же, в ЦДКЖ, на четвертом этаже, в бывшем помещении службы тяги Московско-Казанской железной дороги. Ансамбль Дунаевского называли «ансамблем на колесах» т.к. большую часть времени он разъезжал по дальним уголкам страны, где его концерты становились событием, праздником высокой культуры.

Режиссерами драматического театра-студии были - А. Эфрос и М.Кнебель, там начинал свой путь как артист В. Розов, будущий драматург. Руководителем акробатической группы здесь был Марк Местечкин, который впоследствии длительное время возглавлял цирк на Цветном бульваре. Перечислять успехи этого очага культуры можно долго. Громадной симпатией пользовалось литературное объединение «Магистраль», среди ее членов были Булат Окуджава и Белла Ахмадулина.

И  еще малоизвестная деталь: театр им. Гоголя когда-то тоже входил в структуру ЦДКЖ. Ну и махина, скажет читатель - и это только для Москвы. Нет и нет. Совершенно обоснованно в 1938 году НКПС и ЦК профсоюза железнодорожников приняли решение на базе Московского клуба имени Октябрьской революции создать общесоюзный Центральный Дом культуры железнодорожников - ЦДКЖ. В качестве основной задачи ему поручалось возглавить художественно-методическое руководство всеми клубами, домами и дворцами культуры на транспорте. Минувшие годы убедительно подтвердили, что не зря этот комплекс вот уже сколько лет носит ко многому обязывающее имя ЦДКЖ.

Юлиан Толстов

Категория: Статьи Юлиана Толстова | Добавил: Tolstov (17.09.2014)
Просмотров: 372 | Теги: ЦДКЖ | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2018