Раздумья у Белорусского вокзала
Памяти Юлиана Толстова
Каталог статей
Меню сайта

Форма входа

Категории раздела

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Приветствую Вас, Гость · RSS 28.05.2018, 10:55

Главная » Статьи » Статьи Юлиана Толстова

Магистрали детства

Каких только удивительных широкой и узкой колеи железных дорог нет на свете, но нигде, кроме нашей страны, не встретишь детской железной дороги. До развала СССР, от Прибалтики до Дальнего Востока, их насчитывалось более 50.

Малая Московская или как чаще еще именуется в народе Детская железная дорога зародилась в умах взрослых и младшего поколения в середине 30-х годов, когда железнодорожный транспорт был на подъеме и окружен романтикой труда, воспет в кино, на сцене, в литературе. Немалую помощь в создании Малой Московской оказал клуб им. Октябрьской революции (КОР), нынешний ЦДКЖ. Именно в его стенах тогда располагалась детская техническая станция, в которой познавали транспорт, строили модели будущих чудо-локомотивов, мечтали и творили десятки мальчишек и девчонок транспортных Школ Москвы и округи. Летом 1935 года здесь побывали пионеры Тифлиса, которые рассказали о строительстве в столице Грузии первой в стране Детской железной дороги.

Тут же возникла идея: «Пионеры Москвы достойны строить железную дорогу!» Довольно скоро ученик Быковской железнодорожной школы Пасынков составил проект будущей дороги. Энтузиасты этого дела инженеры Управления Московско-Казанской дороги Филимонов и Черняков провели изыскания возможной трассы. Осенью 1935 года в помощь ребятам была создана рабочая группа содействия строительству ДЖД. В нее вошли руководители Центрального и дорожного домов техники, представители Московского городского Дома техники, помполит по комсомолу Московско-Казанской.

В первую очередь был разработан учебный план подготовки из лучших учеников школ будущих железнодорожников. Клуб КОР помог еще раз: на третьем этаже была дополнительно выделена комната № 24, где начало работать бюро по проектированию будущей трассы, руководили всем инженеры-комсомольцы из Управления дороги Селиверстов и Агафошкин. Фантазия работала вовсю, пришлось в ЦДКЖ устраивать выставку проектов будущей дороги.

Утром 30 октября 1935 года на платформах Казанского вокзала высадились свыше тысячи школьников Ухтомского и Раменского районов, прибывших на слет юных строителей Детской железной дороги. Под звуки оркестра они проследовали в Большой зал клуба КОР (ЦДКЖ). Вместе с москвичами присутствовали две тысячи будущих строителей. После просмотра звукового киноролика «Первый рейс на станцию Радостная» о Тифлисской детской железной дороге, с сообщением выступил школьник из Быково, сын путевого обходчика Пасынков, который подробно рассказал о своем проекте детской дороги. Слет обратился с просьбой к начальнику Московско-Казанской дороги И.Ф.Кучмину принять на себя руководство постройкой Малой Московской, а также помочь с организацией в Быково, при железнодорожной школе им. КИМ филиала детской технической станции.

Проект Малой Московской при ширине колеи в 750 мм был утвержден, и в 1936 году закипело строительство будущей трассы. За год подготовили насыпи, уложили шпалы и рельсы. Зимой соответствующий курс теории прошли паровозники, путейцы... Весной начались практические занятия на линии. И вот долгожданное открытие - 2 мая 1937 года.

Детская дорога начиналась построенной станцией имени Кагановича (получившей затем название Путь Ильича и ныне - Юность) возле дачной платформы Отдых и тянулась на три километра Кратовским бором, Нижегородским просеком, мимо детской лесной школы до станции Пионерская, что отделена живописным озером от платформы Кратово. На открытие собрались сотни ее строителей - учеников московских, быковской, малаховской и кратовской школ.

 Руководители Ленинской железной дороги (такое наименование носила Московско-Рязанская с июля  1936-го по сентябрь 1943 года) и строители, как и положено, выступили с речами. Под звуки оркестра ребятишки построились и организованно заняли места в стоявших на путях трех вагончиках и после гудка небольшого, специально изготовленного паровоза, состав со станции Пионерская отправился в первый рейс. Знаменательно, что за реверсом локомотива стоял учащийся железнодорожного техникума Вениамин Пасынков, тот самый автор первого варианта Малой Московской. Родители юных пассажиров в этот раз остались на перроне - поездка туда и обратно заняла 20 минут. Практически в эти же дни по радио, в рабочих клубах, на концертах, на празднике железнодорожников зазвучала задорная мелодия песни «Детская железнодорожная» на слова поэта Е.Долматовского, музыка С.Дунаевского. Это был неожиданный и потому особенно приятный подарок и детворе, и взрослым.

 Вторично детскую дорогу открыли летом в 1947 году. К этому приятному событию получили еще один паровоз. Задолго до этого дня был тщательно подготовлен путь, обновлен подвижной состав - три ярко-голубых вагончика на 33 места для сидения каждый. В день открытия собралось более тысячи гостей. Первый поезд провел генерал-директор тяги III ранга, бывший машинист А.С.Огнев со своим сыном Сашей. Вот такими были первые шаги нашей Малой Московской, получившей этим летом новый импульс для своей активной деятельности со стороны Большой Московской железной дороги.

Юлиан Толстов

Категория: Статьи Юлиана Толстова | Добавил: Tolstov (13.12.2015)
Просмотров: 216 | Теги: детская железная дорога | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2018