Раздумья у Белорусского вокзала
Памяти Юлиана Толстова
Каталог статей
Меню сайта

Форма входа

Категории раздела

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Приветствую Вас, Гость · RSS 20.11.2018, 01:12

Главная » Статьи » Статьи Юлиана Толстова

Московская кругосветка

Сегодня его называют малым. А на заре ХХ века, когда в Москве развернулась масштабная стройка, и всего за 5 лет вокруг Белокаменной сомкнулось ожерелье рельсовых путей, даже Запад вынужден был признать  это кольцо «большим железнодорожным феноменом начала века»!

Глубоко и облегченно вздохнули, начав расшивать железнодорожные пробки, не только в Москве, но и десятки магистралей, примыкавших к ней. Постройкой Окружной было решено дело общегосударственной потребности. Новая линия была невелика, каких-то 55 км двойного пути, да плюс  22 соединительные ветви первоначальной длиной в 66 км, но этот комплекс позволял московскому узлу спокойно пропускать весь транзит  и  местные грузы. Из имевшихся  тогда в Москве 500 фабрик и заводов только три десятка оставались вне зоны влияния Кольца.

На карте города возникло 14 станций, воздвигнутых по оригинальному архитектуриому замыслу. Важно, что при их строительстве ничего исторически  значимого, ценного не снесли и не уничтожили. Над проектом сооружений работала бригада из восьми архитекторов - это позволило избежать однообразия, последние же штрихи вносил академик А.Н. Померанцев. Своеобразие этой линии состоит еще и в том, что все здания станций располагались со стороны города, а товарные конторы, пакгаузы и склады - с внешней стороны кольца. И еще особенность: уже со времени строительства она была подчинена Николаевской железной дороге.

Открытию Окружной предшествовала дотошная приемка ее сооружений. В Центральном историческом архиве Москвы хранится протокол «заседания комиссии по освидетельствованию Московской Окружной железной дороги и передача ее в ведение Управления Николаевской железной дороги от 18 июля 1908 г.». Приемную комиссию возглавлял «старший инспектор при министре путей сообщения тайный советник И.А. Сытненко». В ее состав входил начальник работ по сооружению Московской Окружной ж.д. П.И. Рашевский, начальник Николаевской дороги И.А. Турцевич, представители военного ведомства и другие приглашенные лица. Комиссия, произведя освидетельствование Кольца и соединительных  с  магистралями ветвей, «нашла возможным открыть по Окружной ж.д. правильное местное (по кольцу) пассажирское и товарное движение, а равно обмен между дорогами в ограниченном размере, не более 300 вагонов в сутки, после введения в действие соглашений с примыкающими магистралями».

Итак, 19 июля (по старому стилю) после подписания всех необходимых бумаг состоялось открытие долгожданной линии. Сегодня нет объяснения, почему это торжество прошло на станции Серебряный Бор, ибо «столицей» Окружной была определена станция Лихоборы. И там и там находились капитальные «питательные войсковые пункты», где был накрыт праздничный стол. Возможно, потому, что место там было более обжитое, уютное. Кроме того, Серебряный Бор был районом более престижным и располагался на землях «Кабинета Его Величества», в прекрасном столетнем сосновом бору, в дачной местности, где находились летние усадьбы офицеров Московского военного округа. Не случайно эта станция была особенно приспособлена для пассажирского движения.

На праздничное торжество было приглашено 600 человек. Почетные гости прибыли сюда двумя нарядными служебными поездами: один с Николаевского, другой - со Смоленского вокзала. Особым составом подъехал генерал-губернатор, генерал-лейтенант С.К. Гершльман со свитой.

Словом, на богослужение по случаю открытия дороги прибыла «вся Москва»: начиная от городского головы Н.И. Гучкова, градоначальника генерал-майора А.А. Андрианова, членов Городской управы, председателя Биржевого комитета Г.А. Крестовникова до крупнейших промышленников-клиентов железной дороги и массы других известных московских персон. Не менее представительно выглядели железнодорожники в лице министра, генерала Н. К. Шауфуса, строителя Окружной П.И. Рашевского, руководителей всех примыкавших  к Москве железных дорог, почти полностью аппарат  Управления Николаевской дороги, все инженеры, принимавшие участие в прокладке Окружного кольца, работники МПС.

Здесь представлена редкая фотография торжества на станции Серебряный Бор, которая требует комментариев. Вспомним, что Московско-Окружная имела ряд новшеств, о который заговорили не только транспортники. Так, впервые в Европе, на нашей Окружной (на четырех станциях – Серебряный Бор, Пресня, Лихоборы и Угрешская) были возведены кирпичные здания военных питательных пунктов, где прибывший эшелон мог сразу накормить своих солдат (от 1200 до 2400 человек) горячей пищей. Итак, на заднем плане данной фотографии видна череда зданий такого питательного пункта. Гости и духовенство расположились под одним из воинских переходных мостиков, которых на станции было несколько. Ими пользовались солдаты в том случае, если на путях стояли составы, загораживающиедорогу к воинским кухням. Ныне мостики эти давно разобрали. Возле перехода, где совершалось молебствие, железнодорожный путь преграждала широкая  зеленая муаровая лента с текстом: «Открытие движения по Московско-Окружной ж.д. 19 июля 1908 года». По окончании службы духовенство окропило святой водой пути и поезд, который открывал движение (паровоз Ов -1007). Министр путей сообщения под руку с супругой генерал-губернатора и с  гостями подошли к ленте, преграждавшей путь. Инженер П.И. Рашевский на серебряном блюдце преподнес  г-же Гершльман красивые ножницы; она и перерезала эту символическую преграду. При этом министр путей сообщения торжественно возвестил: «Объявляю Окружную дорогу открытой!» Эти слова были покрыты возгласами «Ура» и звуками национального гимна. Вот  так дорога вошла в строй действующих.

Для справки Штаб Окружной железной дороги, как часть Николаевской железной дороги, ряд лет располагался в арендованных помещениях на Домниковской улице, невдалеке от платформы «Каланчевская», и лишь много позднее переехал в Лихоборы.

Юлиан Толстов

Категория: Статьи Юлиана Толстова | Добавил: Tolstov (29.02.2016)
Просмотров: 311 | Теги: Московская Окружная железная дорога | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2018