Раздумья у Белорусского вокзала
Памяти Юлиана Толстова
Каталог статей
Меню сайта

Форма входа

Категории раздела

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Приветствую Вас, Гость · RSS 13.11.2018, 01:33

Главная » Статьи » Статьи Юлиана Толстова

На зависть англичанам

Железная дорога! Эти слова сегодня воспринимаются как обычная, повседневная часть нашей жизни, комфортная и скорая поездка по той или иной надобности. Но ведь совсем недавно, менее 100 лет назад, для наших предков путь по железной дороге был не так прост и удобен. Докучных забот пассажиру тех лет было хоть отбавляй: старый вагон только вез, а обслуживал себя каждый сам.

Собираясь в дорогу, в список необходимых вещей записывали: чайник, свеча, постель. В конце концов без мыла можно обойтись день-другой, а вот без кипятка и света... Кипяток тогда к проводникам не имел никакого отношения. Пассажиры запасались им на больших станциях самостоятельно. Это был своего рода спортивный азарт - успеть занять очередь, набрать в чайник кипяток и до третьего сигнала перронного колокола вскочить в вагон. Причем обязательное наличие в железнодорожном буфете кипятка предусматривалось ст. 170 Общего устава Российских железных дорог (такса составляла одну копейку за 6 стаканов кипятка)! Где еще, скажите, в мире Устав железных дорог  так заботливо писал про чай для едущих и жаждущих -нигде, только в России.

Едем дальше. А если поездка приходилась на зиму? Климату нас всегда был суров, морозен, а в вагоне одинарные рамы и нет... отопления. Для мерзнувших пассажиров на станциях вносили раскаленные кирпичи в металлических грелках. Но это была привилегия только вагонов 1-го и 2-го классов, в общем вагоне такого не полагалось. Позднее стали устанавливать железные печурки, которые топили дровами, и тогда в вагоне пришлось выделять место для истопника. Разумеется, это сказалось на цене билета. Вот еще когда, оказывается, стала расти его цена. С 1877 года в вагонах появилось уже водяное отопление.

Входя сегодня в ярко освещенный вагон поезда, с трудом можно себе представить, каким был свет в первых российских вагонах. Это обычные стеариновые свечи. Правда, они имели особую форму, строгий вес (четверть фунта) и клеймились заглавными буквами по названию дороги. Их вставляли в подсвечники фонарей под потолком вагона и на стенах коридора. Журнал «Железнодорожное дело» откровенно признавался в 1884 году: «Горение свечи так тускло, что не позволяет пассажирам не только, сидя на своих местах, читать, но и отчетливо различать предметы вокруг». Ветер задувал свечи, стеарин капал на диваны и одежду пассажиров. При сильных толчках вагонов свечи иногда вываливались из фонарей. Постепенно ввели газовое и только в 80-х годах в поездах появилось электроосвещение. Стало светло и уютно.

Еще одна немаловажная деталь транспортной истории. Еще в самом начале зарождения наших железных дорог отмечалось, что удовлетворить всем требованиям пассажиров в России труднее, чем в государствах Европы. «Если принять в соображение значительную протяженность наших железных дорог, относительную медлительность хода наших поездов и среднюю, весьма большую величину проезда пассажира по нашей рельсовой сети, тогда станет понятным, что именно русский пассажир, вынужденный проводить в вагоне наиболее долгий по времени промежуток до конца путешествия, имеет право требовать от подвижного состава больших санитарных условий и больших удобств, чем заграничный пассажир, проводящий в вагоне гораздо меньше времен и». Учитывалась и такая, казалось бы, мелочь, как наличие теплой одежды и значительный ручной багаж, что требовало дополнительного места для их размещения. Эти требования к пассажирскому вагону Российских железных дорог в основном сохранились до сих пор. Вот почему наши современные вагоны и выше, и шире тех, которые строят в других странах.

У нас раньше других появились спальные вагоны - человек получал возможность нормально отдыхать во время поездки. «Такому шагу России на пути прогресса, - отмечала зарубежная пресса, - может позавидовать даже искусная более других в устройстве железных дорог Англия».

Сообщение о первом спальном вагоне промелькнуло в газете «Русский мир» в 1873 году. Каким же он был, этот первенец? «Места для пассажиров в спальных отделениях состоят из покойных кресел, - сообщала газета. - Между креслами устроены столики, над которыми висят зеркала в массивных рамах и чугунные подсвечники, в которые бригада устанавливает свечи. В ночную пору кондуктора сдвигают сиденья противоположных кресел и прикрывают их матрацем. Затем в такую же постель превращается и вторая пара кресел. И, наконец, опускаются две постели, прикрепленные к потолку».

Плацкарты ввели лишь в 1894 году. Приобретенная заранее за особую плату к пассажирскому билету, она давала пассажиру право занять определенное место, избавляла от необходимости сторожить его. Во время стоянки поезда можно было спокойно погулять на станции, побывать в буфете. А мы-то думали, что подобное удобство было с самого начала железных дорог. Сколько же было на этой почве недоразумений! Правда, когда место занимала дама, то спорить не полагалось. Едущим в спальном вагоне кондукторы отпускали в запломбированном холщовом мешочке постельное белье.

До начала ХХ века вагонов-ресторанов не было, успевали обедать на станциях, для чего предусматривались продолжительные стоянки, а уж чай пили из чайника в вагонах. Пассажирские поезда тех лет имели довольно пестрый вид. Циркуляром МПС от сентября 1879 года все вагоны на сети должны были иметь следующий колер: синий для 1-го класса, земляно-желтый для 2-го класса, зеленый для 3-го класса и вишнево-коричневый для почтового вагона. Эта расцветка оставалась до 1917 года.

У Александра Блока есть такие строки, понять которые можно, лишь зная эту радугу подвижного состава:

Вагоны шли привычной линией,

покачивались и скрипели,

молчали синие и желтые,

в зеленых плакали и пели.

Известный военный атташе Алексей Игнатьев в своей книге «50 лет в строю» восхищается «церемониалом» отхода поезда. Все готово к отправлению, прозвучал второй удар колокола. «Пассажиры опрометью бежали из буфета, и начиналась наша милая российская музыка перед отходом поезда: заливался серебром звонок, свистел соловьем обер-кондуктор, гудел басом паровоз, пел рожок стрелочника, отвечая ему, заливался вторичной трелью обер-кондуктор, и, наконец, снова гудел паровоз. Поезд трогался».

Старинные открытки из коллекции Юлиана Толстова

Категория: Статьи Юлиана Толстова | Добавил: Tolstov (27.03.2016)
Просмотров: 305 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2018