Раздумья у Белорусского вокзала
Памяти Юлиана Толстова
Каталог статей
Меню сайта

Форма входа

Категории раздела

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Приветствую Вас, Гость · RSS 28.05.2018, 10:40

Главная » Статьи » Статьи Юлиана Толстова

Наш первенец

5 августа – 75 лет назад (1924 год) в Ленинграде на Балтийском заводе построен первый в мире магистральный дизельный тепловоз.

Идея применения для тяги поездов двигателя внутреннего сгорания, работающего на жидком топливе и обладающего более высоким к.п.д. по сравнению с паровой машиной, возникла у русских инженеров еще в конце ХIХ века. Появились интересные проекты, но начавшаяся мировая война не позволила завершить их в металле. В январе 1922 г Совет Труда и Обороны рассмотрел вопрос  о тепловозах как одну из важнейших задач оздоровления локомотивного хозяйства и решения топливной проблемы. Объявили конкурс на лучшую разработку. Вскоре было представлено несколько десятков проектов из СССР, Германии, США, Австрии и даже из Аргентины. В результате длительных обсуждений и согласований было решено построить три различных тепловоза за границей и один - системы профессора Я.М.Гаккеля на заводах России.

Организация постройки тепловоза была поручена Теплотехническому институту и НКПС. Институт привлек к работе заводы «Красный путиловец», Балтийский и Невский судостроительные, затем были подключены «Электросила» и «Электрик». Насколько сложно было строительство в то тяжелейшее время, можно судить по тому, что дизель для тепловоза сняли с подводной лодки «Лебедь», а генераторы с подводной лодки «Язь». В конце 1922 г началось рабочее проектирование. Полный вес  тепловоза составил 180 тонн. Десять движущих колесных пар размещались в трех отдельных тележках, что позволяло проходить кривые радиусом 150 м.

5 августа 1924 г. состоялся первый, официально зарегистрированный выход  тепловоза из цехов Балтийского завода. Это был праздник заслуженный, долгожданный. Первым машинистом тепловоза стал инженер Борис Даринский, имевший права управления. Ему помогал сам конструктор, стоявший у штурвала тепловоза.

В январе 1925 г. новичок из Ленинграда отправился через Тихвин, Вологду, Ярославль и прибыл в Москву. Ему было дано наименование Щ-эл-1; буква Щ означала, что тепловоз по мощности равен паровозу серии Щ. А буквы ЭЛ указывали на наличие электрической передачи. 30 декабря 1925 г. он был принят комиссией НКПС и начал работать с грузовыми поездами на участке Люблино-Курск, Москва-Харьков.

У тепловоза на каждой станции соби-рались толпы народа — очень уж чудная машина приехала, без трубы и тендера. Не обходилось и без курьезов. На одной узловой станции поезд задержали сверх нормы. Машинист  идет к дежурному, а тот с диспетчером разговаривает: «Пришел состав, а паровоза нет ни в голове, ни в хвосте». Век первенца был недолог. В 1927 г. по решению НКПС тепловоз Щ-эл-1 был снят с поездной работы, к тому времени его пробег под поездами составил около 60 тыс. км. Локомотив направили на экспериментальное кольцо ВНИИЖТа, где он еще послужил науке и навсегда вошел в историю тепловозостроения СССР как первый в мире магистральный тепловоз. Невольно вспоминается, что первый пробег пассажирского поезда с  тепловозной тягой в США состоялся только в мае 1934 г, а товарный тепловоз они ввели в эксплуатацию лишь в 1941 г.

В 1972 г. тепловоз Гаккеля установили около депо Ховрино Октябрьской дороги, а совсем недавно он поменял свое местожительство и ныне находится под Петербургом в музее натурных образцов, где доступен для осмотра. Наша страна занимает ведущее место по производству мощных тепловозов, и в этом немалая заслуга инженера Я.М.Гаккеля.

Юлиан ТОЛСТОВ, член ВОЛЖД

Категория: Статьи Юлиана Толстова | Добавил: Tolstov (13.12.2015)
Просмотров: 244 | Теги: дизельный тепловоз | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2018