Раздумья у Белорусского вокзала
Памяти Юлиана Толстова
Каталог статей
Меню сайта

Форма входа

Категории раздела

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Приветствую Вас, Гость · RSS 11.12.2018, 01:59

Главная » Статьи » Статьи Юлиана Толстова

Откуда в Коломне второй вокзал

Красивый старинный город у впадения Москвы-реки в Оку, древний Коломенский Кремль и Старо-Голутвинский монастырь, основанный Сергием Радонежским, крупнейшее предприятие транспортного машиностроения - знаменитый «Коломзавод» и многое другое - все это Коломна. Известен город и тем, что имеет две станции, два вокзала - Голутвин и Коломну, причем тоже старых, возникших на заре российского железнодорожного строительства при прокладке так называемой Саратовской дороги. Учредители Общества Московско-Саратовс кой железной дороги, собрав необходимый капитал, замахнулись проложить рельсы сразу к берегам Волги и начать крупные товарные перевозки.

 Любое акционерное общество начиналось с составления устава. Правление будущей дороги совместно с железнодорожным ведомством много внимания уделило составлению этого документа. Устав вышел обширным и добротно проработанным, состоящим из 61 параграфа. Все здесь вроде бы было предусмотрено, но не была оговорена «сторона движения». А так как строить Саратовскую дорогу пригласили иностранцев с практикой левостороннего движения, то и возник единственный в России участок Москва - Рязань с левопутным движением. Впоследствии условие сторонности движения всеми русскими железными дорогами обязательно оговаривалось.

Общество Московско-Саратовской дороги строительство вело неумело. В итоге всех упущений стоимость готовой версты первого его отрезка - Коломенского участка - оказалась весьма высокой - 85 тыс.руб. при расчетной цене не свыше 62 тыс.руб. В конце ноября 1862 г. Общество заявило, что в силу значительных затрат оно не сможет вести дорогу до Саратова и просит вышестоящие власти разрешить ограничиться устройтсвом пути только до Рязани. На это отчаянное ходатайство вскоре последовало высочайшее соизволение, и новым уставом от 8 января 1863 г. действия незадачливых строителей были ограничены участком от Москвы до Рязани и само общество было переименовано в «Общество Московско-Рязанской железной дороги».

Открытие Коломенского участка состоялось 20 июля 1862 г. Его протяженность составила 106 верст. Ежедневно на Москву и обратно отправлялись две пары поездов, которые шли со средней скоростью 16-17 верст в час. Поездка по железной дороге была делом дорогим: билет третьего класса от Москвы до Коломны стоил 1 руб. 36 коп. серебром - для того времени деньги немалые, но все равно недостатка в пассажирах не было. Известно, что Коломна всегда была богатым торговым городом. Основное ее сообщение с  Москвой исстари проходило по реке Москве или по Коломенскому тракту. Ко времени проведения железной дороги Москва-река из-за вырубки лесов по ее берегам начала мелеть, и доставка грузов водой стала затруднительной. Казалось бы, стальные пути могли помочь Коломне поправить свое положение, тем более что Правление дороги предлагало устроить станцию у самого города. Но коломенские «отцы города» решили сорвать куш с железнодорожной компании и заломили несообразную цену за место для развития станционного хозяйства.

Тогда железнодорожники приобрели пустошь в трех верстах от Коломны, где ничего не надо было сносить или обходить. И стальная колея, пройдя невдалеке от восточной части города, ушла далеко от него за село Боброво, где и был выстроен временный деревянный дебаркадер новой станции Коломна.

Если городские власти, допустив оплошность, помалкивали, то пассажиры железной дороги стали жаловаться все громче и настойчивее. Очень скоро на всех уровнях стали подсчитывать, насколько дороже гужевой транспорт и какой проигрыш во времени оборота товаров и грузов несут купечество и торговые люди из-за значительного удаления города от железной дороги. В спорах и взаимных нареканиях, поисках наилучших вариантов, выяснении финансовой стороны дела прошло почти полтора года. Только после того как правление Общества Московско-Рязанской дороги согласилось на предлагаемые коломенцами денежные и земельные уступки, город приступил к процедуре официального оформления строительства новой станции.

В фондах канцелярии московского генерал-губернатора хранятся материалы под названием: «Об устройстве платформы железной дороги в г. Коломне». 10 апреля 1864 г. московский губернатор князь А. В. Оболенский писал московскому военному генерал-губернатору: «Коломенская Городская Дума при рапорте от 22 февраля представила в губернское Правление два приговора тамошнего городского Общества, в которых она изъявила желание на устройство Компаниею Московско-Рязанской железной дороги платформы при городе Коломне уступить безвозмездно в пользу Компании городскую выгонную землю 14 десятин 244,5 сажен, занятую под устройство дороги, и 4 десятины, необходимые для устройства пассажирской и товарной платформ; согласилось уплатить единовременно, по добровольной между собой складке, 10 000 руб. и предоставило Обществу железной дороги в течение 25 лет взимать сверх платы, определенной по тарифу, по 10 коп. с каждого пассажирского билета... Желательно было 6ы получить разрешение МВД как можно скорее, дабы к устройству означенной платформы было приступлено в нынешнем же году».

 Власти Коломны, таким образом, «желая получить возможность пользоваться Рязанской дорогой, не тратя времени и денег на проезд  до существующей ныне станции этой дороги, от города удаленной», отдавали безвозмездно 18 десятин земли и предложили вроде бы солидную финансовую компенсацию. Однако правление железной дороги было иного мнения: «.. Общество Рязанской дороги, уже сделавшее все необходимые издержки на устройство первоклассной станции в трех верстах за Коломною, никаких новых на подобный предмет издержек принимать на себя не может... Вместе с тем, мы считаем, что хотя средства, предлагаемые Коломенским Обществом, не покрывают тех издержек, которые должна понести Рязанская дорога для удовлетворения просьбы Общества, эти средства предлагающего, но дефицит может быть постепенно пополнен из предлагаемого Обществом дополнительного 10-копеечного сбора, и потому со стороны Рязанской дороги препятствий к удовлетворению вышеупомянутого ходатайства нет, если только последует по оному разрешение высшего Правительства».

И вот 28 августа 1864 г. в Москве было получено согласие МВД считать «устройство соединительного пути между Коломною и Московско-Рязанского дорогою, на изъясненных им основаниях, заслуживающим уважения».

3 ноября 1864 г., получив соответствующее подтверждение (особенно по дополнительному сбору в 10 коп.), Московско-Рязанская дорога приступила к строительству платформы (не станции) Ново-Коломенская. В итоге всей этой компании дорога выиграла существенно: и землю получила безвозмездно, и клиентов дополнительных приобрела, и в деньгах не потеряла.

Прошло 33 года. Из платформы «выросла» станция, был построен вокзал. И вот новая просьба: теперь по смене названий. Вопрос  этот решился без особых канцелярских мытарств. Согласно ходатайству Коломенской городской думы, «со стороны надлежащего начальства» последовало разрешение на переименование с 1 мая 1897 г. станции Московско-Казанской железной дороги Ново-Коломна в станцию Коломна, а станции первого класса Коломна при селе Боброве - в станцию Голутвин. Причем Голутвин стал уже станцией первого класса с паровозным депо и соответствующими путевым развитием и инфраструктурой.

Коломенская Управа на этом не успокоилась и активно настаивала перед железной дорогой о преобразовании станции Ново-Коломны в первоклассную, мотивируя это тем, что «станция при селе Боброве (т.е. Голутвин) потеряла уже свое значение по случаю прекращения грузов с реки Оки». При этом они «подкупали» дорогу обещанием возможного увеличения путей. На это правление Московско-Казанской (так стала именоваться дорога с 1893 г.) уведомило просителей, что «существующие на ст. Коломна (по прежнему своему наименованию Ново-Коломна) обустройства для пассажирского и товарного движения удовлетворяют вполне потребностям станции и потому обращение ее в первоклассную не представляет никакой надобности. Что касается ходатайства относительно перенесения со станции Голутвин паровозного депо и прочего, то ввиду нецентральности станции Коломна нахождение их на этой станции будет для эксплуатации также неудобно». Словом, отказ по всем позициям.

Исполняющий должность городского головы г. Посихин был страшно возмущен подобной несговорчивостью железной дороги и по инстанциям стал хлопотать, доказывать и убеждать Министерство путей сообщения воздействовать на председателя правления Казанской дороги Н.К. фон Мекка. Спор был долгим и трудным. Однако, по-видимому, аргументы железной дороги оказались более убедительными. О6 этом свидетельствует и нынешняя ситуация. Согласно современным справочникам, Коломна числится как остановочный пункт, а станция Голутвин имеет после своего наименования полный набор условных символов, которые свидетельствуют о выполняемых здесь различных коммерческих операциях в грузовом и пассажирском движении.

Ю. Г. ТОЛСТОВ, член ВОЛЖД

Категория: Статьи Юлиана Толстова | Добавил: Tolstov (29.04.2016)
Просмотров: 315 | Теги: Московско-Казанская железная дорога, Голутвин, Ново-Коломна, Коломна | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2018