Раздумья у Белорусского вокзала
Памяти Юлиана Толстова
Каталог статей
Меню сайта

Форма входа

Категории раздела

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Приветствую Вас, Гость · RSS 21.08.2018, 13:11

Главная » Статьи » Статьи Юлиана Толстова

Паровоз в Петровском парке

В 1872  году Москва готовилась к открытию грандиозной Политехнической выставки. На выставку должно было приехать огромное количество народа, а транспорта кроме частных извозчиков да «линеек» в белокаменной не было. Проблема требовала срочного решения, и вскоре в городе появилис ь временная железная дорога и конка, построенные в невероятно короткие сроки.

А годом раньше под Петербургом во время армейских учений «произведен был первый опыт скорой постройки военной железной дороги войсками  и нижними чинами военных железнодорожных команд ... ». Опыт удался, и Главное Инженерное управление Военного министерства предложило преобразовать части саперных  войск в железнодорожные команды. И в мае-июне 1872 года военных железнодорожников было решено «подвергнуть ... практическому испытанию» -  для чего, в преддверии открытия Политехнической выставки - «произвести постройку железно-конных и паровых путей».

Руководителем всех работ был назначен «заведующий передвижением войск в Империи» генерал-майор М. Н. Анненков.

Линия должна была состоять из двух частей: железно-конной - от Театральной площади, по Неглинной улице, Петровскому и Страстному бульварам, Тверской улице до вокзала Смоленской дороги и обычной «железно-паровой» дороги. Она начиналась от вокзала, шла вдоль левого бульвара Петербургского шоссе до границы городской выгонной земли, что у Ходынского военного поля, по самому полю до Петровского путевого дворца, через аллеи парка выходила на дорогу в село Зыково, там к Петровской Земледельческой и Лесной академии и затем - на полустанцию Петровское-Разумовское Николаевской железной дороги. Длина всей линии по нынешним меркам составляла чуть больше 16 км.

Генерал М. Н. Анненков разделил дорогу на четыре отдела: первый - от Театральной площади до Страстного монастыря, второй - от Страстного монастыря до Брестского вокзала, третий - от вокзала до Петровско-Разумовского полустанка и, наконец, четвертый отдел, самый короткий: врезка на 7-й версте от Москвы в линию Николаевской железной дороги.

Ранним утром 27 мая 1872 года у Петровского дворца закипела работа. Военные строители намеревались показать товар лицом, а экзамен принимал сам Император. В тот же день, после молебна, приступили к разбивке трассы и от Петровско- Разумовского: строители шли навстречу друг другу. Проложить всю линию до Политехнической выставки предполага лось к 6 июня, ко времени приезда в Москву Александра II. Не менее активно начались работы и на городской линии, правда, от зевак приходилось кое-где обороняться с помощью полиции. Наиболее сложным оказался участок от села Зыкова до Николаевского полустанка: здесь рельсы пришлось проложить через зыбь торфяного болота, пересекать канавы, рубить просеку. Но несмотря ни на что, за шесть дней был уложен, согласно графику, путь на протяжении 9,5 версты.

В московских газетах появилась специальная железнодорожная рубрика, где публиковались умилительные заметки о стройке: «Солдаты ... под руководством своего же брата нижнего железнодорожного чина ставят скелет будущей насыпи, производят разбивку линии так, будто целый век они только этим и занимались, ложась грудью на землю, проверяют, ровно ли ложатся на мосту шпалыl ... » («Московские ведомости» от 29 мая 1872 года),

Высокий темп был выдержан, и утром 5 июня около Страстного монастыря сомкнулось и городское полотно конно-железной дороги. К этому дню рельсы проложили от Александровского сада вплоть до вокзала Брестской железной дороги, но за Тверской заставой кое-что осталось незавершенным.

Главное торжество на стройке состоялось 9 июня 1872 года. После окончания высочайшего смотра войскам на Ходынском поле Александр II отправился на военно-походную станцию временной железной дороги против Петровского дворца (ныне Военно-воздушная инженерная академия им. Н. Е. Жуковского). От дворца лучами расходились великолепные липовые и кленовые аллеи, по ним-то были проложены железнодорожные пути к Петровской Земледельческой и Лесной академии и затем к Николаевской дороге. Место для основной станции было выбрано не случайно - в Петровском дворце любили останавливаяъся русские императоры. Основным элементом возникшей у дворца временной станции была царская платформа - изящное, привлекавшее внимание сооружение. Часть полотна в этом месте, 3-4 звена рельсов намеренно не были уложены.

Вошедши под навес, Александр приказал приступить к работе, чтобы самому убедиться, насколько слаженно управляются строители. Под наблюдением двух офицеров 30 человек в стремительном темпе уложили шпалы, состыковали рельсы, сделали подбивку шпал, забили костыли. Вскоре путь был готов. Рабочий поезд погрузил инструменты и задним ходом ушел в депо, а пришедший со стороны Николаевской дороги локомотив свистнул и плавно проехал по только что уложенному пути сначала далеко вперед, а потом назад - к служебному путевому посту.

Довольный император выразил благодарность нижним чинам и офицерам. Отъезд царской семьи был назначен на вечер. Но прежде сюда прибыл специальный поезд с членами комитета Политехнической выставки, управляющими и директорами разных «Обществ железных дорог», инженерами и офицерами железнодорожных команд. Поезд-контролер под радостные возгласы гуляющей публики проехал всю трассу.

Затем комиссия отправилась на привокзальную площадь, к Триумфальным воротам, откуда начиналась вторая часть проложенной линии. Эта, меньшая, частъ была конно-железной дорогой, вскоре получившая прозвище - «конка». А первые вагоны назывались «каретами». В одной из таких карет комиссия продолжила свою инспекцию, проехав путь от вокзала до Садово- Триумфальной площади. Вместе с комиссией в неторопливо двигающемся по рельсам экипаже ехал бронзовый бюст Петра Первого: Политехническая выставка открылась в год 200-летия великого российского реформатора.

В путь по новой дороге Александр II отправился 11 июня. На закате дня к платформе у Петровского дворца был подан Императорский поезд. Тихим ходом через прекрасный старинный парк монарший поезд проследовал к Николаевской дороге, перешел на магистраль и наутро прибыл в Петербург.

Через месяц, 19 июля, Императорский поезд повторил уже знакомый маршрут до платформы Петровского дворца, и место встречи было «уставлено деревцами в кадках и разными растениями, устлано красным сукном». Императора встречал народ, при подходе поезда раздалось громкое «ура».

Александр II, выйдя из вагона, поклонился собравшимся и отправился в Петровский дворец. Вместе с царем приехали австрийский эрц-герцог Вильгельм и военные атташе для участия в маневрах под Москвой. Заодно им была продемонстрирована построенная железнодорожная ветка.

Постоянное движение конки от Тверской заставы к центру началось с 25 июня 1872 года, пока еще не по всей трассе. Вагоны, пройдя от вокзала до Страстной площади, спускались по Петровскому бульвару к Трубной и возле ресторана «Эрмитаж» была конечная станция; далее - по Неглинной и к Театральной площади - экипажи городской линии пошли позднее. Созданная для эксплуатации конно-железной дороги частная компания поначалу несла убытки, так как движение долго не могли наладить: из-за небрежной укладки вагоны часто сходили с рельсов.

Прежде всего удалось отрегулировать участок от вокзала до Страстного монастыря. К чести компании, вагоны конки приобрели красивые, новенькие, с изящной отделкой, двухэтажные. Каждый вагон вмещал 40 человек, сиденья были устроены вверху и внизу - по 10 человек на длинной скамье, спиной к окнам. Цены установили весьма умеренные: поездка в один конец стоила 10 копеек внизу и пятачок на ветру - на втором этаже вагона. По первой конно-железной дороге ходило 10 вагонов, затем компания прикупила еще два, и этого на первых порах было достаточно.

17 июля в полиции была зафиксирована первая кража, связанная с первой конкой: у крестьянина Царенкова при посадке в вагон на Тверской украли серебряные карманные часы.

Несмотря на некоторые неудобства и на то, что на открытой верхней площадке конки дамам ездить возбранялось, конно-железная дорога завоевала симпатии москвичей. Она должна была работать только во время Политехнической выставки, но арендаторы конки убедили Думу продлить время ее действия, предложив городу оплачивать повышенную аренду. А осенью сняли рельсы и заровняли рытвины от шпал. Несколько раньше разобрали и железно-паровую дорогу, освободили от рельсов и Петровский парк с его прудами, дачами, увеселительными местами.

Прорубленные просеки служили еще долгие годы - по ним был пущен от «Земледельческой и Лесной академии» до Бутырской заставы неторопливый крепенький паровик-трамвай, который аккуратно ходил по расписанию, публиковавшемуся в ежедневных газетах.

И правительство, и городские власти признали эту опытную стройку для Москвы весьма удачной. Железнодорожники повторили эксперимент через 10 лет, проложив линию от Брестского вокзала до Ходынского поля на очередную выставку.

Регулярное же движение вагонов конки, затем трамвая по московским улицам началось позже, но это уже отдельная страница развития городского транспорта.

В статье использованы материалы Центрального государственного исторического архива г.Москвы

Категория: Статьи Юлиана Толстова | Добавил: Tolstov (14.05.2014)
Просмотров: 512 | Теги: Петровский дворец, конно-железная дорога, Политехническая выставка | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2018