Раздумья у Белорусского вокзала
Памяти Юлиана Толстова
Каталог статей
Меню сайта

Форма входа

Категории раздела

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Приветствую Вас, Гость · RSS 21.08.2018, 13:10

Главная » Статьи » Статьи Юлиана Толстова

Паровозик из Петровско-Разумовского

Бегал когда-то давно по окраинным улицам Москвы, конкурируя с трамваем, необычный юркий паровозик с несколькими пассажирскими вагончиками.

К открытию Политехнической выставки 1872 года военные строители, помимо первой в Москве линии конки (см. «Сегодня», № 128), построили железнодорожную ветку от Петровско- Разумовского до Смоленского (ныне Белорусского) вокзала. После выставочных торжеств часть этого временного железнодорожного пути стала ориентиром для пpокладки «паровой конки» от Петровской Лесной и Земледельческой академии до Бутырской заставы. По этому маршруту «Бельгийское акционерное общество конно-железных дорог второй сети» построило в Москве в 1886 году свою линию парового трамвая. Привезли из Бельгии специальный миниатюрный паровозик с вагонами. Скорость и грузоподъемность  его были приличными, и у населения округи «иностранец стал пользоваться большим успехом: быстро и дешево (всего за 10 копеек) можно было проехать более 5 километров. Перед отправлением кондуктор трубил в сигнальный рожок, машинист отвечал ему  негромким гудком и трогался. Ходили паровозики аккуратно по расписанию, публиковавшемуся в московских газетах.

Бутырская слобода в то время была пригородом Москвы - деревенская тишина, деревянные дома, сирень в палисадниках. Продымив под полотном Виндавской (Рижской) дороги, паровичек выходил на поле. Справа располагался Бутырский хутор сельскохозяйственной академии с опытными посевами.  В  конце поля зеленел лес, который нещадно вырубили после революции. Первая остановка  «Соломенная сторожка» (действительно была когда-то при огородах такая сторожка). Место это было заселено главным образом преподавателями и студентами академии. «Сторожка» была известна изящной шатровой деревянной церковью Покрова работы Федора Шехтеля (она сгорела около 1930 года). На трассе паровичка до сих пор сохранился оригинальный остановочный павильон, который можно видеть у нынешней, остановки трамвая «Красностуденческий проезд». За этой остановкой линия проходила вдоль лесной опытной дачи академии, переходящей в настоящий лес, мимо учебной пасеки, построек «Конного двора». Конечная остановка - на площади напротив главного корпуса.

Чуть позже в Москве появилась еще одна линия паровоro трамвая, и тоже на окраине: от Калужской заставы до Воробьевых гор. Однако паровой трамвай, по мнению властей,  представлял немалую пожарную опасность среди кварталов деревянных строений, и посему развивать этот вид городского транспорта не стали.

После 25-летней аренды линия паровика, ходившего до академии, в 1911 году была передана в ведение городской трамвайной службы.

Городская управа не посчитала экономически выгодным переводить эту линию на электрическую тягу, но решила состыковать ее с трамваем, протянув дорогу от Страстной площади до Бутырской заставы. Поезда паровика, двигаясь от академии, заходили по Бутырской улице на свой особый конечный пункт у площади Савеловского вокзала, где пассажиры пересаживались на трамвай.

Паровички исправно несли свою службу долгие годы, проработали всю мировую войну. В период гражданской войны из-за отсутствия топлива поезда не ходили, пути заносило снегом, и движение замирало до весны.

И только весной 1922 года, когда в основном было восстановлено движение трамваев, президиум Моссовета принял решение перестроитъ паровую линию до Петровско- Разумовского на электрическую  тягу. 30 июня 1922 года от Страстной площади в 6 часов вечера отошли в Петровско-Разумовское два трамвайных вагона, разукрашенных флагами, с представителями Моссовета, профсоюзов и рабочих-трамвайщиков. С этого дня от Страстной площади каждые 9 минут отправлялся до Тимирязевской академии трамвай № 12.

Так завершилась довольно долгая жизнь нашего паровичка,  и больше ничего подобного на улицах столицы не появлялось.

Категория: Статьи Юлиана Толстова | Добавил: Tolstov (10.05.2014)
Просмотров: 442 | Теги: Петровско-Разумовское, паровой трамвай | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2018