Раздумья у Белорусского вокзала
Памяти Юлиана Толстова
Каталог статей
Меню сайта

Форма входа

Категории раздела

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Приветствую Вас, Гость · RSS 21.08.2018, 13:05

Главная » Статьи » Статьи Юлиана Толстова

Первая Русская Железка

Строительство небольшой, в 25 верст, железной дороги было той технической необходимостью, которая присуща инженерной практике при освоении всего малоизученного, нового. Порой раздавались голоса в ненужности столь малой дороги, мол, соорудили царскую игрушку, затратили деньги, а толку... Но давайте вспомним, что первая в Англии и мире железная дорога имела  длину 21 километр, первая в Германии – всего 12, в Бельгии – 23 километра. И только приобретя определенный опыт эти, и другие государства начали строить масштабные магистрали.

В России, которая стала шестой железнодорожной страной Европы, дело обстояло значительно сложнее, так как новой дороге работать предстояло в высоких широтах, где зимой трещат морозы и лежат глубокие снега.

Интересная деталь: приглашение построить первую русскую «железку» в 1834 году австрийскому инженеру Францу Герстнеру от Горного ведомства, которое особенно нуждалось в современных путях сообщения. Герстнер, чех по происхождению, профессор Венского политехнического института, был принят императором Николаем I и произвел хорошее впечатление уверенностью суждений, знанием дела, убедительным доказательством полезности новых путей сообщения. Составленная им записка была передана главноуправляющему путями сообщений графу Карлу Толю. После изучения русскими инженерами записки Герстнера и проработки всех вопросов, в апреле 1836 года был опубликован Указ Николая I о сооружении Царскосельской железной дороги. В созданном акционерном обществе Франц Герстнер стал техническим руководителем строительства этой линии.

Одноколейный железнодорожный путь по всей трассе решили уложить сразу на «насыпь средней высоты» (2,9 метра), дабы с пути «легче сносило снег». Среди множества вопросов (ведь все строилось впервые)возникла проблема ширины колеи. В странах, где к тому времени уже имелись железные дороги, единого мнения относительно ширины колеи не было. Англичане приняли ширину гужевой колеи деревенской повозки – 1435мм. Для царскосельской дороги решили установить иной размер – 1829мм (шесть футов) с тем, чтобы увеличить вместимость вагонов, но и чтобы можно было поставить на платформу карету! Многие вельможи предпочитали свою карету и по прибытии в Царское село следовали далее в родном экипаже, что перевозили в том же поезде.

Следует отметить еще одну особенность этой линии -  она была первой в России именно железной дорогой, на железных, а не чугунных рельсах. Это было качественным скачком, связанным с применением более прочного материала.

Возведение дороги началось 1 мая 1836 года. В разгар строительства на трассе работало до 1800 крестьян-землекопов и около 1500 солдат. Руководили всем делом 17 инженеров, часть из них имела опыт работы в Англии.

Погода не благоприятствовала стройке – небо было постоянно затянуто низкими темными облаками, лил нескончаемый дождь. А тут еще большие сложности возникли с отводом земель для сооружения станционных зданий, депо, мастерских – за эти участки у Фонтанки частники заломили несусветную цену. Вот тебе и Царская  дорога – обыватель свою выгоду упускать не хочет. Пришлось правительству выделить небольшой участок земли, где к открытию дороги возвели временный двухэтажный «пассажирский дом» Петербургской станции. Нынешний красавец Витебский вокзал в Петербурге, что построен взамен Царскосельского первенца, появился уже в начале ХХ века.

Для дороги было закуплено семь паровозов, строили которые только в Англии и Бельгии. А так как их было мало, то вместо номеров паровозам присваивали названия – «Проворный», «Слон», «Богатырь», «Стрела»... И все понимали, о каком локомотиве идет речь. В качестве торлива в Англии применяли кокс: при горении не дает много дыма и обладает большой теплотворной способностью. Кокс был дорогим, и в России стали вместо него топить паровозы дровами.

Вагоны закупили (40 двухосных) в Бельгии и к ним же 10 платформ для перевозки карет, скота, лошадей. Пассажирские вагоны делились на четыре категории: «берлины» - первый класс, затем «дилижансы», «шарабаны» и совсем без удобств – «ваггоны» (так и писали два «г»). Берлины и дилижанс имели крытые кузова и мягкие сиденья, в остальных свистел ветер и заливало дождем, но терпели и ехали – ведь у машиниста тоже будки в паровозе не было.

Дорогу открыли 11 ноября (30 октября ст.ст.) 1837 года. В то утро тысячи жителей столицы пришли к станции в ожидании отправления первого поезда. Они с любопытством рассматривали состав из восьми вагонов с пыхтящим паровозом. По приглашению членов правления почетные пассажиры заняли места и по звонку колокола в 12ч.30мин. поезд, управляемый лично Герстнером, отошел от перрона. Через 35 минут под крики «ура!» встречавших он прибыл в Царское Село. До Павловска, после достройки, поезда пошли позднее, в 1838 году.

По прибытии этого первого экспресса в одном из залов станции был дан банкет. На обратном пути Герстнер выжал из паровоза все, что было можно, скорость порой превышала 60 км.час. Все буквально были потрясены скоростью и комфортом.

Первая железная дорога оправдала себя, положив начало формированию мощной транспортной сети страны.

Юлиан Толстов

Категория: Статьи Юлиана Толстова | Добавил: Tolstov (17.06.2014)
Просмотров: 314 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2018