Раздумья у Белорусского вокзала
Памяти Юлиана Толстова
Каталог статей
Меню сайта

Форма входа

Категории раздела

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Приветствую Вас, Гость · RSS 21.08.2018, 13:10

Главная » Статьи » Статьи Юлиана Толстова

Призрак вокзала-гиганта

Москва всегда жила двойной жизнью. Одной - реaльной, второй - фантастической, протекавшей в основном в архитектурных мастерских - на планах и макетах. Москву можно назвать городом несостоявшихся проектов - так много архитектурных грез не нашло своего окончательного воплощения. Дворец Советов, Дворец труда, восьмая высотка, магистраль «Север- Юг» и дрyгие призраки поражали современников своим масштабом и размахом. Среди этих призраков - главный вокзал Москвы.

Впервые об этом проекте заговорили вовсе не в сталинское, как можно было бы подумать, время, а в 1864 году. Под одной крышей преобразованного Николаевского (ныне Ленинградского) намеревались объединить Курский, Ярославский и Рязанский (Казанский) вокзалы! Новый вокзал-гигант газеты назвали Центральным.

Периодически мысль о необходимости Центрального пересадочного узла возникала в официальных сообщениях. Алексей Щусев, работая над проектом нового Казанского вокзала, имел в виду будущий Николаевский Центральный узел. 50 лет дело не сдвигалось дальше объявлений о намерениях, потом началась первая мировая война. А дальше - всем известные события .

К идее супервокзала вернулись в начале тридцатых, когда строились самые грандиозные планы по переделке облика Москвы. В 1932 году с большим пропагандистским шумом был объявлен конкурс на составление проекта нового Курского вокзала Москвы и привокзальной гостиницы. Новому Курскому вокзалу и отводилась роль Центрального. Это должно было быть самое современное здание, соответствующее мировым стандартам, с пропускной способностью в 42 тысячи пассажиров. Для предполагаемого отеля Народного Комиссариата путей сообщения (НКПС) Моссовет определил участок по Земляному валу, Яковлевскому и Лялиному переулкам, чтобы «обеспечить архитектурное оформление площади, заодно с гостиницей, как единого городского ансамбля».

Конкурс проводил Союз советских архитекторов под председательством академика Виктора Веснина. На выставке проектов было представлено 47 эскизных вариантов, в том числе из США и Кубы. Кроме того, было добавлено и 4 заказных проекта, выполненных академиком архитектуры Щуко, профессором Гринбергом из Госпроекттранса и Московским институтом железнодорожного строительства им. Андреева.

Надо сказать, что такое количество было представлено за короткий срок. Видимо, архитекторы буквально набросились на работу, поскольку перспективы для проектировщиков и градостроителей были заманчивыми - комплексный проект в центре Москвы с гостиницей, площадью, транспортной развязкой.

Возведение нового Центрального вокзала намеревались сделать ударной стройкой всесоюзного значения - наравне с Комсомольском-на-Амуре, Магниткой, Беломор каналом. Начало строительства было намечено на 1 июня 1933 года.

Однако этим вокзальные планы тридцатых не исчерпывались. Курский-Центральный должен был войти в так называемый Курско-Октябрьский диаметр. Диаметр, которому тоже должны были присвоить статус всесоюзной стройки, предполагал громадную программу реконструкции московского железнодорожного узла. Помимо Курского- Центрального, предполагалось возвести еще три вокзала: Дзержинский (Каланчевский), Рогожский и Останкинский. Первые два считались основными, третий и четвертый - районными. Наметили даже день торжественного открытия Курского вокзала - 1 мая 1935 года. А в пределах второй пятилетки (1933-1937) он должен был принимать все дальние и местные поезда Курской, Нижегородской и Октябрьской дорог. Строительство Останкинского собирались завершить к 1937 году, а Дзержинского и Рогожского вокзалов - в течение третьей пятилетки.

На диаметр ни сил, ни денег не хватило, ограничились небольшой реконструкцией Курского вокзала и пассажирской станции. Вероятнее всего, вокзалы отложили до лучших времен, так как в тот момент полным ходом шла подготовка к реализации самого главного столичного проекта, требовавшего колоссальных материальных вложений, - Дворца Советов.

Но вскоре стало не до строительства суперобъектов  - опять, помешала война. Проекты легли в стол, а металлические конструкци остова Дворца Советов пошли на оборонные укрепления. Прошло еще около тридцати лет после войны.

Институт «Мосгипротранс» разработал проект вокзала в районе станции Битца Курского направления. Тогда это была территория Подмосковья, а ныне туда подошли кварталы разросшейся столицы. Практически намеревались построить целый транспортный комплекс  под названием «Южный», который разгрузит московские вокзалы, отправляя в сутки более ста пар поездов дальнего следования.

Комплекс из-за сложного рельефа местности предлагалось сделать трехуровневым. На двух верхних - платформы приема/отправления пассажирских поездов, на третьем - все для пассажиров. На привокзальной площади не забыты гостиница и большой торговый центр. Словом, все, как намечали когда-то в тридцатых годах, вплоть до будущей линии метро.

С тех пор минуло еще десятка два лет. Проект остался на бумаге. Однако в последнее время то в газетах, то по телевизору опять проскальзывают разговоры о том, что хорошо бы столице обзавестись новым главным вокзалом. Новый виток старой идеи?

Юлиан Толстов

 

Категория: Статьи Юлиана Толстова | Добавил: Tolstov (18.10.2014)
Просмотров: 463 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2018