Раздумья у Белорусского вокзала
Памяти Юлиана Толстова
Каталог статей
Меню сайта

Форма входа

Категории раздела

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Приветствую Вас, Гость · RSS 21.08.2018, 13:10

Главная » Статьи » Статьи Юлиана Толстова

Разноцветная жизнь Цветного бульвара

 

Цветной бульвар – небольшой кусочек Москвы между Садово-Самотечной и Трубной площадью. Когда-то на этом месте была пойма Неглинки, спрятанная потом под землю, в трубу. Сверху же устроили широкий бульвар. Когда в середине XIX века на Трубной площади стали торговать цветами, то и бульвар стал именоваться Цветным. Московские аристократы Цветной бульвар не замечали, здесь селились в основном мещане, мастеровой люд. Довольно скоро эта полоска земли стала излюбленным местом московских увеселений. В конце XIX века здесь появился крупнейший в городе цирк Альберта Саломонского, невдалеке от него в эти же годы выросло здание Московского общества гимнастов; рядышком – манеж для верховой езды (в 1957-м эта каменная коробка была перестроена в панорамный кинотеатр «Мир»). Особенно преобразился бульвар в дни празднования 300-летия дома Романовых. Сюда семьями приходили восхищенные москвичи, чтобы полюбоваться клумбами с рисунками из благоухающих живых цветов, где кремлевские башни соседствовали с шапкой Мономаха, гербами России и Москвы, иными фантазиями из столь удивительного «сырья». Это была тонкая, высокого вкуса и знаний флористики работа художника-садовода В. А. Бежанова. Но вот наступил октябрь 1917 г. Первую годовщину новой власти было решено отметить массовой установкой памятников в честь выдающихся (с революционной точки зрения) политиков, бунтарей, писателей, философов. Вторым после Льва Толстого в этом списке стояло имя Федора Достоевского, который оказался в нем не столько потому, что был прославленным писателем, сколько потому, что в молодости состоял в революционном кружке и был приговорен к смертной казни (замененной каторгой). Времени на выполнение этого «госзаказа» не было, а потому стали собирать по мастерским скульпторов у кого что есть готового. Спешно была создана экспертная комиссия, которая отвечала за отбор работ. Одной из первых комиссия навестила мастерскую молодого скульптора Сергея Дмитриевича Меркурова (1881–1952), который жил и работал в доме № 9 по Цветному бульвару. Меркуров был талантливым скульптором. Скульптура Достоевского была им задумана еще в 1905 году: предварительно мастер вылепил около 20 бюстов писателя! Для работы в камне Меркуров выбрал шведский гранит. Задуманная статуя не отличалась большим портретным сходством. Одетый чуть ли не в арестантский халат, Достоевский трактовался как философ, проникающий своим взглядом в глубины человеческого духа. Позировал скульптору в 1913–1914 годах… Александр Вертинский. По воспоминаниям С. Д. Меркурова, «он четко усвоил авторский замысел и принял правильную позу… А как держал свои изумительно пластичные руки!..» Вот так известный артист помог воплотить в граните образ классика мировой литературы. Комиссии в мастерской скульптора приглянулись две работы: памятник Федору Михайловичу и фигура «Мысль», также выполненная из гранита. Председатель Комиссии М. Ф. Владимиров заявил, что Достоевского поставим, «если сойдемся в цене». В цене сошлись, Меркуров запросил по-божески, и обе фигуры решили установить к празднику. Скульптура «Мысль» была несколько необычной. Перед нами отрешенный от мира каменный мудрец в каком-то строгом одеянии, с бритой крупной головой, мучительно пытающийся разгадать загадку жизни. Зачем эта самая «Мысль» понадобилась большевикам – непонятно… Но Москва велика: где установить оба монумента? Сработал фактор «близости места». Памятники громоздкие, тяжеленные, автокранов тогда и в помине не было, везти куда-то далеко – сложно! А мастерская скульптора была, напомним, на Цветном бульваре. Это и решило дело. Вот как описывал искусствовед Н. Д. Виноградов установку памятников: «30 октября 1918 года с утра на Цветном бульваре можно было видеть, как Меркуров «египетским способом» тянет своего Достоевского для установки. Скульптура была уложена на два бревна, связанных в форме саней. Под бревна подкладывались валки, по которым «сани» катились с помощью ворота, укреплявшегося по пути движения статуи. Вся эта операция была проделана тремя рабочими вместе с автором…» Фигуру «Мысль» установили лицом к Трубной площади, а Достоевского – ближе к Самотеке. Открытие скульптур состоялось 7 ноября 1918 года без особой помпы – ответственных работников на все памятники не хватало: в тот день по городу установили несколько десятков бюстов, скульптур, мемориальных досок и даже монумент Свободы напротив здания Моссовета. Так меркуровские скульптуры и простояли до осени 1936 -го, когда начались работы по реконструкции трамвайных путей на Цветном бульваре. А главным при этом было то, что, как писали газеты, «трамвайные линии, идущие по обеим сторонам Цветного бульвара, переносятся на самый бульвар… В связи с прокладкой трамвайных путей по Цветному бульвару находящиеся там памятник Ф. Достоевскому и скульптура «Мысль» переносятся в другие места…» Достоевскому повезло: его переезд был недалеким – до старинной Мариинской больницы для бедных, на Новую Божедомку (с 1940 года – ул. Достоевского). Здесь, в одном из флигелей бывшей больницы, в семье штаб-лекаря М. Достоевского в 1823 году родился великий писатель. «Мысль» перевезли на улицу Воровского (ныне, как в старину, Поварская) и установили в палисаднике перед знаменитым «домом Ростовых», который был занят Союзом советских писателей. Вскоре появилась такая байка: писатель Федор Панферов, один из руководителей союза, спросил: что это за статуя? Узнав, что это «Мысль», изрек: «При чем же тут мысль, какое отношение она имеет к писателям? Убрать!» Несколько лет высланная писателями скульптура стояла в саду у скульптора. После смерти мастера в 1952 году «Мысль» стала надгробьем на могиле С. Д. Меркурова на  Новодевичьем кладбище. А 1947-м, при очередной реконструкции, трамвай с середины Цветного бульвара убрали и разобрали стоявшие в начале его цветочные магазинчики. На бульваре снова были разбиты аллеи, подсажены деревья и кустарники, расцвели клумбы. Вот только ни «Мысль», ни Достоевский на бульвар уже не вернулись…

 

Категория: Статьи Юлиана Толстова | Добавил: Tolstov (04.05.2014)
Просмотров: 465 | Теги: Цветной Бульвар, С. Меркуров | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2018