Раздумья у Белорусского вокзала
Памяти Юлиана Толстова
Каталог статей
Меню сайта

Форма входа

Категории раздела

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Приветствую Вас, Гость · RSS 21.08.2018, 13:10

Главная » Статьи » Статьи Юлиана Толстова

Семья предпринимателей фон Мекк

Сегодня у всех на слуху имена крупных промышленников-благотворителей, купцов, меценатов, оставивших свой след в истории страны. Но редко, очень редко можно встретить упоминание о людях, которые немало способствовали развитию российского железнодорожного транспорта.

Основатель российской железнодорожной династии Карл фон Мекк родился на Смоленщине, в старинной русско-лифляндской родовой усадьбе. Он блестяще окончил Петербургский институт инженеров путей сообщения и в 23 года был «удостоен Институтом по экзамену производства в чин Поручика». В 1844 г. фон Мекк получает назначение в транспортное ведомство, где под руководством опытных инженеров он приобрел обширную строительную практику. Через 15 лет в чине инженер-подполковника фон Мекк начал частное дело.

Первые шаги предпринимательской деятельности Карла фон Мекка связаны со строительством Московско-Рязанской магистрали. Опытный инженер, волевой и умелый организатор, неплохой экономист, Карл Федорович стал играть все более решающую роль в делах компании Московско-Рязанской дороги и вскоре стал во главе правления, которое и возглавлял до конца жизни.

В активе предпринимателя не толькоРязанка, но и изыскательские работы на Московско-Смоленской, строительство Рязанско-Козловской, Курско-Киевской магистралей, упорный труд на вывозной прибалтийской Либаво-Роменской дороге и многие иные инженерные разработки. Навыки фон Мекка активно использовала Московская городская Дума, привлекая его в качестве консультанта при сооружении постоянных металлических мостов в столице. После его смерти крупнейшие российские газеты подчеркивали, что размаху транспортного строительства, невиданному всплеску частной инициативы Россия во многом обязана именно фон Мекку.

Карл Федорович умер в 1876 году. После него осталось большое потомство - 4 сына и 5 дочерей и колоссальное хозяйство, где главным было «дело Общества Московско-Рязанской дороги». Унаследовав значительное состояние, его вдова Надежда Филаретовна повела дела весьма разумно, осмотрительно и экономно. Покровительствуя искусствам, она оказывала существенную поддержку московской консерватории, «Русскому музыкальному обществу».

Отдельная страница ее благотворительной  деятельности - Петр Ильич Чайковский, к которому она относилась тепло и уважительно. В значительной мере ей Чайковский был обязан материальной свободой, возможностью творчества. В знак уважения к Надежде Филаретовне Чайковский посвятил ей, своему «лучшему другу», Четвертую симфонию. Кстати, лично баронесса фон Мекк так никогда и не встретилась с Чайковским, а вот переписывались они много лет.

Достойным продолжателем  дела отца стал старший сын Карла Федоровича - Николай Карлович, человек многогранный и талантливый. Современники отмечали его высокую работоспособность, хватку предпринимателя. Не имея инженерного образования (он был юристом), Николай профессионально овладел знаниями инженера-железнодорожника. Свой рабочий путь на «чугунке» он начал с ... кочегара на паровозе, затем машиниста, конторщика службы движения, стрелочника, дежурного по станции, таксировщика. Так, кстати, поступали тогда многие. Следует учесть, что стажировался фон Мекк не на своей дороге, а на Николаевской, где его не знали и поблажек не делали.

В 1889-1891 гг. Николай фон Мекк работал все на той же Николаевской главным бухгалтером. Только после этого он был избран членом, а затем и председателем правления Московско-Казанской (б. Рязанской) железной дороги .

На посту председателя он находился долгих 27 лет, до осени 1918 г., когда все частные дороги были национализированы. Став руководителем Казанки, Николай Карлович многое сделал для ее развития. Наиболее интенсивный период строительства дороги приходится на  1893-1903 годы, когда магистраль дотянули до Казани, продолжили пути к Зарайску и Егорьевску, Симонову и Озерам,Рузаевке-Пензе, Рузаевке-Батраки с  ответвлением на Симбирск, Кустаревку-Земетчино и Тимирязево-Лукоянов к Нижнему Новгороду. В 1903-1912 гг. была проложена линия Люберцы-Муром-Арзамас, ставшая головным участком будущей магистрали Казань-Екатеринбург. Объем предполагаемых работ был столь значителен, что впервые на дороге создали специальное Управление строительства.

К 1913 г. Московско-Казанская выросла в обширную «железнодорожную сеть, покрывшую своими путями земельные пространства, размером превосходящие целые государства Западной Европы». Как умный и дальновидный руководитель, фон Мекк понимал: современное техническое оснащение магистрали - ее будущая мощь и конкурентоспособность. Дорога стала своеобразной лабораторией, полигоном  для испытания новых машин, современных систем связи, отличалась продуманностью погрузочно-разгрузочных операций, сортировки вагонов и т.д.

Долгие годы управляющим (начальником дороги), а затем и директором правления на Казанке служил выдающийся знаток железнодорожного дела, паровозостроитель и теоретик Е.Е. Нольтейн. Под руководством Нольтейна, будущего профессора МИИТа, инженеры управления создали проекты ряда серий паровозов, которые были необходимы магистрали с легкими рельсами, не допускавшими давления от оси свыше 14 т. Ими был спроектирован первый сочлененный грузовой паровоз серии «Фита», получивший мировое признание. По проекту Нольтейна на Коломенском заводе для дороги строятся пассажирские паровозы серии «З», их звали «Зойками». Эти машины и в 30-х годах успешно обслуживали пригородные поезда на участке Москва-Раменское, вплоть до введения электрической тяги.

Помимо паровозов, на Московско-Казанской появилась и такая новинка,как вагоны-холодильники, которые отлично сохраняли высокое качество продуктов. А в декабре 1894 г. в Гавриковом проезде , рядом с чередой собственных кирпичных пакгаузов, возвели вместительный элеватор. Не случайно именно здесь в начале века подняла свои этажи «Хлебная московская биржа», которая стала крупнейшим партнером дороги в перевалке миллионов пудов российского хлеба по стране и за границу.

По указанию Николая Карловича на Нижней Красносельской было построено самое крупное в Москве железнодорожное техническое училище. В  30-х годах на его учебной базе располагался техникум тяги. С именем председателя правления связаны и такие масштабные столичные сооружения, как комплекс Казанского вокзала, управление Московско-Казанской железной дороги на Краснопрудной. Собирался он возвести и самый высокий - в 13 этажей - жилой дом на Тверской. В самом центре, против дворца генерал-губернатора,  фон Мекк купил целый квартал: от угла площади (ныне книжный магазин «Москва») по Глинищевскому переулку до Генеральной прокуратуры. Талантливый зодчий Иван Машков спроектировал громадный доходный дом с конторами, магазинами, ателье и дорогими квартирами. Но городские власти посчитали, что эта махина «задавит» дворец генерал-губернатора,и ... отказали.

Обладая острым умом, фон Мекк внимательно следил за техническим прогрессом. Одним из первых в Москве он продал всех своих выездных лошадей и купил мощные автомобили себе и взрослым детям. Его дочь Галина стала первой в России женщиной-водителем. Будучи рьяным поборником нового вида транспорта, Николай Карлович стал в 1905 г. первым председателем Московского автоклуба. Вскоре он организовал первое в России международное авторалли. Маршрут пролегал из Петербурга в Москву, Харьков и на Севастополь, где гонщиков встречал сам  император Николай II. За этот пробег украинские энтузиасты избрали фон Мекка почетным председателем  Киевского общества гонщиков.

Несмотря на солидную производственную загрузку (член Совета Русско-Азиатского банка, член правления Общества Московского вагоностроительного завода, председатель правления «Домовладельческое Акционерное Общество «Н.К. фон Мекк» и т.д.), много внимания Николай Карлович уделял благотворительности, общественно-полезным делам. Так, по просьбе Великой Княгини Елизаветы Федоровны, сестры императрицы, ему поручили осуществлять поставки Красного Креста на Дальний Восток, на русско-японский фронт. В Большом Кремлевском дворце фон Мекк устроил центральные склады Красного Креста, с четким ритмом раскладки, сортировки, упаковки и отправки всего необходимого на поезда.

В Москве были хорошо известны музыкальные «среды», устраиваемые фон Мекком. Дважды в месяц у него собирались музыканты, профессура консерватории. Приглашали и студентов старших курсов, которые могли на этих вечерах даже получить некоторую известность, так  как приглашенная публика хорошо разбиралась в музыке. Николай Карлович любил и почитал живопись, был знаком с крупными мастерами кисти. В течение 20 лет он помогал Врубелю, не только покупая его картины, но и оплачивая счета во время болезни художника. После смерти Врубеля фон Мекк распорядился выплачивать пожизненно пенсию его вдове , певице Забеле-Врубель. Опекал меценат и художника А. Архипова, который впоследствии первым был удостоен звания народного художника СССР.

Но вернемся к любимому детищу фон Мекка - «железке». Московско-Казанская одна из первых в России стала планомерно развивать дачное и пригородное сообщение. Были введены специальные поезда, понижены тарифы для проезда на «дачные пункты», устроены дополнительные остановочные платформы, пассажирам оказывалась помощь в перевозке громоздких вещей на дачу. Благодаря этим и иным мерам в районах, примыкавших к железной колее, стала активно развиваться дачная жизнь, а на самой дороге возросли потоки пассажиров.

По инициативе фон Мекка, в связи с 50-летием Московско-Казанской, для дорожных служащих решено было построить показательный поселок. Летом 1912 г. дорога приобрела 700 десятин лесного имения около ст. Раменское. Землю разбили на участки, на приобретение которых всем желающим выдавалась ссуда сроком на 10 лет в размере трехгодичного жалованья и разрешалась бесплатная перевозка материалов для строительства дома по железной дороге. Благодаря этому удалось быстро возвести красивый, благоустроенный поселок у платформы Прозоровская, ныне ст. Кратово. К этому же времени относится также закладка в парке Кратова туберкулезной больницы, строительство жилого дома для станционных рабочих на ст.Сортировочная.

Во время первой мировой войны Московско-Казанская дорога приобретает особое значение, осуществляя воинские перевозки и доставку продовольствия из Сибири и Поволжья. Фон Мекка назначают в дополнение ко всем его постам уполномоченным министерства земледелия.

Октябрьскую революцию Николай Карлович не принял, но, будучи патриотом, продолжал разрабатывать перспективы функционирования железных дорог в новых условиях. Все 20-е годы он прослужил в системе НКПС, где консультировал по широкому кругу вопросов.

Политикой Николай Карлович никогда не занимался, ни в одной из партий не состоял, но весной 1929 г. его, как буржуя  и «вредителя», расстреляли .. Ныне Н.К. фон Мекк посмертно реабилитирован.

Юлиан Толстов

Категория: Статьи Юлиана Толстова | Добавил: Tolstov (04.08.2014)
Просмотров: 387 | Теги: Н.К. фон Мекк, Карл фон Мекк | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2018