Раздумья у Белорусского вокзала
Памяти Юлиана Толстова
Каталог статей
Меню сайта

Форма входа

Категории раздела

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Приветствую Вас, Гость · RSS 20.09.2018, 15:53

Главная » Статьи » Статьи Юлиана Толстова

Служил России

КАК УЖЕ СООБЩАЛА ГАЗЕТА, НЕДАВНО В МОСКОВСКОМ ГОСУНИВЕРСИТЕТЕ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ, НАШЕМ СТАРЕЙШЕМ ТРАНСПОРТНОМ ВУЗЕ, БЫЛ ТОРЖЕСТВЕННО ОТКРЫТ БЮСТ НИКОЛАЯ ПАВЛОВИЧА ПЕТРОВА (МоЖ № 39, 4.10.2003). ПО ПРОСЬБЕ ЧИТАТЕЛЕЙ РАССКАЗЫВАЕМ ОБ ЭТОМ ЗАМЕЧАТЕЛЬНОМ ЧЕЛОВЕКЕ, ОДНОМ ИЗ  ИНИЦИАТОРОВ СОЗДАНИЯ МИИТа-МГУПСа.

Николай Павлович принадлежит к числу выдающихся русских ученых. В нем удачно соединился талант теоретика и блестящего инженера, обогатившего науку, технику и практику железнодорожного дела. Потомкам он оставил обширное научное наследие, включающее более 100 трудов. Не случайно его считают одним из созидателей отечественной железнодорожной науки.

Родился Николай Петров в 1836 году в Орловской губернии, в семье военного. Успешно окончил Николаевскую инженерную академию, после чего был оставлен в ней на кафедре математики. Молодой ученый быстро шагал по лестнице знаний и должностей: адъюнкт-профессор практической  механики Инженерной академии, профессор Технологического института, руководитель Управления казенных железных дорог, товарищ (заместитель) министра путей сообщения и первый председатель Инженерного Совета МПС.

Административную деятельность ученый успешно сочетал с научной работой. После образования в Технологическом институте Петербурга кафедры подвижного состава железных дорог, Петров написал первый учебник по этому предмету, в котором систематизировал все сведения о подвижном составе, разработал вопросы сопротивления движению, вывел основные формулы.

В 1883 году выходит его работа «Трение в машинах и влияние на него смазывающей жидкости». Этот выдающийся труд успешно обосновал сложнейшую проблему мировой техники - износ от трения, за что автор был удостоен Ломоносовской премии. Российская и зарубежная наука возвела Петрова в сан «отца гидродинамической теории трения»! Ученый определил также конкретную экономическую ценность своего открытия для локомотивного и вагонного хозяйств. Выдающейся заслугой Петрова стало создание им теории тяговых расчетов. В работе «Сопротивление поезда на железной дороге» он детально исследует все факторы сопротивления движению поезда, а выведенные формулы сопротивления движению продолжают поражать современностью взглядов. В 1885 году в работе «Нормы расхода паровозами топлива» Николай Павлович впервые предлагает формулу расхода топлива в зависимости от профиля пути и условий работы локомотива.

В годы, когда развернулось строительство Транссиба, Николай Петров возглавил ответственную комиссию для исследования на месте дел по сооружению Сибирских железных дорог. Эта комиссия решила массу технических вопросов, оказав конкретную помощь в строительстве Западно-Сибирской, Забайкальской и Уссурийской дорог.

В 1896 году по настоянию Петрова было образовано Московское инженерное училище. В своем выступлении при его открытии он призывал профессоров и преподавателей распространять среди студентов такие знания, чтобы они не только принесли пользу железнодорожному транспорту, но и дали бы дальнейшее развитие науке и технике, «внося при том в них особенности русского ума и русских условий жизни».              

Умер Николай Павлович Петров в январе 1920 года, похоронен в Туапсе.

 

Категория: Статьи Юлиана Толстова | Добавил: Tolstov (04.04.2014)
Просмотров: 471 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2018