Раздумья у Белорусского вокзала
Памяти Юлиана Толстова
Каталог статей
Меню сайта

Форма входа

Категории раздела

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Приветствую Вас, Гость · RSS 21.08.2018, 13:11

Главная » Статьи » Статьи Юлиана Толстова

Спасибо долгому ящику

История Москвы, даже сравнительно недалекого прошлого содержит массу малоизвестных деталей, которые, сложись жизнь иначе, могли во многом изменить привычный облик столицы.

Представьте себе устье реки Яузы, Устьинский мост. На месте нынешней высотки на Котельнической набережной гул железнодорожной станции Московско-Мячковской линии, дымят паровозы, звякает сцепка товарняка. Некая компания предположила устроить здесь центр погрузки мусора и нечистот, свозимых из центральных кварталов города. Мусор неспешно доставляют на подводах, неспешно нагружают… А он, пахучий, под солнцем греется, тучи мясных и обычных мух роятся над этим местом и всей округой, не говоря уже о появившихся стаях крыс… Набитые отбросами вагоны паровоз тянет по набережной Москвы-реки, по незастроенным владениям Ново-Спасского монастыря, заросшему Саровскому оврагу и взбирается по отлогому склону к Спасской (Крестьянской) заставе, известной тогда своими свалками. В этом месте состав погружается и, пересекая малозаселенную окраину, тормозит уже у заставы Покровской (Абельмановской). Здесь была граница города, далее простирались земли Московского уезда. Сцепщики быстро цепляют дополнительные мусоровозы и составы неторопливо, параллельно Московско-Казанской дороге, тянутся к конечной остановке, селу Мячкову. Именно там, в бывших каменоломнях, и предполагалось выгружать малоприятный груз. От города – далеко, в земле – глубоко… Странная картина. Да и что это за Мячково и откуда там такие раскопы? Село Верхнее Мячково расположилось на правом берегу Москвы-реки, при впадении в нее Пахры. Упомянуто поселение еще в бумагах XV века, по владельцу Ивану Мячко. Исстари здесь брали так называемый «мячковский известняк», известный в быту как «белый камень». Немало прекрасных зданий и храмов, украшающих столицу, сложены из него. Не случайно Москву величали Белокаменной. Вот именно на это село, вернее, его каменоломни, и обратили внимание предприниматели, создавшие «Товарищество Московско-Мячковской паровой железной дороги». Предполагалось, что из Мячково повезут в Москву стройматериал (камень, блоки, щебень), а обратно мусор, которым заполняют пустоты старых выработок. Учредитель – тайный советник К. Шильдбах в 1878 году направил в Министерство путей сообщений предложение о постройке железнодорожной ветки длиной в 35 км. После получения согласия в 1881 он обратился к московскому городскому голове С. М. Третьякову с просьбой разрешить проложить рельсы к устью Яузы, устроить там пассажирскую и товарные станции, организовать остановочные пункты для удаления мусора и нечистот, сваленных вблизи Спасской, Покровской и Проломной застав (недалеко от станции Курская-товарная). Но Городская дума категорически отказала, видя в проекте большие санитарные сложности. А каково было бы жителям узких улиц, по которым прошла бы железная дорога? Причем все эти (и немалые) расходы предполагалось нести городу. Овчинка явно не стоила выделки. Но т-во Мячковской линии не отступало. Оно заручилось покровительством в Санкт-Петербурге и направило в 1884 году в Думу иной проект, предлагая поменять на городских улицах паровоз на лошадиную тягу. При этом предполагалась уже прокладка линий широчайшего охвата – от Москворецкого моста до Таганки и Калужской площади. На все это городу потребовались бы значительные затраты. В итоге Дума вежливо уведомила московского губернатора (областного хозяина), что «город не встречает препятствий к расположению станции Мячковской железной дороги у Покровской заставы, а предложение по конке отклоняет… Решение вопроса было отложено на год, затем еще и… задвинуто в долгий ящик. А все те «картинки», которые рисовались нами в начале этой заметки, и устройство «центральной свалки» на столь сегодня престижной Котельнической набережной так и остались в мечтах устроителей. Наверное, к лучшему!

Категория: Статьи Юлиана Толстова | Добавил: Tolstov (05.05.2014)
Просмотров: 254 | Теги: Котельническая набережная, Мячково | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2018