Раздумья у Белорусского вокзала
Памяти Юлиана Толстова
Каталог статей
Меню сайта

Форма входа

Категории раздела

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Приветствую Вас, Гость · RSS 21.08.2018, 13:04

Главная » Статьи » Статьи Юлиана Толстова

Старый клуб

В апреле этого года Центральному дому культуры железнодорожников, главному духовному центру столичной магистрали, исполняется 80 лет. Но, отмечая день рождения именитого клуба, не стоит забывать и о сотнях небольших, но не менее важных местных клубах, расположенных на станциях и вокзалах. Об одних из них помнят больше, о других меньше, но всегда с теплотой.

Это были свои, знакомые до последней доски, обычные дома, куда любили приходить не только посмотреть кино, но и на танцевальные вечера. Там встречались после трудовых будней железнодорожники в драматических кружках, хоровом певучем братстве или еще каком близком сердцу деле. Некоторые из этих клубов полноправно входили в столичный железнодорожный узел и исчезли буквально уже в наше время.

На месте нынешнего здания Московско-Рязанского отделения дороги стоял прежде одноэтажный неказистый серый дом из двух комнат, зрительного зала на 600 человек и крохотной сцены при нем. Это был клуб имени слесаря Ионова Сталинских паровозныx и вагонных мастерских Октябрьской дороги. Kcтaти, И.В.Сталин выступал перед железнодорожниками единственный раз, и было это в мастерских, получивших позднее «почетное наименование Сталинских». Дом бып настолько тесен, что, например, хоровой коллектив занимался в одном из классных вагонов, стоявших на путях Товарной-Октябрьской, а гимнасты тренировались в помещении бывшего царского павильона на платформе Каланчевская.  

На другой стороне площади, рядом  Ярославским вокзалом, тоже располагалось небольшое строение, но с громким именем: клуб «Строитель коммунизма» Северных железных дорог, его снесли при реконструкции Краснопрудной улицы.

Крупнейшим в Москве тех лет был железнодорожный клуб имени Горбунова Московско-Киевской дороги, стоявший в З-м Бережковском переулке, и названный так в честь рабочего-революционера местного локомотивного депо. Здание это стояло слева от фасада Киевского вокзала, ближе к Москве-реке. Это был построенный в 1880-х годах добротный, четырехэтажный кирпичный дом, где сдавались квартиры. При преобразовании его в рабочий клуб и создании зрительного зала пришлось немало повозиться, так как кирпичная кладка поддавалась неохотно. Снесли его совсем недавно: здание мешало подъезду автомашин к построенному не так давно отелю «Рэдиссон-Славянская».

Клуб Московско-Белорусско-Балтийской железной дороги располагался в старом крыле Белорусского вокзала и также был весьма невелик. Поэтому  многие культурные мероприятия, особенно в праздники, проводились в клубе вагоноремонтного завода имени революции 1905 года на Грузинском валу.

Рязанско-Уральская дорога собирала своих тружеников на общественные мероприятия на Дубининской улицe в клубе «Красное Знамя». Работники Московско-Курской свой клуб имени Ефима Кухмистерова - молотобойца вагонных мастерских, первого председателя профсоюза железнодорожников Московского узла, устроили в помещении дореволюционного кинотеатра «Экран» на Гороховской улице (сейчас это улица Казакова). После кардинальной переделки по указанию наркома Кагановича в 1938 году здесь был открыт первый в стране Центральный театр транспорта. Интересно, что зрительный зал в этом театре, по замыслу архитекторов, напоминал внутренность крытого вагона.

После Победы театр стал иным, ушел из НКПС и получил новое название: имени Н.В. Гоголя. Московско –Курская  дорога со временем приобрела еще одно известное культурное учреждение. При станции Люблино-Дачное был построен узловой уже не клуб, а  Дворец культуры имени III Интepнационала. Вокруг него, нa массовом  субботнике, разбили отличный парк, который стал местом отдыха люблинцев.

Скромных клубов было еще больше, и их в народе тоже любили. С царской поры вел отсчет времени сад у Бутырской заставы. Потом, после Октября, здесь долго был пустырь с грудами мусора. Как-то рабочие Савеловского узла решили облагородить заброшенный угол - расчистили аллеи, восстановили зеленые посадки, развесили плакаты, подправили и покрасили прежнюю эстраду для оркестра. Словом, клуб и сад «Октябрьская революция» зажили новой жизнью.

На Окружной железной дороге лихоборцы, по согласованию с руководством дороги, на своей ближайшей станции Владыкино коллективно разобрали пустовавшие бараки, в свободное от работы время погрузили все на платформы и перевезли в Лихоборы. Весной 1925 года умельцы-добровольцы поставили одноэтажный клуб с мансардой, присвоив ему имя Вацлава Воровского, советского дипломата. Долгое время там работала отличная техническая библиотека отделения дороги. Это здание простояло  до реконструкции микрорайона в 70-х годах.

Юлиан ТОЛСТОВ

Категория: Статьи Юлиана Толстова | Добавил: Tolstov (29.09.2014)
Просмотров: 348 | Теги: центральный театр транспорта, железнодорожные клубы, ЦДКЖ | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2018