Раздумья у Белорусского вокзала
Памяти Юлиана Толстова
Каталог статей
Меню сайта

Форма входа

Категории раздела

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Приветствую Вас, Гость · RSS 21.08.2018, 13:11

Главная » Статьи » Статьи Юлиана Толстова

Старый мост у Красного холма

Мы с вами так привыкли к ажурным, неповторимым силуэтам московских мостов, что многим кажется: стоят тут они чуть ли не со времен Юрия Долгорукова! Ан нет! Все наши мосты перекинуты через Москву-реку сравнительно недавно. Но у большинства из них были предшественники, построенные чаще всего в прошлом, а то и в позапрошлом веке. Вот и на месте хорошо знакомого москвичам Краснохолмского моста еще лет 60 назад стоял его тезка ...

Название свое все Краснохолмские мосты получали по бывшему тут когда-то живописному холму, возвышавшемуся на левом берегу Москвы-реки, неподалеку от оживленной торговой Таганки ... Таганка издавна была соединена с Зацепой, а через нее - с Серпуховской и Калужской заставами через наплавной, «живой» мост, в котором плотно подогнанные, лежащие на воде бревна были «увязаны» в единую гать. Такая конструкция была не слишком надежна (сносилась любым паводком) и слабовата для развивающегося год от года грузового и пассажирского транспорта.

А потому с середины прошлого века московские власти всерьез задумались о строительстве постоянных прочных мостов через Москву-реку. К их строительству тогдашняя городская Дума подошла серьезно: было принято постановление в течение 25 лет (с 1868 по 1894) заменить все временные и устаревшие мосты новыми.

Строительство Краснохолмского моста было решено доверить «связке» строителей: военному инженеру Аманду Егоровичу Струве и известному подрядчику Петру Ионовичу Губонину. Этот тандем уже отличился на строительстве Дорогомиловского, Москворецкого мостов - люди были уважаемые, честные и проверенные  работой.

В таком долговременном сотрудничестве, кроме явных плюсов, были и видимые невооруженным глазом минусы: мосты все выглядели как близнецы-братья - отец-то ведь один! Впрочем, это обстоятельство значительно удешевляло их строительство, что для небогатой городской казны было весьма существенно. Главное, чтобы мост был прочным. А прочность проектировщик гарантировал.

Все «железо» для моста должно было производиться на принадлежавшем братьям Струве Коломенском заводе (завод поначалу изготовлял мостовые фермы, а с 1868 года его основной продукцией стали паровозы и железнодорожные вагоны, столь нужные в конце прошлого века России. Жив завод и сегодня - он выпускает отличные магистральные тепловозы).

Формальности по заключению контракта между городом и подрядчиком могли растянуться на многие месяцы, а посему Дума обратилась к генерал-губернатору с просьбой разрешить начать строительство до заключения официальной сделки (стороны верили друг другу на слово!).

Прежний, временный Краснохолмский мост пересекал реку под острым углом и составлял продолжение Краснохолмской улицы. Струве предпочел пересечь реку под прямым углом, что, помимо прочего, содействовало и прочности будущей конструкции. Правый берег Москвы-реки на большом протяжении, до Садовнической  набережной практически не имел пoстроек и не представлял помех для строителей. Левый же берег реки был густо застроен каменными, нередко двухэтажными домами. Кроме того, вдоль берега располагались лесные склады, что требовало усилий по прокладке к ним новых подъездных путей. Владельцам стоящих на «отчуждаемой» земле зданий было выплачено соответствующее вознаграждение, первые этажи многих домов были полностью засыпаны, но подъездная улица стала значительно шире и удобнее.

Дума своим «приговором» от 16 марта 1871 года разрешила подрядчикам приступить к работам. И строительство развернулось сразу по обоим берегам реки, дружно и без «раскачки». Для производства работ у Струве была своя собственная «команда» монтажников (или, как их тогда всех называли, «слесарей»). Они вместе трудились на строительстве всех мостов, сооружаемых по его проектам. Вместе с рабочими Струве перевозил с места на место и все приспособления: нагревательные горны, шаблоны, заклепки, подъемные механизмы ... А кроме того, у своих рабочих Струве всячески поощрял выдумку, «тороватость», что (вместе с заботами подрядчика о бытовой стороне жизни рабочих) служило резкому сокращению сроков строительства.

Начав весной подготовительные операции, Струве к середине лета успел наполовину закончить береговые гранитные устои, выросла кладка каменного «быка» посреди русла ... При таких темпах осенью можно было приступать к сборке металлических частей моста: строительство шло с опережением сроков почти на год! Работы велись всю зиму, и ничто не нарушало их слаженности, даже осенний паводок. Вскоре двухпролетный (128  м) Краснохолмский мост  занял причитающееся ему место.

Были соответствующие испытания моста на прочность специально приглашенной для этого «Технической комиссией». Мост получил оценку «отлично» и своей долговременной службой Москве (65 лет!) подтвердил квалификацию как своих строителей, так и экзаменаторов. Торжественное открытие состоялось 6 апреля 1872 года в присутствии генерал-губернатора князя В. А. Долгорукова, городского головы И. А. Лямина и прочих «начальствующих лиц столицы».

Краснохолмскии отлично выдерживал «до 30 тысяч повозок и экипажей в день», нагрузка превосходила  даже «центральный» Москворецкий ... Если бы мост прожил чуть дольше, то весной будущего года он бы мог отпраздновать свой 125-летний юбилей! Но время идет, и конструкция  старого Kpaснохолмского моста уже давно вошла бы в полное несоответствие с нуждами сегодняшней Москвы.  А память о нём сохранили старые фотографии и архивы, в которых московская  жизнь предстает перед нами такой, какой она была когда-то давным-давно...              .

Юлиан ТОЛСТОВ

Категория: Статьи Юлиана Толстова | Добавил: Tolstov (18.10.2014)
Просмотров: 344 | Теги: Аманд Струве, Краснохолмский мост, Петр Губонин | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2018