Раздумья у Белорусского вокзала
Памяти Юлиана Толстова
Каталог статей
Меню сайта

Форма входа

Категории раздела

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Приветствую Вас, Гость · RSS 21.11.2018, 11:02

Главная » Статьи » Статьи по истории железных дорог России » Белорусское направление

Думы о былом навевают названия станций

 

ОДИНЦОВО

Одинцовская земля славится своей живописностью - природные условия здесь действительно замечательные. Как пассажир отмечу, что и железнодорожный вокзал здесь наособицу, хотя время и люди многое не уберегли. Но сохранившиеся рисунки в полной мере дают почувствовать своеобразие авторского замысла.

В свое время Одинцово было первой станцией от Москвы на открывшейся Смоленской железной дороге. 19 сентября 1870 года именно на этой станции состоялась заранее подготовленная встреча двух поездов: один из Смоленска с представителями губернской управы, местного земства и строителями дороги, другой вышел из столицы с гласными Московской думы, крупнейшими акционерами дороги, официальными лицами.

Станции Одинцово на тот момент был установлен довольно скромный четвертый класс, и по положению она могла иметь лишь небольшой деревянный вокзал. Только после того, как вблизи ее появилась усадьба московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича, было решено построить другое здание. А до тех пор ко дню коронации Николая II, в мае 1896 года, рядом с худосочным вокзальчиком с керосиновыми фонарями появился просто фантастический царский павильон работы Федора Шехтеля: высокий деревянный шатер в старорусском стиле с башенками, декоративными кокошниками, множеством дробных деталей. Эта махина (свыше трех этажей) производила просто невероятное впечатление своей отделкой и какой-то напыщенностью.

Невдалеке от нее в 1898-1900 годах известный архитектор Л.Н.Кекушев возвел каменный вокзал в духе модного тогда модерна, для которого было характерно свободное построение плана, сочетание различных видов искусств и своеобразный декор. Композиционно вокзал состоял как бы из двух объемов: небольшого асимметричного здания с башенкой и двухэтажной пристройки со служебными помещениями. Башенка появилась не случайно, она была  характерна для богатых подмосковных дач конца XIX века. Приезжую публику от непогоды укрывал глубокий карниз на витых металлических кронштейнах, опиравшихся на утрированные пузатенькие колонки. Со стороны площади был устроен изящный крытый подъезд для экипажей. В самом здании вокзала появился зал ожидания для «чистой публики», украшенный нарядной лепниной, в пристройке отвели покои для императорских особ.

Нынешнее здание вокзала значительно отличается от первоначального исполнения - многое не пощадило время .

Свое название Одинцово получило по прозвищу боярина, что служил у великого князя Дмитрия Донского – Андрея Одинца из старинного боярского рода. В 1673 году Одинцово было вотчиной известною в эпоху царя Алексея Михайловича государственного деятеля боярина Артамона Матвеева. Он построил в Одинцово деревянную церковь, и деревня Одинцово превратилась в село. В 1802 году вместо деревянной построили кирпичную - Гребневскую – церковь, считающуюся архитектурным памятником зрелого классицизма. В 1812 году войска Кутузова отходили по Старой Смоленской дороге, и части Западной армии стали на ночлег в Одинцово и Мамонове. После их ухода там располагалась конница Мюрата.

С началом железнодорожного строительства вблизи дороги стали возникать пристанционные и дачные поселки. Так появились пристанционный поселок Одинцово и дачные районы Отрадное, Одинцово, Красная Горка. Росту поселка в немалой степени способствовало появление около него кирпичных заводов. С 1875 по 1895 год их открылось шесть. Наиболее крупным был завод В.И. Якунчикова. В рабочий сезон здесь набиралось до тысячи рабочих, так как заводы были предприятиями полукустарного типа и почти все операции выполнялись вручную.

Поселок Одинцово к началу ХХ века по своему облику мало чем отличался от соседних селений. Небольшой по размерам, он застраивался преимущественно деревянными домами. Кирпичных зданий было мало: вокзал, контора завода Якунчикова, да «заезжий» дом Сорокоумова у Можайской дороги.

На лето в Одинцово и окрестные селения приезжали на отдых москвичи, среди которых были известные деятели литературы и искусства. На даче в Одинцово жил поэт Валерий Брюсов. В селе Подушкино гостил у своего брата Петр Чайковский. В селе Успенском отдыхал художник Исаак Левитан. Он жил в имении купца С.Т. Морозова и неоднократно бывал в Одинцово на даче художницы Е.А.Карзинкиной. Бывал здесь и А.П.Чехов. Постоянно жил в Одинцово художник Гознака, автор герба СССР И.И.Дубасов.

В 1918 году был образован Одинцовский район, на правах волости объединивший 29 селений. В 1928 году из кирпичных заводов создали трест «Моссиликат». В начале 1939 года поселок Одинцово был преобразован в рабочий поселок. С началом Великой Отечественной войны Одинцово оказалось в прифронтовой полосе, многие его предприятия перешли на выпуск военной продукции, население было мобилизовано на строительство оборонительных сооружений. К концу декабря 1941 года . Одинцовский край был освобожден от фашистских захватчиков.

После войны в Одинцово началось восстановление народного хозяйства. В 1947 году был открыт завод металлических конструкций (с  1959 года - опытно-экспериментальный завод) по созданию образцов новой техники для железных дорог. Он поставлял дорожные и строительные машины для железных дорог страны. Значительным шагом в развитии округи стала электрификация в 1947 году участка Сетунь-Одинцово и в 1949 году Одинцово-Голицыно, в 1950 году электричка пришла в Звенигород.

Летом 1957 года Одинцово преобразовали в город в составе Кунцевского района, а в январе 1965 года, после того, как Кунцево вошло в состав Москвы, Одинцово возглавил Одинцовский район, ставший одним из крупнейших в Подмосковье.

От Одинцово до Голицыно

На этом отрезке пути продолжается череда дачных поселков: Отрадное, Пионерская, Здравница, Дачная. Старшинством выделяется станция Перхушково. Правда, при своем появлении в 1886 году этот остановочный пункт именовался «Юдинская», обретя нынешнее наименование в 1919 году. Возможно, повлияло то, что еще в XV веке местными землями владел воевода Григорий Перхушков. Село это в первой половине XIX века было связано с именем Александра Герцена, описавшего местный усадебный дом и парк в романе «Былое и думы». Эта барская усадьба долгое время принадлежала деду Герцена - обер-прокурору Синода А.А.Яковлеву.

В XVIII-XIX веках в Перхушково находилась известная почтовая станция, где меняли лошадей. До нее обычно провожали отьезжавших из Москвы на запад известных и почетных персон. Так, в мае 1840 года здесь прощался с московскими друзьями Н.В.Гоголь, уезжавший лечиться в Италию. Его провожали писатель С.Т.Аксаков, историк М.Н.Погодин, актер М.С.Щепкин. Проводы были печальными. Друзья не чаяли встретиться.

В конце XIX века Перхушково было центром волости, где размещалось местное правление и отличное сельско-хозяйственное училище.

На этом же перегоне находится и станция Жаворонки. В 1913 году здесь западнее одноименной станции была учреждена «Платформа 34-й версты», которую позднее решено было называть так же, как и поселение - Жаворонки. Эта деревня была упомянута в письменных источниках еще в XVI веке. В период Смутного времени местность была полностью разорена и долгое время находилась «в пусте, в забросе».

При строительстве железной дороги вблизи «34-й версты» для мелких железнодорожных служащих, переездных сторожей, слесарей, путевых рабочих разбили поселок, названный по его конфигурации «Косой клин». В начале ХХ века невдалеке от путей стали появляться дачки: москвичей привлекал отличный лес, отсутствие дымящих фабрик. Дачный поселок строили по науке: пробили в лесу сеть четких просек, ставших улицами. Обширные, заманчивые участки солидная публика раскупила довольно быстро, здесь начали строиться финансисты, владельцы крупных магазинов, популярных ресторанов, солидные железнодорожные чиновники. В поселке появилась церковь, затем почта, магазин. Вскоре здесь стали выпекать свежий хлеб, из окрестных деревень аккуратно привозили молоко и овощи.

Среди леса был разбит настоящий парк с большой поляной в центре, от которой лучами отходили четыре главные магистрали. В советское время здесь работала танцплощадка, играли оркестры, проходили вечера отдыха. Любимыми местами являлись Келлеровский и Виттовский пруды, обрамленные уютными сосновыми и березовыми рощами. Пруды названы по фамилиям прежних владельцев участков. Причем Виттовский пруд именовался по фамилии не премьер-министра С.Витте, а видного специалиста по коневодству В.Витте.

Сегодня поселок Жаворонки вобрал в себя ряд некогда самостоятельных поселений и дачных поселков: Косой Клин, Виттовку, Дачную и другие.

Юлиан ТОЛСТОВ, историк -архивист  

Категория: Белорусское направление | Добавил: Tolstov (07.06.2015)
Просмотров: 456 | Теги: одинцово, Жаворонки, Перхушково | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2018