Раздумья у Белорусского вокзала
Памяти Юлиана Толстова
Каталог статей
Меню сайта

Форма входа

Категории раздела

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Приветствую Вас, Гость · RSS 19.07.2018, 08:45

Главная » Статьи » Статьи по истории железных дорог России » Белорусское направление

И пошли тут электрички потеснив паровички

В XIX веке рубеж столицы, Камер-Коллежский вал, проходил у самого Белорусского вокзала, а постройки локомотивного депо (сегодня это депо им. Ильича) числились уже за городом, в уезде - так было дешевле строить. Ныне же, отправляясь на электричке, мы следуем по городу 20 минут.

Рабочий Поселок

Сколько таких поселков выросло в 30-х годах прошлого века! Тот, кому довелось видеть Генеральный план реконструкции Москвы 1935 года, помнит, что на нем город был раскрашен в два цвета. Черным означалась существующая планировка города, а красным - проекты его перестройки. Как правило, черные и красные линии не совпадали. Практически это значило, что все, отмеченное черным цветом и не совпадавшее с красным, подлежало разрушению, сносу. При этом жильцов выселяли без разговоров - кого на окраину, а чаще и просто за город.

Там, централизованно, по всем железнодорожным направлениям, выделялись участки земли, люди получали какие-то выплаты и с натугой, в условиях всеобщего дефицита, потихоньку строились. Вот и возникали на карте области новые населенные пункты: Строитель, Трудовая, Рабочий Поселок. Жители их, в основном, продолжали работать в Москве и нуждались в удобных железнодорожных остановках-платформах, так как городской транспорт сюда «не дотягивался».

Население, естественно, обращалось в НКПС, Моссовет, иные инстанции с просьбой устроить у новых поселков остановочные платформы. Но для этого требовалось немало технических, экономических и прочих условий - посему решения задерживались. Так и остановка Рабочий Поселок официально появилась лишь в 1951 году. После войны это был первый поселок на Московско-Смоленском отделении, где устроили новую платформу.

Сетунь

Совсем рядом с молодым по возрасту Рабочим Поселком, в двух верстах за Жуковкой в ложбине между увалами приютилась деревушка Сетунь, с большим проточным прудом, изобилующим рыбой. Когда не было железной дороги, жизнь в деревне Сетунь текла размеренная, и обитатели ее жили безбедно, владея постоялыми дворами и торговыми заведениями.  С прокладкой чугунки Смоленский тракт потерял свое значение, деревушка обеднела и во многом обезлюдела - народ ушел в Москву на заработки. Правда, со временем дело стало поправляться, заработал кирпичный заводик, появились две небольшие ковровые фабрики - Пешкова и какого-то англичанина.

Для развлечения кирпичников и фабричных открылся трактир и в дополнение - кабачок. Шли годы, рабочего люда с расширением производства прибавилось. Место стало именоваться как «фабричное село Спас-Сетунь». И вот местные дачевладельцы и окрестные жители с 1901 года принялись ходатайствовать перед управлением Московско-Брестской железной дороги об устройстве за их, подчеркнем, счет платформы у названной местности. Тогда подобная практика была в ходу. Если у дороги никаких препятствий не имелось, то за конкретную сумму, что переводилась в бухгалтерию, учреждался остановочный пункт.

Просьбу эту железнодорожники отклонили «ввиду большого уклона к станции Кунцево», обещая принять меры к выравниванию профиля пути, после чего повторно вернуться к этому вопросу. Профиль выровняли, но платформу открыли лишь в 1932 году, когда просьбы населения и явные потребности допекли основательно.

Следует отметить более важное событие в железнодорожной жизни Сетуни. Еще в 1943 году, в самый разгар войны, в Кунцево из Москвы пошли электрички, потеснив паровички. Через год, в 1944-м, линию эту - 3 км - дотянули до Сетуни. Вот была радость у жителей - вроде и столица стала ближе, ехать приятнее, да и сажа паровозная не летит, глаз не засоряет.

Немчиновка

Эта станция одна из немногих, которая может с точностью до одного дня назвать время своего появления на свет, фамилию отца-основателя. Это был Михаил Ардалионович Немчинов - дворянин, человек чиновный и состоятельный. По Табели о рангах он имел чин действительного статского советника, то есть был приравнен к армейскому генерал-майору. Михаил Немчинов имел в Москве огромный дом на углу Мерзляковского переулка и Поварской.

Это было красивое здание с куполом, на верхних этажах которого размещался домашний театр, известный в артистических кругах как «Немчиновка». Театр был связан с именами Тургенева, Аксакова, Станиславского, Мейерхольда, Блока. Нижний этаж дома долгие годы занимала памятная многим поколениям москвичей Старо-Арбатская аптека.

В 1905 году часть Немчиновского здания принадлежала общежитию Высших женских курсов, где эмансипированные курсистки припрятывали у себя бомбочки и патроны.

Примечательно, что в том же лихом году, в бывшем Немчиновском доме состоялось первое заседание Московского совета народных депутатов.

В июле 1941 года фашистская бомба разворотила это здание надвое, а прокладка в 60-х годах Калининского проспекта, именуемого в народе «Челюстями», и вовсе стерла его памятные черты. Правда, остались многочисленные фотографии и открытки этого известного в истории Москвы строения.

Будучи предприимчивым человеком, М.А.Немчинов с братом Сергеем в 60-х годах XIX века на 15-й версте от Москвы купил кирпичный завод, ко времени прокладки железнодорожной линии расширил его и стал желанным для транспортного ведомства подрядчиком: кирпич у него был отменным, а цены приемлемыми. Невдалеке от завода братья присмотрели красивое лесистое место с прудами. И в 1875 году заключили с Департаментом уделов контракт (на имя Михаила) на аренду 1100 десятин земли для строительства дач на 16-й версте Московско-Брестской железной дороги. Помимо этого братья Немчиновы обратились с ходатайством к управляющему дорогой с просьбой «разрешить... построить на 16-й версте платформу с жилым домиком и ... учредить остановку при этой платформе всех пассажирских поездов, следующих из Москвы и в Москву для принятия и высадки пассажиров». Такое разрешение от Министерства путей сообщения было получено 30 октября 1875 года. При этом управляющий дорогой Павел Викторович Трунин, «отличный человек с литературным образованием, переводчик «Фауста» и большой знаток железнодорожного дела», сочувственно относясь к предложению Немчиновых, заметил, что «16-я верста от Москвы считается одним из «скорбных» пунктов линии: проходимая поездами с огромной скоростью в противность всем местным условиям для движения, она издавна обращала на себя особое внимание и вынуждала принятие исключительных мер по безопасности движения». Это свидетельство и опасение объясняет, почему платформа получила впоследствии название Немчинов-пост. В документах архива уточнялась причина устройства поста: опасным пунктом на 16-й версте считалась стрелка с главного на запасный путь к кирпичным заводам братьев Немчиновых, которые находились на территории нынешнего ГОМ СХ ЦРНЗ (Немчиновка-1). Из-за быстрого прохода поездов «стыковка и переводная подушка под стрелкой не выдерживали соударений и часто лопались». Были даже случаи крушения.

Именно поэтому руководители дороги распорядились учредить телеграфный пост с путейским мастером в специально построенном сторожевом доме у самой стрелки. Таким образом была установлена обязательная остановка на 16-й версте «для спроса пути далее». Эта мера, введенная с 20 мая 1875 года, в то время была одной из наиболее действенных к предупреждению случайностей на дороге. 3а право устройства платформы Михаил Немчинов заплатил в дорогу около 10 тыс. рублей.

На арендованных землях Михаил Ардалионович построил для своих девятерых детей 18 дач, по две на каждого наследника и их детей, с обширными участками леса при них. В чем-то это ядро и послужило дпя дальнейшего развития поселка, который отмечен на картах с конца XIX века как Немчиновка. При советской власти лишь в 1939 году это место официально числится поселком дачного типа. Но железнодорожная платформа Немчиновский пост в документах картографии НКПС значится до середины 40- х годов - подобные различия в наименованиях муниципальных и железнодорожных встречаются на каждом шагу.

Интересное совпадение. В четырех километрах к югу от станции и поселка находится деревня Немчиново, известная с XVI века. Сейчас, когда обстоятельства аренды земли братьями Немчиновыми и их роль в открытии платформы забылись, возникает предположение, что станция получила название по имени деревни, но документы свидетельствуют об ошибочности подобной версии.

Вокзальные здания остановки весьма заметно эволюционировали: первоначально здесь ограничились дощатой платформой и таким же щелястым навесом от непогоды. Иного для остановочного пункта тогда и не полагалось, все это понимали и стойко переносили капризы природы. В наше время здесь поставили скромное деревянное здание вокзала, которое честно отслужило свой век. В последующем оно было заменено постройкой буквально ошеломляющей архитектуры - этакий переслащенный праздничный торт, к которому и подступиться не просто .

Живописные эти края были излюбленным местом московских дачников. Такими же они оставались и в советское время. Здесь, например, отдыхал и успешно занимался творчеством известный архитектор Федор Шехтель. Великий зодчий к тому же был страстным цветоводом и садоводом, он создал удивительный цветник, которым ходили любоваться дачники и местные жители. Любила бывать в этих краях мудрая писательница Мариэтта Шагинян, проводил лето кинорежиссер Сергей Эйзенштейн, работал талантливый художник российской деревни Д.А.Пластов, ботаник и селекционер академик Н.В.Цицин и многие другие достойные люди. Более того, народный комиссариат иностранных дел СССР до войны выделил здесь отличные места для летних резиденций посольств, отношениями с которыми он особенно дорожил - Германии, Японии и США. Словом, проезжая мимо Немчиновки, не смотрите равнодушно в вагонное окно - это место памятно не только железнодорожникам. Ведь кирпичом Немчиновских заводов выложены не только здания Белорусского вокзала, паровозного и вагонного депо, но и большинство строений и станционных зданий отделения дороги. Значительной массе пассажиров тоже небезразличны добротные постройки и опрятный вид всей линии - и ехать приятнее, и настроение надолго хорошее.

Юлиан ТОЛСТОВ,

историк -архивист  

  

 

 

              

 

Категория: Белорусское направление | Добавил: Tolstov (18.07.2015)
Просмотров: 694 | Теги: Немчиновка, Рабочий Поселок, Сетунь | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2018