Раздумья у Белорусского вокзала
Памяти Юлиана Толстова
Каталог статей
Меню сайта

Форма входа

Категории раздела

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Приветствую Вас, Гость · RSS 13.11.2018, 01:32

Главная » Статьи » Статьи по истории железных дорог России » Белорусское направление

Как Семен Буденный лоббировал железнодорожников

От платформы Белорусского вокзала электричка отходит тихо и очень мягко. Мы едем в середине дня, чтобы получше рассмотреть пейзаж за окном. Не успевает поезд набрать скорость, как за невысоким забором видны потемневшие от времени кирпичные корпуса.

Одновременно с постройкой Белорусского вокзала здесь, на громадном пустыре стали расти стены главных мастерских дороги. Под их территорию Московская дума безвозмездно выделила восемь гектаров земли. Здесь построили машинный, механический и вагонный цехи. А еще на заводе поставили особую паровую сушилку с тяжелой квадратной трубой, так как для обустройства вагонов первого и второго классов нужна была сухая древесина ценных пород.

До начала ХХ века пассажирские вагоны, депо и заводские цехи освещались светильным газом, которого требовалось немало. Поэтому  крупные дороги (Курская, Казанка) строили свои газовые заводы. По такому же пути пошла и Смоленская железная дорога. Здесь же варили буксовую смазку и снабжали ею половину московских дорог.

В 1905 году заводской гудок, который был слышен на 10 километров вокруг, поднял народ  на баррикады Пресни. С 1927 года это предприятие именуется заводом «Памяти революции 1905 года». До 1959 года завод выполнял солидную программу по ремонту и восстановлению пассажирских вагонов, но затем был передан из системы МПС в иное ведомство.

В 1955 году в Москву прилетел канцлер ФРГ Конрад Аденауэр. А вот вернуться домой он решил поездом, для чего на станцию Москва-пассажирская Смоленская из Бонна прислали спецсостав. Пока канцлер заседал в Кремле, состав стоял на путях завода, построенного, кстати, с привлечением капиталов немецких банкиров братьев  Зульцбах из Франкфурта-на-Майне.

Миновав это заслуженное предприятие, электричка хода не набирает, а потому с правой стороны можно увидеть такие же старые корпуса и невероятной красоты водокачку, а также паровоз серии П-36, находящийся на вечной стоянке. Все это - приметы локомотивного депо имени Ильича. Как и Белорусскому вокзалу, этому депо недавно исполнилось 135 лет. Вначале было построено веерное – полукруглoe здание с поворотным кругом для паровозов. Позднее пристроили прямоугольные корпуса. История этого предприятия требует обстоятельного рассказа, но сейчас упомянем только, что в 1948-м на смену паровозам в пригородном движении пришли моторвагонные секции.

На втором километре пути электричка юркнула под широкий Ваганьковский путепровод, преддверие станции Москва-товарная Смоленская. В конце XIX века более 30 лет нa этом месте железнодорожный путь пересекала гужевая дорога, что петляла от Пресненской заставы мимо Ваганьковского кладбища на Ходынское поле.

С этой станцией связан интересный эпизод из жизни Московского железнодорожного узла. Летом 1881 года на Ходынском поле, где ныне располагается стадион юных пионеров, предполагалось построить павильоны Всероссийской промышленно- художественной выставки. За год до этой даты московский генерал-губернатор князь В.А.Долгоруков в довольно энергичной форме предлагает «господину Московскому губернатору ...  для соединения зданий выставки со станциями железных дорог ... проложить железнодорожный путь от Брестской дороги до помещений выставки». Письмо это было направлено потому, что эти земли лежали тогда вне города.

Выставка прошла лишь в 1906 году, к тому времени границы города были уже отодвинуты. С постройкой в 1881 году этой выставочной времянки в Москве появилась внутригородская железнодорожная линия. Поезд за 30 копеек собирал со всей Москвы желающих посетить выставку. Но главное, сюда легко доставлялись стройматериалы и металлоконструкции, громоздкие экспонаты.

С постройкой на Ходынском поле громадных Николаевских казарм, заселением этого района количество гужевого транспорта у станции Москва-товарная значительно возросло, как, впрочем, и число пострадавших на переезде. поэтому Мосгордума настояла на срочном строительстве путепровода в районе Ваганькова (Беговой). Обойдясь дороге в 264 тысячи золотых рублей, он был торжественно открыт 17 августа 1902 года. За время своего существования путепровод не раз перестраивался, расширялся. Особенно много было сделано во время строительства третьего транспортного кольца.

За путепроводом раскинулись владения товарной станции. Здесь же в 19З6 году было построено здание вагонного депо, которое в 1960 году было закрыто. Осенью 1941 года станцию нещадно бомбили, однажды бомбы попали в эшелон с боеприпасами. Сегодня остановка пригородной электрички Беговая - место весьма оживленное. Немало этому способствует расположенный невдалеке старинный ипподром. Солидный кусок этого «конного царства» в 1870 году был отрезан для строительства железной дороги. Правда, железнодорожники сполна расплатились за это. В советское время кусок ипподрома для нужд депо имени Ильича посодействовал получить главный конник СССР, маршал С.М.Буденный. Ход безукоризненный. Кто же мог отказать проспавленному герою Гражданской войны.

Юлиан ТОЛСТОВ,

историк-архивист

Категория: Белорусское направление | Добавил: Tolstov (07.06.2015)
Просмотров: 400 | Теги: Ходынское поле, Беговая | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2018