Раздумья у Белорусского вокзала
Памяти Юлиана Толстова
Каталог статей
Меню сайта

Форма входа

Категории раздела

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Приветствую Вас, Гость · RSS 13.11.2018, 01:33

Главная » Статьи » Статьи по истории железных дорог России » Белорусское направление

Недаром помним день Бородина

В двенадцати километрах к западу от Можайска лежит Бородинское поле - место воинской славы России. Здесь 26 августа 1812 года произошла великая битва, имевшая решающее значение для исхода Отечественной войны.

Особенно широко, на высокой патриотической ноте отмечалось 100-летие этой даты в 1912 году.  4 мая того же года высочайшим повелением Московско-Брестская железная дорога была переименована в Александровскую, с  этого времени и вокзал в Москве, ныне Белорусский, стал Александровским. Основные государственные торжества предполагались на поле Бородинской брани, куда должен был приехать Николай II с императорским двором, правительством и делегациями со всех краев России.

Станция Бородино на Московско-Смоленской дороге числилась с 1870 года, вокзал, учтя историческое место, там возвели каменный, под  железной крышей впечатляющей архитектуры. К приезду гостей его красиво задрапировали тканями, флагами и гирляндами.

Комендантом станции Бородино на время торжеств был назначен один из родственников героя войны П.Багратион. На станции быстро вырос городок на колесах, протянули связь, проложили дюжину временных путей, где поставили правительcтвенные вагоны. Царский павильон возвели в отдалении, в трех километрах от вокзала Бородино, проложив туда особую ветку.

На период торжеств обычные поезда на станции Бородино не останавливались. Для проезда же особ, коим надлежало присутствовать, на Александровском вокзале было открыто специальное бюро, где только «по именным, от московского губернатора разрешениям» продавали билеты сразу туда и обратно.

Всех пассажиров перевозили по строгому регламенту. Так, например, поезд № 14З был предназначен для «Московского митрополита, духовенства, хоругвеносцев и певчих», поезд № 159 «для лиц, едущих по особому приглашению». поезд № 175 «для членов французской колонии в Москве». Вот такие жесткие меры контроля прилагали власти, боясь покушения на императора. Охрану пути всего Бородинского участка дополнительно несли чины Первого железнодорожного батальона. На легких дрезинах они вместе с путейцами проверяли состояние колеи.

Съезд гостей на празднество завершился 24 августа. Прибытие Кабинета министров и царского поезда ожидалось на следующий день. Шеф жандармов А.Макаров еще раз лично проверил состояние охраны и список прибывших. Ничто не вызывало опасений. Но ночью 25 августа 1912 года на посту пятой версты Александровской дороги произошло событие, повергшее в шок Российскую империю.

В момент прохода шедшего на всех парах из Москвы поезда № 7, в котором в Бородино следовал министр путей сообщения С.Рухлов, со стороны станции Пресня Окружной дороги по соединительной ветви спешил на торжества другой литерный - из Петербурга.

В этом правительственном поезде следовали министры, обер-прокурор Священного Синода и другие высокопоставленные лица. Машинист петербургского поезда несмотря на закрытый семафор, не снижая скорости, проследовал на занятый путь Александровской дороги.

Трагического столкновения удалось избежать благодаря бдительности стрелочника (жаль, что нигде не указана фамилия этого решительного человека). Он перевел стрелку на запасной, тупиковый путь, «не успев, - как писалось в документах МПС, - о том предупредить машиниста литерного поезда, следовавшего полным ходом, при тяге двух паровозов». Пройдя несколько десятков саженей, поезд врезался в тупик, что и спасло всех. Передний паровоз, разбив рельсовый тупиковый упор, зарылся в песок и свалился на бок, а машинист второго применил экстренное торможение. Министры отделались синяками да шишками.

Как диспетчеры не согласовали проезд высоких особ, осталось загадкой. Шума в прессе долгое время было предостаточно. Это крушение прозвали «Ходынкой на колесах».

По делу началось расследование. МПС отметило денежной премией умелые действия стрелочника и сдали дело в архив, приняв ряд приказов по улучшению несения службы.

Юбилейные празднества на Бородинском поле прошли торжественно и без неприятностей. На Бородинском поле на сравнительно небольшом пространстве было устанавлено З5 (!) памятников, средства на сооружение которых были собраны солдатами и офицерами тех частей, которые некогда доблестно сражались под Бородино.

Мемориальное значение имеет и ансамбль Спасо-Бородинского монастыря, который был возведен по инициативе вдовы генерала А.А.Тучкова, погибшего на этом месте. Сохранилось и здание монастырской гостиницы, в которой в 1867 году останавливался Л.Н.Толстой в период работы над романом «Война и мир».

В 1962 году к 150-летию сражения на центральной высоте Бородинского поля, на батарее Н.Н.Раевского, была установлена гранитная стела во славу русских войск, ее оборонявших. У подножия холма находится военно-исторический музей. В дни Великой Отечественной войны эти памятные места стали центром укрепленного Можайского района. Здесь осенью 1941 года вела ожесточенные бои дивизия полковника В.И.Полосухина. Впоследствии рядом с памятниками 1812 года были сооружены гранитные надгробья на братских могилах советских воинов.

В ходе боев 1941 года вокзал станции Бородино был разрушен, станции нанесен значительный урон. Новое здание, значительно отличавшееся от прежнего, отстроили в 1953 году, его реконструировали к 190- летию битвы.

Юлиан Толстов

Категория: Белорусское направление | Добавил: Tolstov (18.07.2015)
Просмотров: 323 | Теги: Московско-Брестская железная дорога, станция Бородино | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2018