Раздумья у Белорусского вокзала
Памяти Юлиана Толстова
Каталог статей
Меню сайта

Форма входа

Категории раздела

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Приветствую Вас, Гость · RSS 21.08.2018, 13:05

Главная » Статьи » Статьи по истории железных дорог России » Московские вокзалы

И люди удивленно провожали этот поезд

Давно не принимал Курский вокзал столицы сразу столько железнодорожников, ветеранов войны и труда, как в этот светлый день - 9 Мая. Звуки оркестра, блеск орденов и медалей на груди ветеранов, крепкие объятия с  товарищами по ратным и трудовым делам. Им есть что вспомнить и чем гордиться.

Именно об этом на кратком митинге на перроне вокзала говорили председатель Центрального совета ветеранов войны и труда МПС И.Родионов, активный участник событий той поры, бывший заместитель министра путей сообщения С.Пашинин. Начальник Московско-Курского отделения столичной магистрали В.Воробьев отметил, что без  этого весеннего праздника не было бы у нас и других. И сегодня мы вправе гордиться тем, что только в период подготовки контрнаступления под  Москвой осенью 1941 года по железным дорогам в районы сосредоточения  войск было перевезено свыше 330 тысяч вагонов. Эшелоны с войсками и боевой техникой продвигались с невиданной до той поры скоростью, достигавшей 900 километров в сутки. Война потребовала огромных усилий и по восстановлению разрушенного гитлеровцами хозяйства: труженики транспорта восстановили свыше 117 тысяч километров железных  дорог, тысячи  мостов, станций и других объектов.

В  честь 51-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне Министерство путей сообщения Российской Федерации совместно с Всероссийским обществом любителей железных дорог пригласили ветеранов и членов их семей в праздничную поездку вокруг Москвы. Специальный пассажирский поезд, ведомый скоростным паровозом знаменитой в свое время серии "С", отправился от Курского по соединителной ветке к станции Подмосковная, чтобы перейти на Московско-Окружную линию и, сделав по кольцу своеобразный круг почета, направиться к Белорусскому вокзалу, встретившему в 1945 году воинов-победителей.

Маршрут был интересным: по Окружной дороге, где долгие годы курсировали лишь грузовые поезда, шел пассажирский. И люди удивленно провожали этот поезд, да еще с давно забытым паровозным гудком.

Мы пересекли по путепроводу площадь трех вокзалов и прибыли на Каланчевку. Перед нами невысокое кирпичное здание с куполом - это московская достопримечательность, бывший «Императорский железнодорожный павильон», возведенный в 1896 году, ко времени коронации императора Николая II. В столице подобная постройка единственная.

Вскоре наш поезд вышел на Окружную. Первая остановка на маршруте - станция Серебряный Бор. Это та самая станция, где 19 июля 1908 года состоялось торжество по случаю открытия Московско- Окружной дороги, которая была построена в 1903 - 1908 годах. Первоначальная ее протяженность - 54 километра, 14 станций. Все станционные красно-белые кирпичные здания выдержаны в одном стиле, оригинальны по своей архитектуре. Многие из них спроектированы академиком архитектуры А.Померанцевым. Эта дорога в свое время являлась уникальной транспортной развязкой, не имевшей аналогов на сети дорог.

О каждой станции этой линии можно говорить много. Вот станция Пресня, от нее когда-то начиналось громадное Ходынское поле. Многим Пресня помнится как станция, тесно связанная с Белорусским вокзалом, откуда уходили эшелоны кратчайшим путем к фронту.

Любопытная деталь. Буквально в 350 метрах от Андреевского моста через Москва-реку, рядом с нынешней площадью Гагарина, при строительстве дороги предполагалось устроить станцию Нескучный сад. Не сделали, но место зарезервировали. В наше время при строительстве в 60-е годы станции метро «Ленинский проспект» в середине перронного зала поставили лестницу, которая ведет наверх к планировавшейся станции Нескучный сад . Что ж, в связи с намечающимся открытием пассажирских перевозок по Окружной, возможно, она появится.

Едем дальше. Мелькают станции Канатчиково, Кожухово, Угрешская. Вспоминается, где стояли зенитки, где был лагерь военнопленных, где сгорел поезд от попадания фашистской бомбы. Немало воспоминаний у ветеранов связано со станцией Лефортово, что в полутора километрах от Москвы-сортировочной-Казанской, где прошли десятки эшелонов в эвакуацию с оборудованием московских фабрик и заводов.

И вот, наконец, «столица» Окружной - станция Лихоборы. Талантливый инженер П.Рашевский, построивший Окружную, не раз подчеркивал, что Лихоборы являются «наиболее деятельным передаточным пунктом», так как служат для передачи вагонов на Николаевскую (ныне Октябрьскую) дорогу. Тяжкие испытания выпали на долю тружеников этой станции. Фашистские бомбардировщики пытались парализовать узел, особенно пути, связывающие с Октябрьской фронтовой магистралью. На Окружной была организована фронтовая колонна паровозов, которая показывала пример редкой са       моотверженности.  

Оставшийся путь до Пресни прошел как-то быстро: только-только вроде бы разговорились, развоспоминались, подняли заветные стопочки за ушедших и здравие живых, вышли на кривую, сбавляя ход, чтобы по очередной соединительной ветке направиться к Белорусскому вокзалу.

А вот и он. Грянул оркестр. Надо было видеть, сколько собралось на перроне людей, чтобы поприветствовать, как когда-то, воинов-победителей, прибывших ветеранов. И снова объятия, добрые напутственные слова. Расходились по домам радостные, оживленные, с детворой и внуками, что были с ними рядом в этой замечательной кругомосковской поездке.

 

Ю.ТОЛСТОВ, член Всероссийского общества любителей железных дорог

 

 

Категория: Московские вокзалы | Добавил: Tolstov (18.01.2015)
Просмотров: 309 | Теги: праздник Победы, Белорусский вокзал, ветераны | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2018