Раздумья у Белорусского вокзала
Памяти Юлиана Толстова
Каталог статей
Меню сайта

Форма входа

Категории раздела

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Приветствую Вас, Гость · RSS 21.08.2018, 13:04

Главная » Статьи » Статьи по истории железных дорог России » Московские вокзалы

Обличье менялось, как платье

Когда-то давно у восточных границ Москвы располагалась слобода с выгоном для скота. Вот в этой Кобыльской слободе, на землях церкви Николая Чудотворца, между Большим и Малым Никольскими переулками и было поставлено летом 1866 года первое пассажирское здание Курской железной дороги. Бурное развитие экономики России в середине XIX века потребовало быстрейшего строительства дорог из центра страны к ее южным губерниям. После проведения соответствующих изысканий, согласно рескрипту Александра II от 21 мая 1864 года, началась постройка дороги от Москвы на Орел и далее до Курска.

Начальным пунктом новой линии стала пассажирская станция в Москве, что была устроена близ Земляного вала, против церкви Николы. Этот первый Курский вокзал, один из немногих, о котором известно, кто конкретно выбрал для него место: первый министр путей сообщения России П.П.Мельников. Выделенный тогда казенный капитал был достаточен только для небольшого здания и сравнительно малого развития самой станции. Постоянная станция, как известно, все же была построена, и возвели ее недалеко от первого вокзальчика, правда, только через 30 лет, в 1896 году.

Строительство Курской дороги было разбито на ряд участков, и работы велись параллельно. В Москве, с учетом ее значимости, была создана специальная хозяйственная структура - Московское городское отделение, что и возводило вокзал-первенец. Под его строительство и станционные пути пришлось снести ряд жилых строений по бывшим  Сусальному и Никольским переулкам. Временное пассажирское здание было одноэтажным, перед ним разбили небольшую площадь «для подъезда пассажиров». Судя по описаниям, вокзал получился невзрачным, без претензий на высокую архитектуру. Давно обещанное для публики открытие первого участка Южной железной дороги от Москвы до Серпухова состоялось 17 ноября 1866 года. А накануне из Москвы отправился первый пробный поезд с лицами, приглашенными присутствовать на этом торжестве.

Регулярное сообщение на Московско-Курской дороге началось только с мая 1867 года, тогда же появилось и пригородное сообщение: москвичи получили возможность выезжать в ближнее Подмосковье на прогулки. Дачи вдоль железных дорог выросли значительно позже. Для пригородных поездов в воскресные дни назначались дополнительные или, как их тогда величали, "экстренные поезды". Известно, что с учетом ряда обстоятельств, Александр II согласился с постройкой на Курской "временного пассажирского дома", но потребовал приступить тотчас же к решению вопроса об отчуждении земель, "потребных для постройки постоянной в Москве станции". Эти переговоры и поиски оптимального варианта, то затихая, то возобновляясь , длились вплоть до 1894 года.

Вопрос о строительстве постоянного вокзала и станции затягивался еще из-за того, что не было в инстанциях единого мнения об их размещении. После тщательных обоснований и расчетов было решено остановиться на Садовой улице для строительства, как говорилось в документах "Басманной пассажирской станции". Департамент железных дорог МПС потребовал от правления Курской дороги, в связи с намеченным закрытием Нижегородского вокзала, представить в министерство проект постоянной пассажирской станции и объединенного Курско-Нижегородского вокзала.

Наконец, 9 марта 1891 года в городскую управу поступил долгожданный ответ: "Правление Общества имеет честь препроводить при сем копию утвержденного г.Министром Путей Сообщения плана общего расположения путей и зданий постоянной пассажирской станции Московско-Курской железной дороги в гор. Москве с показанием границ площади отчуждения земли, потребной на устройство станции и ея принадлежностей".

Перед   началом строительства город  потребовал предусмотреть более удобные проходы для пешеходов и подъездов транспорта к вокзалу, нежели были у старого. Проектировщикам также следовало учитывать, что по всей Садовой (ныне Садовое кольцо), согласно высочайшему повелению от 24 апреля 1816 года обязательно должны быть сады, отсюда Управлению дороги предстояло устроить перед вокзалом сквер «и земле под ним не давать иного назначения». И этот сквер действительно существовал долгие годы и был засажен деревьями.

Итак, после выполнения Курской дорогой ряда условий Городской Думы, строительству вокзала была открыта зеленая улица, но наступила осень и, согласно установившейся практике, основные работы перенесли на лето. Правда, все дела по закладке фундамента в октябре 1894 года успели закончить: его аккуратно прикрыли рогожками, мешковиной, тесом и стали ждать весны. Вокзал строился быстро, с высоким качеством, все успели сделать за два года, но стоило это казне сумм значительных. Только на 1895-96 годы по смете МПС было отпущено 950 тысяч рублей, затем "на окончательное устройство пассажирской станции в Москве дополнительно выделено 405 тысяч". Вокзал торопились завершить к июню 1896 года, ко времени открытия в Нижнем Новгороде всероссийской ярмарки, куда ожидался приезд царя, многочисленных коммерсантов из Европы и своего родного купечества.

Любопытный штрих деловой жизни того периода. По своей инициативе управлением Курской было "вновь измерено поверстное расстояние от Москвы до Курска. Это измерение показало, что действительное протяжение линии на 4 версты меньше против установленного ранее, только 499 верст. Это обстоятельство побудило управление Московско-Курской дороги ввести новые, более дешевые тарифы". Для промышленников, что платили за перевозку "поверстно" - это было важно. Такой, казалось бы, небольшой шаг во многом содействовал росту авторитета дороги как добросовестного партнера.

В середине мая все отделочные работы на новом вокзале были закончены. Вскоре на улицах первопрестольной появились броские объявления: "Управления Московско-Курской и Нижегородской железных дорог сим доводят до всеобщего сведения , что новый вокзал (на Садовой, близ нынешнего пассажирского здания), общий для названных дорог, будет открыт для отправления и принятия поездов с полуночи 26 мая 1896 г." А накануне, 25 мая в два часа дня, с особой торжественностью в центральном зале было совершено освящение вновь построенного "соединенного вокзала Курской, Нижегородской и Муромской железных дорог". На торжестве присутствовали: министр путей сообщения, московский губернатор, начальники и управляющие железных дорог, множество других почетных лиц. Новый вокзал, как тогда писали, выстроен в итальянском стиле по проекту Н.И.Орлова.

Интересно, что Орлов и квартировал недалеко от стройки, и часто появлялся там в неурочное время, беспокоясь о своем детище. Постройкой платформ и обширной при вокзальной площади руководил инженер А.А.Ефимов, лепные работы выполнены по рисункам Н.И.Орлова и архитектора М.А.Аладьина.

Просторное и удобное здание имело длину около 100 сажен, благодаря большим стеклянным фонарям в потолке везде было много света и воздуха. Центральная часть немного возвышалась над всем корпусом, над вестибюлем и по углам высились изящные башенки, главный подъезд украшали две высокие колонны. Первый этаж весь отдан пассажирам, во втором - различные службы. По заднему фасаду вокзала устроены три большие платформы, крытые металлическим навесом. Словом, все удобно и продумано. На новом Курском вокзале появилась и масса новинок: вместо станционного колокола отход поезда оповещали электрическим звонком, плавные и мягкие звуки стали более слышны пассажирам. Впервые в Москве здесь организовали специальное бюро, где бесплатно давались справки о времени прибытия и отхода поездов русских и зарубежных дорог, о кратчайших маршрутах и прочих нужных вещах. Появились и пешеходные тоннели. А телеграфная станция на вокзале принимала депеши (телеграммы) на русском, французском и немецком языках - это и сегодня звучит солидно!

В таком первозданном виде он простоял до реконструкции 1938 года, а затем практически исчез за стеной из стекла и бетона после перестройки 1972 года. Так белоколонный Курский стал историей. Все эти годы вокзал-аквариум (арх. Г.И.Волошинов) исправно служил идее переработки колоссального пассажиропотока. Но сейчас наступила пора, когда всему этому организму нужна существенная помощь. В 90-х годах практически все столичные вокзалы, благодаря громадным усилиям Московской дороги, обновились и помолодели. Курский - последний в программе комплексной реконструкции вокзалов города.

Правительство Москвы много и активно помогало дороге во всех этих делах. А на днях на площади Курского вокзала мэр столицы Ю.М.Лужков заложил первый камень громадного многофункционального комплекса - Курскую площадь сделают "покупательской". Этот центр труда и отдыха, по оценкам железнодорожников и экономистов, даст значительные поступления в бюджет города, а значит пойдет на пользу и Московской железной дороге.

Юлиан Толстов, наш внешт. корр.

 

Категория: Московские вокзалы | Добавил: Tolstov (10.01.2015)
Просмотров: 363 | Теги: Курский вокзал | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2018