Раздумья у Белорусского вокзала
Памяти Юлиана Толстова
Каталог статей
Меню сайта

Форма входа

Категории раздела

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Приветствую Вас, Гость · RSS 28.05.2018, 06:26

Главная » Статьи » Статьи по истории железных дорог России » Московские вокзалы

Он крылья подарил домам

 

Если пути-дороги приведут вас на Комсомольскую площадь Москвы, не торопитесь нырнуть в тоннель метро - полюбуйтесь зданием Казанского вокзала, его шестиярусной ступенчатой башней с золотым дракончиком на шпиле и малой башенкой с огромными часами, на которых сияют золотом знаки зодиака. Обойдите это прекрасное здание. На одной из стен, на плите серого гранита высечено: «Построено по проекту и под руководством академика Алексея Викторовича Щусева».

 

Дома и мосты, вокзалы и театры ... Изящество, величавость, верность классике и новаторский поиск - все это творения А.В. Щусева, что украсили улицы и площади по всей стране. Но большая часть его творчества была посвящена Москве, которую он беззаветно любил.

Сын скромного кишиневского чиновника, Щусев с детства проявлял способности к рисованию. По окончании гимназии в 1891 г. он едет в Петербург, чтобы получить образование в Академии художеств, готовившей зодчих, скульпторов и художников. Студент архитектурного отделения Щусев занимался в мастерской известного мастера Л.Н. Бенуа, у которого получил основательную профессиональную подготовку. Из академии он вынес не только серьезные познания в зодчестве, но и любовь к старой национальной архитектуре. Золотая медаль, полученная им при окончании академии, давала право на творческую заграничную поездку. Вернулся Щусев в Россию после шестнадцатимесячного отсутствия с массой впечатлений, с серией npeвосходных рисунков. Его отчетная выставка получила высокую оценку.

И.Е. Репин утверждал, что Щусев рисует лучше известных архитекторов. Начинается время самостоятельного и плодотворного творчества, которое охватывает период в пятьдесят лет.

Путь в архитектуре Щусев начал посвоему. Он писал: «При изучении памятников в натуре и рисовании с них я всегда делал сопоставление с образцами русской архитектуры; которые помогли мне лучше понять форму и композицию». Высоко ценя западную и восточную архитектуру, он в то же время замечал: «Знать ее в совершенстве необходимо, но нет в ней русской шири и русской души ... » Археологические исследования и восстановление храма XII в. в Овруче, обмер и изучение многих памятников прошлого легли в фундамент творческих накоплений Алексея Викторовича. Он проектирует храм-монумент на Куликовом поле, который был признан лучшим на конкурсе, расписывает стены и иконостас в Киево-Печерской лавре, реставрирует старые и проектирует новые церкви по всей России.

Особого внимания заслуживает ансамбль Марфо-Мариинской обители, основанной Великой княгиней Елизаветой Федоровной после убийства ее мужа Сергея Александровича террористом Каляевым. В 1907 г. на Большой Ордынке, в Замоскворечье, она купила усадьбу купцов Соловьевых и поручила Щусеву возвести на этой земле церковь. Покровский храм, выстроенный в 1908-1912 гг. с использованием форм древнего псковского зодчества, получил широкую известность и вошел в учебники архитектуры. Расписывали его известные русские художники М. Нестеров и П. Корин. В советское время здесь размещался Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени академика И.Э. Грабаря. Возможно, поэтому он и уцелел. Ныне храм передан Православной церкви.

С 1910 г. А.В. Щусев - академик Петербургской академии художеств. Все предшествующие годы Щусев, как уже говорилось, работал очень напряженно, в его активе масса значительных работ, которые ныне как-то и не всегда упоминаются. Вот один из примеров. Весной 1911 г. в Стремянном переулке архитектор С. Соловьев приступил к постройке Коммерческого института (в наши дни это «Плехановка»). Через год он умирает - институт достроил и ввел в «эксплуатацию учебную» академик Щусев.

Алексей Викторович пять лет преподавал в знаменитом Строгановском художественно-промышленном училище (1913-1918 гг.). На Братском кладбище Москвы (район Сокола) в 1916 г. построил церковь, на погосте которой хоронили умерших воинов мировой войны (не сохранилась). В революцию, в 1917 г. Щусев был избран председателем Всероссийского союза зодчих - свидетельство громадного авторитета. Впоследствии ведущий советский архитектор Щусев с 1921-го по 1929 г. был председателем Московского архитектуриого общества.

Еще в разгар гражданской войны советское правительство приступило к составлению первого плана реконструкции Москвы: к этой работе, естественно, был подключен и А.В. Щусев. В комиссии он проработал семь лет, до 1925 г. Можно подумать, что в этот период он только заседал. Отнюдь нет. В 1923-1924 гг. Щусев - главный архитектор Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки, что развернула свои экспонаты у Крымского моста, на месте бывшей свалки. Было возведено свыше двухсот небольших павильонов различного назначения - молодое промышленное зодчество нащупывало свои пути. На эти же годы приходится и участие в конкурсе на постройку мавзолея Ленина. Лучшим был признан вариант Щусева. В 1930 г. деревянный мавзолей был заменен на мраморный. Не забудем и другую сторону деятельности замечательного архитектора, о которой мало известно. Тонкий знаток живописи и архитектуры, Алексей Викторович с 1926-го по 1929 г. был директором Государственной Третьяковской галереи и многое сделал для расширения и реконструкции ее залов.

Много удачного и неповторимого в творчестве Щусева, но выдающимся его достижением стал Казанский вокзал. В 1913 г. молодому академику архитектуры исполнилось сорок лет. В Петербурге Щусев высоко почитаем и любим, но неожиданно для многих он покидает город на Неве и навсегда переезжает в Москву. Перемена места жительства была не случайной - на конкурсе, объявленном правлением Московско-Казанской дороги, был принят его проект постройки нового здания вокзала. Замысел зодчего был грандиозен.

Здание не походило ни на один из существующих в мире вокзалов. Щусев предложил выстроить не один большой блок, а целый городок, состоящий из многих построек, соединенных переходами. Весь комплекс зданий напоминает русские дворцы и посольские дворы XVII в. Здесь и башни разной высоты, и большие корпуса парадных палат, и небольшие отдельные терема, дающие ощущение праздничности и красочности. Даже внутреннему убранству вокзала мастер сумел придать русский, национальный характер. Общая идея постройки - вокзал ворота на Восток. Поэтому архитектор разрабатывает башню главного павильона, похожую на башню Сююмбеки в Казанском кремле. И эта рвущаяся ввысь башня (высота ее 73 м) стала вершиной архитектурной симфонии, ее визитной карточкой.

И еще важная особенность. По плану конкурсных проектов главный фасад должен был выходить на узкий, невыразительный Рязанский проезд, зажатый между вокзалом и соединительной железнодорожной ветвью, идущей от Курского к Николаевскому вокзалу. Это потом насыпь облагородил Щусев, забрав ее склоны каменными плитами, что живы и по сей день. Алексей Викторович отчетливо видел невыгодность такого положения главного фасада не только для здания, но и для всей площади, поэтому он перенес акцентирующие архитектурные формы на угол и боковую часть здания, выходящую на Каланчевскую площадь, развернув тем самым всю композицию в наиболее выгодную для города сторону. Казанский вокзал поиному сформировал площадь, в результате чего она стала одним из лучших ансамблей столицы.

В ноябре 1913 г. проект вокзала и будущей станции после тщательного рассмотрения был утвержден Инженерным советом МПС, а автор назначен производителем работ. Не часто встретишь стройку, где прорабом числится маститый академик архитектуры. Для руководства строительством Щусев создал мастерскую, где работали талантливые архитекторы и художники.

Сам «прораб» поселился на Арбате, в Гагаринском переулке, 25. Это было просторное одноэтажное деревянное строение в семь окон, сразу, без палисада выходивших на тротуар. Москвичи его знали как особняк декабриста П.Н. Свистунова. В этом уютном и теплом доме Щусев прожил много лет, до 1939 г., здесь же у него была оборудована и небольшая мастерская.

Прежде чем построить новый вокзал, следовало разобрать старый и на этом месте ставить иные стены. Но для того, чтобы не прекращались ни на час перевозки, необходимо было срочно возвести какой-то временный вокзал и перевести туда все службы, что и было сделано между паровозным депо (сохранилась малая часть) и Рязанским проездом.

Строительную площадку огородили забором - буквально половина Каланчевской площади забелела свежим тесом ограды. Забор этот «пустым» долго не стоял: вдова штабс-капитана Мария Филиц тут же заключила с железной дорогой договор на аренду «под развеску рекламы торгово-промышленных фирм». Общая длина ограды составила 213 кв. сажен за плату по 1 руб. 50 коп. в год за каждую кв. сажень (1 сажень=2,134 м). Вот это умение быстро оценить обстановку!

На постройку вокзала по смете дорога выделила 7 млн. рублей, разбив всю программу работ по годам. Открытие вокзала предполагалось к 1 ноября 1916 г. К строительству были привлечены лучшие силы. Среди них фирма А. Бари, где главным инженером был известный конструктор В. Шухов, что спроектировал на вокзале железобетонные своды. Было здесь и «Строительное бюро железобетонных работ А.И. Макарова и К», где делами заведовал крупный инженер В.М. Келдыш, отец будущего президента Академии наук СССР.

Строительный процесс Щусев организовал очень четко. В 1914-1915 гг. была закончена кладка фундаментов, строилась котельная, багажное здание, главный вход - башня Сююмбеки. Щусев скрупулезно вникал во все детали, для него ничего не было второстепенного. Например, вопрос о шпиле башни: какой медью его покрыть - желтой или красной. Красная прочнее, но уступает в художественном отношении, «грубит», поэтому архитектор настоял на покрытии желтой медью, которая прослужит добрых 30-40 лет без смены листов.

С началом мировой войны 1914 г. поставки многих материалов, особенно металла, на стройку резко сократились. Позже стало не хватать и многих стройматериалов, положение становилось отчаянным, и это несмотря на то, что «работы по устройству вокзала Военным министерством были признаны военно-срочными». Несмотря на все заверения, стройка «зависала», вокзал был готов едва наполовину.

После революции на стройке сторожей практически не осталось - зарплату не платили, многие разбежались по деревням, где было сытнее. Щусев почти каждый день навещал свое брошенное детище, обходил стройку и что-то прикидывал. Однажды с ужасом заметил, что красногвардейцы устраивают свои позиции на лесах. Будучи человеком энергичным, архитектор тут же направил новому начальству телеграмму с горячим призывом « ... изъять постройку из гражданской войны, снять пулеметы и поставить охрану». Документ просто уникальный: мол, просим изъять вокзал из войны, и все тут. А ведь добился-таки: и пулеметы сняли, и дело миром кончилось, стали охранять.

Открытие части вокзала состоялось только В 1919 г., именно тогда в главный корпус смогли дать освещение. Щусев предпринимал титанические усилия, чтобы как-то ускорить завершение строительства. В феврале 1920 г. он добился приема у Наркомпути Красина - постройку вокзала приравняли к работам по восстановлению мостов. В марте - визит в Моссовет, где среди доводов о полезности нового вокзала был приведен и такой: он «улучшит санитарное состояние Москвы». После многих усилий положение дел стало улучшаться. К осени 1923 г. готовность главного корпуса составила 90%, ресторана - 60%, пассажирских тоннелей - 0%, вестибюля прибытия - 0%. Перекрыть своды в зале ожидания и настелить полы намеревались в 1924 г. Из-за сложностей того времени многого не успевали, но вокзал как большой, могучий организм уже жил, работал и как-то справлялся со своими задачами. Год 1926-й считается временем завершения первого этапа строительства и отделки. К 1940 г. относится следующий этап завершения замысла.

Особенно красив фасад здания, за которым размещен зал ресторана. Он удивительно хорош как внутри, так и снаружи. Редчайшую роспись ресторана выполняли видные русские художники, правда, закончена она была лишь к 1940 г.

Все, что построил Щусев в Москве, трудно даже перечислить. Здесь и гостиница «Москва» (1932-1935 гг., в соавторстве с архитекторами Л. Савельевым, О. Стапрана), дом в Брюсовском переулке для артистов Большого театра, здание Наркомзема в Орликовом переулке, Военно-транспортная академия (1930 - 1934 гг.) на пл. Маяковского (бывшая Военно-политическая академия, ныне Военный университет). Против входа в ЦПКиО им. Горького, где ныне стоит Центральный дом художника, в 1939 г. по проекту Щусева началось строительство здания Академии наук СССР. Война приостановила стройку, затем ее перенесли на другое место, но ведь это тоже солидный штрих в творческой биографии.

В творчестве Щусева видное место занимает работа по сооружению Москворецкого моста у Кремля, возведенного в 1936-1938 гг. Этот красавец по праву стал достопримечательностью столицы. Подлинным шедевром стала станция «Комсомольская» на Кольцевой линии метро. Работая вместе с группой архитекторов и художников, Щусев предложил живописный, увенчанный богатырским шлемом павильон, перекликающийся с ансамблем Казанского вокзала. Но самое значительное впечатление производит громадный перронный зал с прекрасной мозаикой - зал Победы. Строительство его было завершено уже после смерти зодчего, в 1952 году.

Перечень работ Щусева по стране огромен. Тут и жилые дома, и театры, и административные и общественные здания, десятки мостов, проекты реконструкции целых городов: Новгорода, родного ему Кишинева, Истры, Туапсе. И везде виден почерк большого мастера, крупного художника, ученого. Работы Щусева по праву вошли в золотой фонд отечественного зодчества.

Юлиан Толстов

 

 -

 

 

Категория: Московские вокзалы | Добавил: Tolstov (21.01.2014)
Просмотров: 455 | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2018